Рациональное основание (про собак)
собаки живодеры опасность
На тему бродячих животных, живодеров и прочего я немало писала в соответствующих темах, стараясь что-то сделать, как-то изменить общественное мнение, но... все чаще невеселые мысли приходят в голову, гнусное ощущение, что все зря... Впрочем, по порядку.
Как-то я заявила, что у гуманного отношения к животным есть очень много рациональных оснований. Сейчас бродячих и не только (факты кражи домашних животных живодерами далеко не редкость) ждет страшная участь. По идее, их отлавливают, оставляют на 3-дневный срок, потом гуманно усыпляют, если не нашлись хозяева. Это на бумаге, в реалиях же...
Система отловов – бездарная трата государственных денег.
Почему уничтожение бродячих животных бессмысленно?
В биологии есть такое понятие, как "собственная регуляторная функция биологических популяций". Если попроще - популяция, достигнув определенной плотности населения, автоматически снижает темпы прироста при конкретной численности особей на ограниченную площадь. То есть, если данная площадь в состоянии прокормить 10 собак, при нормальных условиях их никогда не станет 15-20. На повышенную же смертность, популяция автоматически реагирует ускоренными темпами размножения. Но если смертность будет константой - допустим с одного участка изымается в месяц 5 собак из 10 - их ежемесячная численность как раз будет те самые 15-20 - так сказать, золотой запас.
Популяция быстро восстанавливается и за счет большего выживания молодняка - меньшая конкуренция при том же количестве еды - и за счет новых выброшенных или потерявшихся собак.
Безвозвратное изъятие приводит только к омолаживанию стай собак и, как следствие, к их одичанию. Потому что на улице остаются и выживают именно мобильные, молодые, сильные, здоровые особи, не доверяющие людям, и, соответственно, более опасные. К тому же именно молодые особи находятся в зоне риска для многих заболеваний, что ухудшает общую эпидемиологическую обстановку.
Да, уничтожение дешевле в отношении каждой отдельной собаки. Но в массе - это постоянная трата денег налогоплательщиков на существование садистов. Массовый отлов-отстрел постепенно приводит к тому, что бродячие собаки становятся реальной угрозой.
Наивны те, кто считает, что если сегодня вызвать живодеров, завтра жизнь будет спокойной и безопасной. Как бы не так. Свято место пусто не бывает, и территорию займет другая стая - более умная, хитрая, агрессивная и еще менее склонная доверять людям. И чем больше таких стай будет уничтожено - не суть топором лично, вызовом отлова - тем агрессивнее и умнее будут собаки, которые друзьями человека уже никогда не станут.
Год за годом государство тратит немалые деньги на живодеров. Ежедневно жесточайшим образом в нашей стране уничтожаются тысячи собак. Но посмотрите на улицу – лучше не становится. Бездомных собак не становится меньше, угроза жителям не уменьшается.
Ситуация была бы комичная, если бы не была так страшна: на наши же деньги в мегаполисе создают дополнительную угрозу нашему здоровью и даже жизни. Если система доказала свою неэффективность, зачем же с упорством, достойным лучшего применения, мы наступаем и наступаем на одни и те же грабли?
Почти без вариантов...
Что делать? Единственный вариант, на мой взгляд, оставить сейчас собак в покое, чтобы популяция остановилась на своем пике, подождать социальной адаптации этих животных - а это произойдет, поверьте, если я буду уверена, что кастрированного-стерилизованного мной животного завтра не забьют арматурой, и приручу, и проглистогоню, и вакцинирую. А дальше - финансировать кастрацию-стерилизацию и возвращение в среду обитания. В таком случае мы получим ситуацию с бродячими животными, к примеру, как в Италии - спокойных, ласковых, неагрессивных собак, не представляющих собой угрозу для населения. Ну или более близкий пример – Турция.
Сейчас для прекрасной защиты от бродячих стай, представляющих основную опасность для людей, можно поселить во дворе в будке или каком-то закутке местных дворовых собак. Но просто прикормить-поселить – мало. Во-первых, самое главное – решить вопрос с репродуктивными функциями собак. Решается это либо оперативным путем – кастрация-стерилизация, либо гормональным. Кобелей лучше всего кастрировать – это сравнительно недорогая операция, не требующая особого ухода. С суками сложнее, оптимальным вариантом является оплата передержки при клинике. Но можно обойтись и гормональным уколом, которого хватает на полгода-год (обязательна консультация с ветеринаром!). Да, гормональный укол – это очень небезопасная и толком не изученная, чреватая онкологией вещь, но это меньшее зло...
