Перейти к содержимому

Фотография

Домбра в России?! Не может быть!Скоморохи - русские акыны?! - Бред!!!


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 2

#1
U.L.N.

U.L.N.
  • Свой человек
  • 652 сообщений
"Что за чушь?" - спросит обыватель и отмахнется.
Действительно, ну откуда на Руси могла взяться домбра?

Ну не из Пруссии же в самом деле!

Домбру на Русь еще очень давно принесли казахи-кочевники.
И как ни странно, этот практичный, легкий инструмент очень полюбился русскому народу. Первые упоминания о домбре в старинных дворцовых записях и лубочных картинках относятся к 16-му веку. Люди, игравшие на этом инструменте, назывались на Руси «домрачеями» (от казахского «домбырашы» - домбрист).

Именно с домброй, а вовсе не с балалайкой, как многие думают, бродили по земле русской скоморохи лет 500 тому назад. Скоморохи (от казахского «маскара» - позор, срам) на Руси были аналогами казахских акынов. Они ходили с домброй по городам, селам, базарам, ярмаркам, разносили новости, пели, плясали, устраивали веселые представления.

Постепенно казахское слово «домбра» стали произносить на русский лад: «дОмра» с ударением на первый слог. Но старинные пословицы свидетельствуют о том, что изначально ударение было именно на последний слог, например: «Рад скомрах о своих домрах», «Любить игра - купить домра», «У Ерёмы гусли, у Фомы домра».

Домра – на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда косточкой или перышком), богатые художественные и технические возможности – все это особенно пришлось по душе скоморохам, которые часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью.
Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в 17 веке, их начали ссылать или казнить. В 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ».

Знаменитый указ гласит:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь, а которы люди от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги».

По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. В результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но уже после 17-го века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят...

Лишь в конце 19-го века руководитель первого оркестра народных инструментов музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С.И.Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра».

Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра. Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая. Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трехструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр. Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие произведения и переложения, в частности, от скрипки.

Вот такая интересная судьба у этого казахского инструмента!
  • 0

#2
}{APJIu

}{APJIu

    Stranger ин the КУ

  • В доску свой
  • 26 439 сообщений
А разве топикстартер не заслуживает награды по 2.2.6? :-)
  • 0

#3
JayKay

JayKay

    Инквизиция

  • Модератор
  • 18 399 сообщений
MODERATORIAL [JayKay]
U.L.N. получает + за нарушение пункта 2.2.6 правил конференции ЦТ.

  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.