Предлагаю краткое описание своего маршрута через плато Асы.
Так как на точные измерения не было желания, опишу свой поход с небольшой погрешностью в километраже, но с довольно четким описанием самого маршрута. Сразу прошу прощения за возможные неточности, если что – подправьте.
Выезд с Алматы по талгарской трассе до г. Талгар. Дорога асфальтированная, на всем протяжении небольшой уклон вверх.
~ 30 км от Алматы – въезжаем в г. Талгар. На одном из светофоров (ул. Рыскулова) уходим налево, на Иссык. Дорогу можно уточнить у любого прохожего, Здесь будет уклон вниз около 7-8 км, педали можно не крутить, вел стабильно идет от 25 до 35 км/ч.
~50 км въезд в Иссык. Проезжаем его, едем дальше по направлению в г. Тургень.
~70 км после монумента (не могу так описать), объявляющего тургеньскую облась вправо отходит дорога в тургеньское ущелье. Нам надо в него. Сначала это пологая долина, потом она становится круче с ярко выраженными подъемами. Длина ущелья около 20-25 км до села Батан. Через километр – два после села дорога раздваевается – вправо – на Тургеньские водопады (~8 км), прямо – на плато Асы и Бортагой. Там даже есть треугольный красный информационный знак (Асы -15 км, Бортагой – 80 км). Там же (чуть дальше) стоит шлагбаум, на котором пришлось договариваться, чтобы пропустили машину сопровождения.
~95 км Подъем по ущелью Ойжайляу. Очень крутое и красивое ущелье с бурной рекой одноименного названия. Протяженность – около 7-8 км. По окончании ущелья дорога выполаживается и выходит на большое плато. Здесь есть большая земляная (справа) насыпь, от которой наша дорога сворачивает налево, а прямо отходит съезд на местное жайляу
С этого момента (или даже чуть раньше) становится видна обсерватория, которая оказывается прямо по курсу. Здесь в нашем походе было решено ставить ночлег.
Итак, следующий день.
После поворота дороги обсерватория оказывается справа от нас, первые несколько километров дорога без сильных подъемов, ~4 км с места поворотадорога поворачивает направо, начинается серпантин, выводящий на перевал.
~ 110 км перевал. С него то и видна долина реки Асы. Сразу после перевала от основной дороги отделяется съезд влево (основная дорога, как я понял, ведет на обсерваторию), Нам как раз на этот съезд. Далее идет очень долгий участок, почти пологий (но с небольшим уклоном вниз) по долине реки Асы. Каждые 3-4 км попадаются небольшие речушки, участки с грязью, огромные лужи которые при достаточной сноровке можно переезжать прям на велосипеде. Здесь стоит держаться самой накатаной и наезженной дороги. В основном, дорога идет по левому берегу реки
~135-140 км – Поселок Асы. Несколько строений, и вывеска «Кумыс, баранина» и что-то в подобном духе.
~ 150 км. Дорога переходит на правую сторону реки Асы (к этому времени и месту река была уже довольно полноводной, тем не менее у меня получилоси переехать ее верхом на велосипеде) Здесь начинаются довольно крутые взлеты и сбросы, грунт в основном желто оражевого цвета, мелкий гравий. Можно и улететь. Сама река уходит в каньон. Здесь ландшашт начинает меняеться с горно-долинног на степной.
~160-165 км. Какой-то домик с самодельным шлагбаумом. Замков нет, шлагбаум можно окрыть просто так. Тут начинается небольшая роща (увы, не знаю что за деревья), по окончанюю которой подъем на перевал Нуб (точно не знаю, верное ли название). Подъем местами очень крутой (Ехал на 1-2 местами приходилось даже на 1-1 переключаться) по небольшому сухому ущелью. Дорога – средний гравий, на котором мои слики зарывались, приходилось тупо и упрямо крутить дальше с большей силой. По дороге встретится родник с очень вкусной (ИМХО) водой. Ландшафт – резко степной.
~170 км – перевал Нуб. С него уже виден Бортагой. Далее спуск средней крутизны по гравийке. Размер так-же, средний. Через 10-12 км появляются песчанные участки (для моих сликов было испытание).
~185-190 – Берег. Велосипедная часть закончена. Здраствуй усталость и эмоции от пройденного маршрута. Гуляя по берегу будьте осторожны – мы нашли скорпиона.
Сообщение отредактировал Shvonder: 16.07.2010, 13:30:11