Я, конечно, легко согласился взглянуть на «кухню» такого обсуждаемого ТВ-действа: некоторым образом этот эфир был приурочен к выходу новой книги «ЛиSтьев. Поле чудес в стране дураков» (серия «Хронограф», «Рипол-Классик»), которая должна была появиться на ярмарке Non-fiction, что финишировала в минувшее воскресенье.
Съемки длились с 11 утра до полуночи. Да, не могу не признать: и я, и Лера Владиславовна – были ошарашены. Если не сказать – потрясены. У меня даже как-то вырвалось лаконичное «о…еть!». Нам предложилиуверовать, что фантом убитого озвучил через трех экстрасенсов вещи, которые, как мы полагали, не могли быть никому из окружения известны.
Например, Валера даже от родной матери (Елены Есиной, первой жены Влада) скрывала, что Лерин предыдущий муж был картежником (между прочим, своей маме Лера не призналась, что участвует в этой передаче).
А мне двое из медиумов (Александр Шепс и Данис Глинштейн) передали от Листьева привет… моей дочери. При том, что я искренне полагал: Влад и Алла даже не были знакомы. Я прямо во время записи программы позвонил дочери (не знал, что это тоже фиксировали камеры). И Алла мне напомнила, что после школы я действительно возил ее в Останкино и знакомил с коллегами по «Взгляду» и, оказывается (я этого не помнил), Листьев водил ее по Телецентру, они какое-то время общались, он мою блондинку опекал (в презумпции того, что ее собственный родитель – тот еще раз…дяй & эгоист) и говорил, что, мол, всегда ей поможет!
Ну и много других было там странностей, много.
Значит ли это, что я на 100% уверовал в то, что тем вечером мы действительно общались с духом Влада? Ну, нет, все-таки я по своему долгу профессиональному обязан оставаться скептиком. В конце концов, Дэвид Копперфильд 30 лет назад (в 1983 году) «спрятал» Статую Свободы, хотя мы понимали, что стали свидетелями продуманной масштабной мистификации.
С Лерой я спустя неделю сходил не столько пообедать, сколько провивисекторствовать собственные ощущения. Мнения наши в целом совпали. То, что делают эстонская ведьма Мерилин Керро и наш колдун Александр Шепс – впечатляет даже самых пристрастных. Как они ЭТО делают – не-по-нят-но.
Проговорю еще раз: то, что сказал на съемках (кстати, должен отдать должное коллегам: монтаж потрясающий, однако, при этом лояльный… в том смысле что из нас обоих – Валерии Владиславовны Листьевой и меня – можно было при желании сделать восторженных фанатов проекта):
– Я по роду профессии своей скептик… Я верю в то, что есть люди с такого рода способностями, но сомневаюсь, что настоящие медиумы готовы участвовать в телепередачах и конвертировать свой дар в прибыль, которую приносит бизнес-конвейер.
И о сомнениях моих
Не могу умолчать и о том, что влегкую напрягло. О дне и месте съемок узнал за день. При том, что сама идея возникла еще весной, и, стало быть, заинтересованные лица могли собирать инфу об «объекте» (Листьеве) и «экспертах» (его дочери и мне) почти полгода. Правда, не знаю, есть ли такие возможности (на других ТВ-каналах, насколько понимаю, частные детективы в штате не предусмотрены). Короче, на день съемки (7 ноября) у меня был запланирован эфир своей программы «Правда-24». Поэтому я отказался принимать участие в записи; позвонил Владимиру Мукусеву и уговорил его выручить меня и ТНТ-коллег, подменить. Тем более, что Володя = один из основателей жанра журналистских ТВ-расследований у нас в стране да и знал Листьева в сто раз, лучше чем я. Сто раз – это не фигура речи, просто хронологический параметр: студент журфака Листьев писал диплом по творчеству старшего товарища и работали они бок о бок с запуска «Взгляда» в 1987 году до скандального изгнания Мукусева из «молодежки» в 1991.
Короче, я обрадовался тому, что вроде как нашел выход из ситуации. Но продюсеры «БЭ» стояли насмерть и сказали, что вся бригада будет просто ждать, пока я освобожусь. В результате я опоздал на съемку часа на четыре. И вот с Мукусевым непонятка: либо действительно был заготовленный сценарий, либо Владимир в «черном» ТВ-списке.
