Любимая всеми Бельгия
28 августа на трассе Спа-Франкоршам после большого летнего перерыва пройдёт 12-й этап «Формулы-1» сезона 2011 года – Гран-при Бельгии. Эта трасса является второй в Чемпионате по максимальной средней скорости, уступая лишь итальянской Монце, и считается любимой у подавляющего большинства гонщиков. Победить здесь хотят все, но удаётся это только самым достойным.
НЕМНОГО ЦИФР
Автодром в небольшом городке Спа, который расположен в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды, был построен в начале 20-го века и в первые годы принимал гонки на мотоциклах. Первый национальный чемпионат по автогонкам прошёл в Спа в 1925 году. Первоначальная конфигурация трассы составляла 14 км, но к 1983 году по соображениям безопасности её перестроили, сократив в два раза. Но дух старого автодрома остался – это всё тот же скоростной Спа, с быстрыми поворотами и большими перепадами высот, а скучные гонки тут являются исключением.
За последние 25 лет «Формула-1» лишь дважды не приезжала в Бельгию. В 2003-м трассу исключили из Чемпионата из-за досрочно принятого властями страны запрета на рекламу табачных изделий – командам не удалось договориться со спонсорами о гонке без рекламы. А в 2006-м владельцы автодрома не успели завершить работы по модернизации, а потом и вовсе объявили о банкротстве. Однако своевременное вмешательство властей Бельгии, гарантировавших финансовую поддержку, позволило уже в следующем году вернуть Спа-Франкоршам в календарь чемпионата мира.
Из действующих пилотов Гран-при Бельгии выигрывали лишь трое: Михаэль Шумахер поднимался на вершину подиума рекордные шесть раз (1992,1995, 1996, 1997, 2001, 2002), и по разу победы одерживали Фелипе Масса (2008) и Льюис Хэмилтон (2010).
Гонка продолжается 44 круга по 7004 метра каждый. Это самый длинный круг в чемпионате, который включает в себя несколько быстрых прямых и 19 разнообразных поворотов – от очень медленных, до максимально быстрых. Пилоты преодолевают в общей сложности 308 км со средней скоростью около 220 км/ч в том случае, если гонка проходит по сухому асфальту и на трассе не появляется машина безопасности.
ПЕРЕМЕНЧИВАЯ ПОГОДА И DRS
В последних десяти гонках лишь трижды успеха добивался пилот, стартовавший с поул-позиции. Причин тому несколько, главная из которых – переменчивая погода. Дождь может начаться в любую минуту, и командам приходится менять выбранные стратегии. Нередким гостем на трассе является автомобиль безопасности, что тоже необходимо учитывать, готовясь к старту.
На трассе в Спа есть два отрезка, подходящих для активации системы DRS (управляемого элемента заднего антикрыла). Первый отрезок расположен между четвёртым и пятым поворотами, а второй – между 15-м и 18-м. И там, и там пилоты развивают скорость более 320 км/ч с последующим понижением до 150-ти и 83-х км/ч соответственно. В итоге в FIA (Международная федерация автоспорта) после почти месяца споров решили выбрать первый вариант, так как на втором участке обгоны возможны и без помощи DRS.
ШИННЫЙ ФАКТОР
На Гран-при Бельгии Pirelli привезёт два средних состава резины – Medium и Soft. Эта пара уже дважды использовалась в текущем сезоне – на Гран-при Европы и Германии. Исходя из результатов этих гонок, а так же из расчётов технических специалистов Pirelli, прогнозируется, что лидеры изберут тактику с тремя пит-стопами, а пилоты из середины пелотона – с двумя.
А вот неизменно использовавшийся в начале сезона и доработанный к Гран-при Великобритании жёсткий состав Hard мы больше не увидим. Причём не только в этом году, но, скорее всего, и в следующем. Инженеры Pirelli заявили, что в сезоне 2012 самым жестким составом будет нынешний Medium, а на его замену они разработают промежуточный вариант. Цель – сократить разницу между составами примерно до секунды, что позволит командам более гибко подходить к выбору стратегии на гонку.
ГОД НАЗАД
В прошлом году победу на Гран-при Бельгии одержал пилот McLaren Льюис Хэмилтон. Вторым к финишу с отставанием в полторы секунды добрался стартовавший с поула Марк Уэббер из Red Bull. Замкнул тройку лучших Роберт Кубица из Renault, уступивший Уэбберу менее двух секунд.
Главным неудачником гонки стал стартовавший со второго ряда Себастьян Феттель (Red Bull). На 16-м круге во время атаки Дженсона Баттона (McLaren) Феттель не удержал машину на влажной трассе и протаранил болид британца. После замены антикрыла, Себастьян снова направился в боксы – на этот раз для отбывания наложенного на него штрафа за создание аварийной ситуации.
Не прошло и 10-ти кругов, как немец пробил колесо в столкновении с Витантонио Лиуцци (Force India) и вновь отправился в боксы. После возвращения на трассу он оказался в круге отставания от лидеров и уже ничего не мог поправить.
