23 апреля в Алматы президент РК Нурсултан Назарбаев принимал годовые отчеты представителей монетарных властей Казахстана в лице председателя Национального банка Анвара Сайденова, главы Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Армана Дунаева и руководителя Агентства по регулированию деятельности Регионального финансового центра города Алматы Аркена Арыстанова. В ходе этой встречи названные ответственные лица выступали с речами об итогах проделанной их ведомствами в 2006 году работы.
Кстати сказать, такие ежегодные совещания традиционно проводятся во второй половине апреля. В прошлом году это было 17 апреля. Нынче ? несколько позже. Что же изменилось за, так сказать, отчетный год?
Прежде всего, обратим внимание на такие обстоятельства. В прошлом году президент РК Н.Назарбаев, обращая внимание на факт достижения ценами на нефть уровня 71 доллара за баррель, выказал озабоченность увеличением размеров внешнего долга государства. Тогда впервые, насколько помнится, на таком высоком государственном уровне было уделено столь серьезное внимание этому вопросу. На тот момент речь шла об объеме валового внешнего долга Казахстана по итогам 2005 года в размере $41,5 млрд. или, иными словами, 74% от ВВП ($56,35 млрд.).
Сейчас, в апреле 2007 года, цены на нефть держится на уровне где-то 67 долларов. То есть она несколько ниже, чем это было год назад. Кстати, показатель добычи нефти за прошлый год практически не вырос. Ну а вот объем валового внешнего долга за тот же срок увеличился почти вдвое. Он, как сообщил в ходе встречи у президента председатель Нацбанка А.Сайденов, на конец прошлого года внешний долг составил 95% от ВВП ($77,9 млрд.). Следовательно, его показатель увеличился до $74,1 млрд.
Это ? гигантский показатель. В мире среди стран с населением до 20 млн. человек Казахстан, пожалуй, единственный, у кого есть столь большой внешний долг. Правда, доля самого государства в его валовом объеме, судя по всему, остается незначительной. Значительную часть общего показателя внешнего долга составляют, как это принято объяснять, так называемые ?межфирменные? долги. В данном случае имеются в виду права требования зарубежных материнских компаний к своим действующим в Казахстане дочерним структурам.
В то же время не секрет то, что за последние два года темпы роста этого долга в первую голову подстегивались внешними заимствованиями отечественных банков второго уровня и частных компаний. Об этом наглядно свидетельствуют такие сравнительные данные.
Так, объем валового внешнего долга за 2005 год увеличился на $9,4 млрд. ? с $32,1 млрд. в конце 2004-го до $41,5 млрд. в начале 2006-го. Выдающийся вклад в этот прирост, судя по озвученным в свое время данным, внес банковский сектор страны. Это ? $7 млрд. из $9,4 млрд. То есть в течение 2005 года внешний долг банковского сектора страны увеличился вдвое.
За 2006 год показатель внешнего долга Казахстана вырос на $32,6 млрд. - $41,5 млрд. до $74,1 млрд. Доля банковского сектора в показателе прироста почти $20 млрд. Ведь общий показатель его внешних заимствований по итогам прошлого года превысил $33 млрд.
Другими словами, внешний долг банковского сектора страны, составлявший на начало 2005 года $7 млрд., за прошедшие с тех пор два года, увеличился почти в 5 раз. Что и говорить - фантастические темпы. Надо, видимо, позавидовать такому бурному росту активности отечественного банковского сектора. Однако сейчас международные финансовые институты выражают серьезную озабоченность по поводу дальнейшего резкого увеличения объемов кредитования казахстанских банков, ибо качество их активов еще не прошло проверки в условиях экономического или политического шока.
Мы бы обратили внимание еще и на такое обстоятельство. Ведь при общепризнанной развитости банковского сектора страны уровень финансового посредничества в Казахстане все еще остается относительно низким постольку, поскольку большая часть средств, обеспечивающих продолжающееся вот уже восьмой год (с середины 1999 года по настоящее время) подряд стремительное развитие экономики, до сих пор поступает не из отечественного банковского сектора.
Многие из тех транснациональных корпораций, чья деятельность у нас в стране решающим образом обусловила и обуславливает бурный экономический рост, финансируют работу своих казахстанских дочерних предприятий напрямую из-за рубежа. Так что нет ничего удивительного в том, что доля кредитов отечественных банков лидирующим секторам экономики Казахстана ? нефтегазовой отрасли и металлургии ? была и остается невелика. Отсюда вывод: нефтяные, добывающие и металлургические компании получают, как и прежде, подпитку в форме прямого и непосредственного иностранного финансирования или же финансируют свою деятельность за счет собственных средств. Ситуация достаточно парадоксальная.