Когда я что-то публикую, мне всегда кажется, что объяснять элементарные вещи не нужно, но почти каждый раз убеждаюсь в обратном. Гуляющая сука привлекает всех местных кобелей, и я не знаю ни одного любителя животных, кому понравится свора озабоченных самцов у собственного подъезда. К тому же у сук со щенками всегда меняется характер. А жители двора и особенно дети к таким переменам готовы не будут. И, скорее всего, будет вызван отлов.
Собакам нужен свой угол. Будку можно построить из коробок, утеплив всякими тряпками. Но обязательно получить согласие жильцов и уведомить дворников, которые очень любят подобные конструкции разбирать для своих нужд.
Cобак надо оберегать и поддерживать. Оберегать чаще всего приходится от тех же самых живодеров. А поддержка собакам требуется для того, чтобы отстоять свою территорию от бродячих стай, чья численность может достигать нескольких десятков. Для этого достаточно просто выйти и вместе с собакой (поверьте, это будет именно вместе, даже если вы не кормите и не ухаживаете за ней) пойти в сторону захватчиков. Человек должен вести себя спокойно, целеустремленно – не надо махать руками, замахиваться палками или еще что-то, просто идти, можно с аутотренингом «я тут хозяин, это мой двор и я решаю, кто здесь будет жить».
Еще один очень важный момент - дворовым собакам надо давать еды ровно столько, сколько им нужно. То есть категорически нельзя оставлять кучу еды в мешочках на потом. Вынесли собаке поесть – что она не съела, убрать или выбросить. Таким образом вы ограничиваете кормовую базу двора 1-2 собаками. Ну и желательно собак глистогонить, прививать и обрабатывать от блох. В принципе, эту миссию обычно на себя берут владельцы домашних собак.
Преступное воспитание.
Очень хочется обратиться к родителям – пожалуйста, прекратите превращать своих детей в жертв. Вы и только вы виноваты в том, что их укусили. Тем, что строго-настрого наказываете своему ребенку «не подходи – укусит», тем, что учите детей боятся собак.
С животными я вожусь всю свою сознательную жизнь, и не могу не отметить, что сейчас дети на собак реагируют гораздо хуже, чем даже 10 лет назад. Почти стандартный вопрос при виде моего маленького пса на поводке «а он не укусит?». Обычно я интересуюсь «а почему он должен укусить? Вы ведь его не обижаете, не бьете»... Стандартным ответом является то, что мама\бабушка\тетя\воспитательница сказали, что собаки обязательно всех кусают. Всегда, если есть время, трачу его на то, чтобы показать, объяснить, рассказать – на то, чтобы уберечь детей от потенциальной опасности.
Собаки – это животные. Да, они долго живут с человеком, да, они в большинстве своем признали первенство человека. В нормальной системе отношений мы для них просто еще один вид опасных хищников, которые имеют право на данную территорию и первенство которых собаки, скорее всего, признают. Но все меняет страх.
Наверняка каждый из читателей что-то боится. Постарайтесь вспомнить свои эмоции и ощущения, когда вы сталкиваетесь с объектом своего страха.
Обычно идет следующий сценарий. Сначала человек замирает, пусть даже на секунду, потом автоматически отшатывается назад. Все, если вы отшатнулись от собаки – вы показали, что ее боитесь, вы уже поставили себя на уровень жертвы. В этот момент во многих собаках могут проснуться охотничьи инстинкты, вроде бы похороненные под веками социализации. Дальше человек инстинктивно защищается руками от угрозы, еще более подаваясь назад. В этот момент запахи адреналина и прочей биохимии говорят собаке, что перед ней испуганная жертва. Неважно кто – антилопа, баран или просто козел. Потом человеческие реакции рознятся, но все они движения дичи – и махание руками, и попытки подобрать камень или палку. Это провокация агрессии в чистом виде.
И самое страшное, что рано или поздно напуганный невменяемыми взрослыми ребенок нарвется на собаку, которая не сможет сдержать своего внутреннего зверя. И взрослые будут просто радостно вещать «ну я же говорил\а».
Да, отношение детей к животным требует особого подхода. В первую очередь, ребенку нужно объяснить, что собака или кошка – это живое существо, которому может быть больно, страшно, неприятно, у которого, в конце концов, просто может быть плохое настроение. И нужно сначала узнать, какое настроение у животного. Например, спросить у хозяина.
