Караван. Храните кровь в банке.?42 20 Октября 2006 г.
Храните кровь в банке
Татьяна ТЕН
По решению суда приостановлена деятельность центров крови в Темиртау
и Жезказгане. Несмотря на то, что дефицит донорской крови в Карагандинской области составляет более шести тысяч литров в год.
Именно в Темиртау впервые в Казахстане в конце 80-х появился СПИД. Здесь же в 1997 году произошло два случая переливания крови больным от ВИЧ-инфицированного донора. Но только после трагедии в Южно-Казахстанской области, где переливание зараженной крови детям стало причиной беспрецедентной по масштабам трагедии, в регионе обратили внимание на центры крови.
Сейчас в Карагандинской области зарегистрировано 1760 ВИЧ-инфицированных, из них 515 уже умерли. 102 ребенка родились от ВИЧ-инфицированных матерей, 11 малышам уже выставлен диагноз ВИЧ.
Принято считать, что смертельная болезнь шествует по региону на кончике иглы наркоманов. Однако центры крови закрыты, в их работе найдена масса нарушений. И если десять лет назад были случаи заражения людей СПИДом во время переливания крови, то где гарантия, что дело ограничилось только этими двумя случаями?
ЗАКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
Как нам стало известно, санитарные врачи категорически требовали закрыть станции переливания крови в Темиртау и Жезказгане. Судебный иск, направленный в экономический суд, содержал десяток нарушений, обнаруженных в результате проверки.
Среди них ? 100-процентный износ оборудования, острая нехватка площадей, оказание отдельных видов услуг без лицензии. По каким-то причинам впоследствии решение смягчили, и суд вынес постановление о временном приостановлении деятельности центров крови до устранения отдельных недостатков.
Причин неожиданной смены формулировки может быть несколько. На сегодняшний день дефицит донорской крови в Карагандинской области составляет более шести тысяч литров ежегодно. Исключить из кровной артерии два крупных города области ? значит лишиться еще порядка 3-4 тысяч литров.
Вероятно, была принята во внимание и специфика двух городов, где расположены крупнейшие и опасные производства ? металлургический комбинат, медеплавильный завод, многочисленные рудники и шахты. Горнодобывающая и металлургическая промышленность лидирует по числу несчастных случаев на производстве, нередко массовых. Было бы слишком опасно обескровить эти города. Рядом с Темиртау к тому же проходит республиканская трасса Астана?Алматы, на которой ежедневно происходят аварии. Именно так и звучит официальная версия.
Руководствуясь этими причинами, санэпиднадзор и суд сочли возможным лишь временно приостановить деятельность центров крови в двух промышленных городах. Без паники, продолжаем работать. Все поправимо.
ВЫЯВИТЬ И ПРЕСЕЧЬ
Если поразмыслить, можно найти и другую подоплеку неожиданного благодушия, сменившего грозовые тучи. Фронтальные проверки обрушились на крупные клиники, центры СПИД и станции переливания крови как следствие шымкентских событий. Все контролирующие органы бросились проверять, пресекать. И особенно выявлять.
И тут совершенно неожиданным образом выяснилось, что практически на всех станциях городов-спутников устаревшее оборудование, допотопные автоклавы, работающие с 80-х годов. Катастрофически не хватает площадей, из-за чего стерильный и грязный инструментарий хранится в одной комнате. А рядом с работающим автоклавом ведется первичный прием доноров. Не хватает денег, кровь хранится в допотопных холодильниках советских времен.
Поддавшись общему импульсу, проверяющая сторона гневно изобличила все указанные недостатки и решительно потребовала немедленно всех закрыть.
Но, вероятно, скоро кто-то очень умный сообразил, что палка имеет два конца и второй конец может обрушиться на голову самих проверяющих.
Автоклавы ведь не вчера все разом состарились. Могут ведь и спросить: а где ж вы раньше-то были со своими генеральными проверками?
Сообразили и поправили. И вот уже вопиющие нарушения стали ?отдельными недостатками?, антисанитарная теснота в помещениях и несоблюдение дезрежима ? ?временными трудностями?. А старые автоклавы, оказывается, действительно буквально вчера отслужили свой гарантированный срок и завтра в плановом (!) порядке подлежат замене.