С одной стороны, вот уже столько лет экономика Казахстана переживает, так сказать, расцвет, в первую очередь, благодаря, высоким ценам на нефть на международном рынке и растущим объемам нефтедобычи на отечественных месторождениях. Вместе с ростом цен и уровня производства нефти увеличиваются показатели ВВП и валового внешнего долга. Причем все более и более стремительно. Показатель внешнего долга как бы наступает на пятки показателю ВВП. А ведь еще недавно разрыв между ними был достаточно солидный. Но сейчас уже становится привычной ситуация, когда объем внешнего долга год складывается на уровне, который лишь немногим ниже показателя ВВП. При этом особенно впечатляет почти пятикратное увеличение внешней задолженности сети отечественных банков за прошедшее двухлетие.
С другой стороны, этот самый банковский сектор Казахстана, на долю которого, кстати сказать, пришлись почти $20 млрд. из $32,6 млрд. прошлогоднего прироста валового внешнего долга страны, все еще слишком мало принимает участия в финансировании нефтегазовой отрасли - локомотива развития отечественной экономики. То есть, бурный рост производства нефти и объемов ее экспорта и бум в сфере оказания банковских услуг ? это как бы мало связанные между собой процессы. Хотя и то и другое происходит в Казахстане. Насколько это нормально? И нормально ли оно вообще?
А теперь вернемся к вопросу о системе ?внутрифирменных? долговых обязательств, на которой в значительной мере держится дело финансирования нефтегазовой отрасли и металлургии Казахстана. Не раз, вроде как, говорилось о том, что они не должны были бы включаться в общий показатель внешнего долга нашей страны. Но они, тем не менее, как включались туда, так и продолжают включаться. И, видимо, с этим ничего не поделаешь. Как следствие, внешний долг Казахстана в расчете на душу населения один из самых крупных в мире. Сейчас он составляет немногим менее 5 тысяч долларов и совсем ненамного отстает от показателя ВВП на душу населения.
По этой части даже Китай, который, чтобы стать ?мировой фабрикой? по производству товаров массового потребления, разместил у себя филиалы и дочерние предприятия едва ли не всех сколько-нибудь крупных западных компаний, значительно отстает от Казахстана. Скажем, к началу 2005 года там объем валового внешнего долга составил $228,6 млрд. Или по $175,8 на душу населения. К настоящему времени эти показатели увеличились. Но совсем незначительно. Однако для Китая с его золотовалютным запасом в триллион долларов и внешнеторговым профицитом, исчисляемым сотнями миллиардов долларов, это, должно быть, совсем ничего.
Другое дело ? Казахстан. Тут практически все экономическое благополучие держится главным образом на нефти.
Считается, что нефтяной сектор обеспечивает значительную часть доходов государства. Он также тащит нашу экономику в гору. С благополучным в целом состоянием дел в этом секторе напрямую связан и стремительный рост объемов внешнего долга страны. Но как долго такая ситуация может сохраняться? И что произойдет, если она изменится? Окажется ли тогда Казахстан в состоянии продолжать справляться с бременем гигантского для такой небольшой страны внешнего долга?
А ведь экономическая ситуация может сделаться в скором же времени менее благополучной и при сохранении благоприятной конъюнктуры на рынке основных экспортных товаров страны ? нефти, газа, металлопродукции. Некоторые экономические аналитики еще в прошлом предсказывали, что к концу 2008 года экономика Казахстана может столкнуться с серьезными трудностями, если к тому времени не будут вложены значительные инвестиции в несырьевые секторы производства.
Разумеется, говорить, что ничего в этом направлении не делается, нельзя. Меры по экономической диверсификации принимались и принимаются. Особенно много инициатив появилось в последнее время. Но судить о том, какие все эти меры в действительности могут дать всходы, пока представляется преждевременным. А 2008 год, что называется, уже не за горами.
Динамика роста показателей добычи нефти, ВВП и внешнего долга в Казахстане в 1998-2006 г.г.
Годы
Производство нефти (в тоннах)
ВВП (млрд.)
Валовой внешний долг
1998
26 млн.
$22,4
$7,8
1999
30 млн.
$17,6
$8,1
2000
35 млн.
$18,3
$12,3
2001
40 млн.
$22,1
$13,8
2002
47 млн.
$24,6
$12,9
2003
50 млн.
$29,7
$22,8
2004
61 млн.
$40,7
$32,4
2005
64 млн.
$56,4
$41,5
2006
65 млн.
$77,9
$74,1
http://zonakz.net/ar...dffa450168d1b70
http://www.worlddebt...y/kazah_exdebt/
http://213.211.77.60...8...E&docid=346
Внешний долг почти сравнялся с ВВП
Автор KyrEx, 07.05.2007, 12:50
#2
Отправлено 07.05.2007, 13:52:53
Есть специальная тема: Economix
http://vse.kz/index....ic=23320&st=380
там как раз такие вопросы и обсуждаются
предлагаю закрыть эту тему и перейти в спецтему.
http://vse.kz/index....ic=23320&st=380
там как раз такие вопросы и обсуждаются
предлагаю закрыть эту тему и перейти в спецтему.
Сообщение отредактировал cracken: 07.05.2007, 13:54:42
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0