Честное слово, подавляющее большинство хозяев на «можно погладить?» реагирует совершенно адекватно. Мы оцениваем настроение собаки и ее отношение к детям. Например, мой пес настороженно относится к мальчикам – слишком много неприятных минут ему пришлось пережить. Зато девочки могут из его ушей косички вить, он от детских ласк мигом превращается в совершенно счастливый коврик.
Но тут есть один момент, который иногда не учитывают сами хозяева – собаку нельзя держать, у нее должно быть пространство для маневра, она должна иметь возможность отойти назад или в сторону, если ласки ей по какой-то причине неприятны.
Ну а дальше само знакомство – это касается и взрослых, и детей. Нужно протянуть собаке ладони, дать их обнюхать. По дальнейшей реакции будет понятно, стоит собу гладить или не надо. Если собака не отстранилась, а, наоборот, потянулась за рукой – гладьте, только не обнимайте. И всегда помните, что у собаки должна быть возможность отойти. Не надо придерживать за ошейник или поводок – эту ошибку, кстати, часто делают сами хозяева собак. Для нормальной, социализированной собаки, у которой ничего не болит, и которой не страшно – человеческие ласки в радость.
Налог как панацея?
По стране ходят слухи, что содержание домашних животных будет облагаться налогом. Единственное, что могут вызвать эти слухи у меня истерическое «ой, нет»... Я боюсь представить, сколько животных окажется на улице из-за подобных «мер».
И к тому же... Я законопослушный гражданин. Но данный налог я платить не буду.
Сейчас объясню, почему. Я более-менее знаю, на что идут налоги, которые я плачу. Обязанность налога компенсируется государственными обязательствами. Например, налог на автомобиль – на него строятся дороги и транспортная инфраструктура, работает дорожная полиция. Я защищена законом – если мою собственность повредят, украдут или уничтожат, могу обратиться к полицейским с требованием расследования и принятия мер.
Что касается домашних животных. Владельцы оных никак не защищены законодательно. Есть статья о жестоком обращении, которая не работает. Вообще. Принципиально. Во всяком случае прецедентов о положительном решении по этой статье я не припомню.
Далее. По нашему законодательству собака является вещью невнятной стоимости. Я не буду рассматривать титулованных супер-производителей, которых худо-бедно можно оценить. Но обычная собака – породистая или нет, титулованная или нет – по таким критериям не оценивается. Я терпеть не могу сравнения животных и детей, но тут, по моему, оно уместно. Как оценить воспитание животного, все ветеринарные процедуры, затраты на груминг, чистку, еду и так далее? Особенно учитывая, что это вещь?
Кратко резюмируя – владелец собаки не может обратиться с иском, если его питомца искалечат, причинят вред здоровью, украдут, убьют. Законных методов нет. Даже если полицейских привести за руку к тому, кто украл и убил собаку.
В ближайшее время законодательство меняться вроде бы не планирует.
То есть какие-то гениальные умы желают повесить на часть граждан кучу обязанностей, не дав никаких прав.
Но это еще ладно.
Единственная форма взаимодействия государство – домашние животные, являются отловы. Это слишком цинично даже для нас – на деньги владельцев собак, большинство из которых искренне любят своих питомцев и остальных четверолапых, финансировать живодерню. Честное слово, я как представлю, что на налог за мою собаку, будут существовать эти социопаты... мне становится нехорошо.
Возвращаясь к реальности.
Главная проблема в нашей стране, что отношениями общество-животные правят патологическая глупость, лень и не менее патологическая жадность.
Да, гуманность – вещь такая, на ней много денег не заработать. В отличие от жестокости. При системе кастрация-стерилизация нужно аккуратный отлов, привлечение ветеринаров, кинологов – то есть профессионалов, которые погнушаются участвовать в вивисекторской вакханалии.
Сейчас бюджетные средства идут на отловы – все довольны. Далее нанимаются... даже не знаю как назвать. Но ни один кинолог не стал бы так обращаться с собаками... Я не буду давать определения и психиатрические диагнозы, на которые не имею права. Нанимаются люди (???), не обладающие достаточными для работы с собаками знаниями, не боящиеся крови, убийства, не знающие, что такое жалость. Где-то мелькала информация, что в подобных конторах любят привлекать бывших заключенных. Не знаю, не проверяла. Не думаю, что подобным работникам платят много – какая экономия, идущая... В чей-то карман, не так ли?
Далее, нигде не ведется учет, а сколько в действительности собак окончило свой путь в петле живодера. Тоже можно приписать несуществующие подвиги и гордо «освоить» бюджетные средства. Это не проверить.