Начальник отдела надзора за особо опасными и карантинными инфекциями Марк Константиниди и вовсе сказал, что центры крови в Темиртау и Жезказгане временно приостановили свою работу в связи с тем, что там проводится? капитальный ремонт. ?Подошло время проводить ремонт, это плановый ремонт. Потому мы и обратились в суд с исковым заявлением временно приостановить деятельность центров крови?, ? сказал он.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы приостановка деятельности какого-либо предприятия в связи с ремонтом решалась в суде? Может быть, так принято в сфере здравоохранения? В этом месте всем надо сделать пометку. В следующий раз, когда увидите закрытую на ремонт поликлинику или аптеку, обязательно поинтересуйтесь: а есть ли у них на этот счет решение суда?
В ЦЕНТРЕ КРОВИ ВСЕ ПО-СТАРОМУ
Побывав в центре крови Темиртау, мы никаких признаков ремонта не заметили. Все сотрудники на местах. Те же урчащие советские холодильники ЗИЛ, тот же автоклав, стерилизующий инструментарий уже без малого 17 лет. Та же теснота.
Но до недавних событий все это никого не смущало. Темиртаускому центру крови можно сказать еще и повезло. Раньше он располагался в старой части города, в довоенном здании барачного типа. Что, впрочем, очень типично для этой отрасли здравоохранения. Все станции переливания крови рождались вместе с городами. Всем по 40?50 лет. Как загнали в бараки полвека назад, так они там и застряли.
Но в Темиртау в конце 80-х грянул гром. СПИД! ВИЧ-инфекция распространялась с геометрической прогрессией. Первый ВИЧ-инфицированный, первый больной СПИДом. Первый ребенок, рожденный от инфицированной матери. Первые смерти ? все здесь в Темиртау. Здесь же в разгар эпидемии в 1997 году произошли два случая переливания крови больным от ВИЧ-инфицированного донора.
Сразу после ЧП с переливанием инфицированной крови в том же году центр крови в срочном порядке перевели из гнилого барака в другое помещение. И с тех пор он размещается на одном из этажей городского роддома.
Можно ли было это сделать раньше? Вопрос первый. Можно ли было в том же 1997 году предусмотреть просторные помещения, оснастить современным оборудованием, выделить средства на мощные холодильники и модернизировать лаборатории? Вопрос второй.
И по сей день Темиртау лидирует по числу ВИЧ. 1300 инфицированных на 150 тысяч жителей города. Всего по Карагандинской области на сегодня зарегистрировано 1760 ВИЧ-инфицированных, из них 515 уже умерли. 102 ребенка родились от ВИЧ-инфицированных матерей, 11 малышам уже выставлен диагноз ВИЧ.
ЭПИДЕМИЯ НЕ ПРОШЛА?
У карагандинцев и особенно темиртаусцев должно уже выработаться особое обостренное чувство опасности. Но почему-то к глобальным ревизиям и реальным действиям нас подвиг шымкентский скандал.
Результатом глобальных проверок в области стало принятие решения: немедленно начать мощную модернизацию областного центра крови и выделить на эти цели 170 миллионов тенге. Чтобы не допустить трагедий, подобных шымкентской. Странная логика, учитывая, что в области за 17 лет эпидемии СПИДа уже 1760 случаев ВИЧ, а с начала года выявлено еще 175 новых инфицированных.
Но чиновников от здравоохранения такая постановка вопроса не смущает. Они твердо держатся своей позиции: ВИЧ-инфекция в Карагандинскую область пришла через грязный шприц наркоманов, донорская кровь здесь ни при чем. О двух случаях заражения инфицированной кровью в больничном стационаре стараются не говорить.
Что старое поминать, давно это было. Никто больше не пострадал. Все участники событий уже умерли. И донор, и обе несчастные жертвы. И почти как оправдание прозвучала реплика, что один из пациентов, которому перелили зараженную кровь, был безнадежным онкологическим больным, его дни и так были сочтены.
А в целом, уверяет главный врач областного центра крови Владимир Локтионов, с донорской кровью у нас всегда был железный порядок. Но чтобы еще более укрепить этот порядок, необходимо создать банк карантинизированной крови. Только это может гарантировать стопроцентную безопасность. И 170 миллионов нужны именно для этого. Деньги будут выделены в следующем году. Так что нам только год продержаться. Продержались ведь 17 лет. А потом наша кровь будет храниться в надежном банке.