Евгений САМОЙЛОВ
специально для Sport Review
28 августа на трассе Спа-Франкоршам после большого летнего перерыва пройдёт 12-й этап «Формулы-1» сезона 2011 года – Гран-при Бельгии. Эта трасса является второй в Чемпионате по максимальной средней скорости, уступая лишь итальянской Монце, и считается любимой у подавляющего большинства гонщиков. Победить здесь хотят все, но удаётся это только самым достойным.
НЕМНОГО ЦИФР
Автодром в небольшом городке Спа, который расположен в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды, был построен в начале 20-го века и в первые годы принимал гонки на мотоциклах. Первый национальный чемпионат по автогонкам прошёл в Спа в 1925 году. Первоначальная конфигурация трассы составляла 14 км, но к 1983 году по соображениям безопасности её перестроили, сократив в два раза. Но дух старого автодрома остался – это всё тот же скоростной Спа, с быстрыми поворотами и большими перепадами высот, а скучные гонки тут являются исключением.
За последние 25 лет «Формула-1» лишь дважды не приезжала в Бельгию. В 2003-м трассу исключили из Чемпионата из-за досрочно принятого властями страны запрета на рекламу табачных изделий – командам не удалось договориться со спонсорами о гонке без рекламы. А в 2006-м владельцы автодрома не успели завершить работы по модернизации, а потом и вовсе объявили о банкротстве. Однако своевременное вмешательство властей Бельгии, гарантировавших финансовую поддержку, позволило уже в следующем году вернуть Спа-Франкоршам в календарь чемпионата мира.
Из действующих пилотов Гран-при Бельгии выигрывали лишь трое: Михаэль Шумахер поднимался на вершину подиума рекордные шесть раз (1992,1995, 1996, 1997, 2001, 2002), и по разу победы одерживали Фелипе Масса (2008) и Льюис Хэмилтон (2010).
Гонка продолжается 44 круга по 7004 метра каждый. Это самый длинный круг в чемпионате, который включает в себя несколько быстрых прямых и 19 разнообразных поворотов – от очень медленных, до максимально быстрых. Пилоты преодолевают в общей сложности 308 км со средней скоростью около 220 км/ч в том случае, если гонка проходит по сухому асфальту и на трассе не появляется машина безопасности.
ПЕРЕМЕНЧИВАЯ ПОГОДА И DRS
В последних десяти гонках лишь трижды успеха добивался пилот, стартовавший с поул-позиции. Причин тому несколько, главная из которых – переменчивая погода. Дождь может начаться в любую минуту, и командам приходится менять выбранные стратегии. Нередким гостем на трассе является автомобиль безопасности, что тоже необходимо учитывать, готовясь к старту.
На трассе в Спа есть два отрезка, подходящих для активации системы DRS (управляемого элемента заднего антикрыла). Первый отрезок расположен между четвёртым и пятым поворотами, а второй – между 15-м и 18-м. И там, и там пилоты развивают скорость более 320 км/ч с последующим понижением до 150-ти и 83-х км/ч соответственно. В итоге в FIA (Международная федерация автоспорта) после почти месяца споров решили выбрать первый вариант, так как на втором участке обгоны возможны и без помощи DRS.
ШИННЫЙ ФАКТОР
На Гран-при Бельгии Pirelli привезёт два средних состава резины – Medium и Soft. Эта пара уже дважды использовалась в текущем сезоне – на Гран-при Европы и Германии. Исходя из результатов этих гонок, а так же из расчётов технических специалистов Pirelli, прогнозируется, что лидеры изберут тактику с тремя пит-стопами, а пилоты из середины пелотона – с двумя.
А вот неизменно использовавшийся в начале сезона и доработанный к Гран-при Великобритании жёсткий состав Hard мы больше не увидим. Причём не только в этом году, но, скорее всего, и в следующем. Инженеры Pirelli заявили, что в сезоне 2012 самым жестким составом будет нынешний Medium, а на его замену они разработают промежуточный вариант. Цель – сократить разницу между составами примерно до секунды, что позволит командам более гибко подходить к выбору стратегии на гонку.
ГОД НАЗАД
В прошлом году победу на Гран-при Бельгии одержал пилот McLaren Льюис Хэмилтон. Вторым к финишу с отставанием в полторы секунды добрался стартовавший с поула Марк Уэббер из Red Bull. Замкнул тройку лучших Роберт Кубица из Renault, уступивший Уэбберу менее двух секунд.
Главным неудачником гонки стал стартовавший со второго ряда Себастьян Феттель (Red Bull). На 16-м круге во время атаки Дженсона Баттона (McLaren) Феттель не удержал машину на влажной трассе и протаранил болид британца. После замены антикрыла, Себастьян снова направился в боксы – на этот раз для отбывания наложенного на него штрафа за создание аварийной ситуации.
Не прошло и 10-ти кругов, как немец пробил колесо в столкновении с Витантонио Лиуцци (Force India) и вновь отправился в боксы. После возвращения на трассу он оказался в круге отставания от лидеров и уже ничего не мог поправить.
Евгений САМОЙЛОВ
специально для Sport Review