Кстати, плата за собак идет из расчета «гуманных» средств эвтаназии, но ведь «петельки» и «арматура» куда дешевле. А так можно и просто не морочить голову – выставить клетку, в которую набиты, как кильки в банку, неудачливые псины, на мороз или на солнышко. Не поить, не кормить – тут они и сдохнут. А стоны умирающих от голода, жажды, замерзающих, получивших тепловой удар собак – это так, несущественная мелочь. Так что деньги на ненужную эвтаназию можно запросто пустить на обмывание охотничьих подвигов. Опять же – не проверишь, гуманно ли усыпили ли животное или арматурой забили.
Плюс еще замечательная статья доходов – шкуры, мясо, жир (тут, кстати, домашние упитанные псинки весьма... хм... к столу). Приятного аппетита, чтоб вам всем... да помучительнее.
Наверняка, еще сто и один способ получения денег на бродячих собаках, которые я не могу просто представить в силу героического отрицания порочности и гнусности человеческой натуры.
Итого: бродячие собаки – прекрасный источник дохода для кучи нечистоплотного народа. Причем источник неиссякаемый, потому что, чем дальше, тем будет только хуже. Каждое следующее поколение собак опаснее, недоверчивей и агрессивней... это может наблюдать любой мало-мальски знакомый с собаками человек. Милых, ласковых дворняг во дворах, на стоянках и пустырях заменяют крупные, агрессивные, дикие звери, с которыми даже я не захотела поделить дорожку.
Кстати, вопрос времени, когда дойдет до человеческих трагедий. Когда вместо бродячей собаки дробь от выстрела живодера попадет в случайного прохожего. Когда ребенок получит свою дозу яда с дротика с транквилизатором. Или когда ребенок начнет орать ночью от кошмаров, после увиденного «избавления от страшной угрозы в лице, то есть морде 3-месячного щенка»... А может, это уже происходит – просто никто подобные инциденты не афиширует.
С кастрации-стерилизации таких денег не поимеешь. Потому что тогда делиться придется и с ветеринарами, и с кинологами. Да и проверить количество социализированных и кастрированных собак гораздо легче, чем пересчитывать падаль...
А еще меня дико умиляет, как у нас умеют управлять общественным мнением. Достаточно почитать комментарии к соответствующим статьям в прессе, чтобы понять – люди ничего не понимают, не осознают, да и не желают знать. Им сказали, что бродячие
собаки опасны – они поверили, ну что же уничтожить.
Эпилог.(эмоциональное)
Вот такие невеселые раздумья. Сама же... я – существо эгоистичное. Я не хочу больше испытывать той боли, на которую меня обрекла одна проклятая тварь, вызвавшая отлов к дворовым собакам. Мною проглистогоненных, привитых, обработанных от блох, с которыми я возилась, кормила... единственное, не смогла найти им дом. Я виновата перед ними, виновата в том, что показала им: люди – не враги, они могут и накормить, и перевязать пораненную лапу, и погладить, и поиграть, щедро делясь любовью и лаской. Я виновата в том, что они стали легкой добычей для живодеров, которые охотятся именно за такими – ласковыми, прирученными, неагрессивными. А к диким стаям живодеры не лезут – страшно.
Только вот не получается... Когда стояночная собака нового поколения – дикая и недоверчивая – запуталась в проволоке, она почему-то подпустила только меня. Даже не рычала, когда я, разрезая пальцы, освобождала ее от петель. И теперь радостно несется навстречу, виляя хвостом... А мне плакать хочется: «не надо, милая, не надо... люди – озверевшие твари, убивающие не ради пропитания, а потому что они могут и желают причинять боль. Мы смеем себя называть разумными, но только мы убиваем ради каких-то эфемерных целей, прикрывая этим извечное желание пойти по легкому пути. Не подходи ко мне, потому что я не смогу отказать тебе в ласке... И когда-нибудь твоей доверчивостью воспользуются другие. Для которых ты – не живое существо, а просто потенциальная сумма в тенге. И твой жалобный скулеж их не тронет... Бойся весь род человеческий, только так ты сможешь жить... Даже жизнь на улице для тебя лучше, чем то, что тебе уготовано по воле ошибки эволюции в самомнении своем называющей себя венцов творения...»
У нас такой же крутой, как Филька, был кот Васька. Я ни в ком и никогда не видела столько независимости и чувства собственного достоинства. К сожалению, он нас бросил, когда папины командировки стали слишком долгими( пару раз приходил, от него пахло женскими духами, искал папу, потом перестал приходить. Вот эти трое мужчин - папа, Филька и Васька - мои детские идеалы на всю жизнь, хотя и разные.