После эфира мне некий Дмитрий прислал письмо:
«Да, к теме якобы общения с духом покойного Влада Листьева. Разумеется, ни с каким духом Листьева вы и медиум Шепс не общались. Ведь кто такой вообще медиум? Это посредник, который осуществляет связь между людьми и образами – инфо-энергетическими слепками индивидуальных сознаний, сохраняемыми в пространстве. В том и всё дело. Дух Листьева как раз не стал бы передавать привет Вашей дочери, ведь при жизни он не хотел Вам говорить о своем с ней знакомстве. Этот привет передают именно медиумы, так как перед ними стоит цель впечатлить наиболее эффектным образом и вывести из состояния скепсиса по отношению к «миру духов». Если передать о Листьеве информацию, известную всем, это вообще не впечатляет, если передать лишь то, что известно только Вам – уже производит впечатление. Но лучше всего передать то, что и Вам самому неизвестно (но может быть подтверждено)».
Нечто схожее написал и один из комментаторов моей записи в МК-блоге:
«Когда тебе показывают сюжет, конечно, трудно объективно судить о таких вещах. Просто так ничего не бывает. Из жизненного опыта: довелось пообщаться по телефону с человеком, рассказавшем то, чего нельзя нафантазировать. Впечатлило. Сильно. Потом начинаешь анализировать, сопоставлять факты. Рассказано было то, что действительно было. Ничего сверхъестественного. Получается, что вся информация, собственно, была во мне, почерпнута из меня, я и сама всё знала. Есть такие люди, которые видят как бы фантомов, возможно, дети и животные видят. Эти эмоционально-энергетические фантомы не могут пропасть, они тоже материя, только отличимая от нашей, привычной очевидности. Вот за границы очевидности зайти, заглянуть только эмоциями, наверно, можно. Одной природы эмоции и вот это непостижимое».
Еще одна деталь. На испытании была армейская фотография, о происхождении которой, как выяснилось перед началом съемок, не знала съемочная группа. Телевизионщикам изображение передала вторая жена Листьева, Татьяна. Однако я знал, кто сделал ту армейскую фотку. Это работа Саши Астафьева, с которым Влад служил в Таманской дивизии. Дело в том, что мы с Александром вместе работали в «МК» еще до того, как взошла звезда Листьева (в середине 80-х). После появления на экранах ЦТ легендарного «Взгляда» Астафьев рассказал мне о своем сослуживце. А когда с подачи Любимова я оказался в обойме ведущих, фотограф (который позднее возглавил отдел иллюстраций знаменитой газеты) передал через меня эту фотографию (на самом деле – целую серию фото) своему армейскому товарищу. Так вот, когда нас с Лерой пригласили для общения с Шепсом, он не смог ответить мне на вопрос – кто автор негатива, хотя во время испытания достаточно точно описал все изображения, заглядывая при этом лишь в сосуд с пеплом. Хотя, само собой, этот факт не может быть доказательством/опровержением чего-либо. Я спросил потом у ведущего, видел ли он сам что-то в тех пепельных конструкциях колдуна, и мне Марат сказал, что когда Шепс диагностировал фото Валерии, на дне той чаши действительно можно было разглядеть женскую фигурку.
Короче. Я, само собой, допускаю, что не все дело чисто: в этом бизнесе серьезные $$$. Однако, если даже допустить, что кто-либо из съемочной группы сливает информацию кое-кому из экстрасенсов, остаются совершенно необъяснимые (не говорю – мистические) детали. Предположим, Александр Шепс знал, какие именно фотографии будут на испытании и кто будет комментировать происходящее. Однако я сам, своими руками развешивал открытки перед заходом каждого из медиумов и в этом помещении не было никаких зеркал и/или девайсов, которые могли бы облегчить задачу участникам. «Ушей» у кудесников я не заметил. Тем не менее, и Шепс и Мерилин Керро безошибочно определяли – где какое изображение. В сотый раз проговорю: не понимаю, как они это делают.
Так что впечатление это производит.
И это не все.
По-любому, я отложил на месяц – другой выход новой книги «ЛиSтьев. Поле чудес в стране дураков».
Продолжение следует.
Помышутинка, хотелось бы узнать Ваше мнение