Команда Сагинтаева работает оперативно - статья уже удалена с ресурса.
«Чистый популизм»: Зачем Сагинтаев разрушает наследие Байбека в Алматы
Бауыржан Байбек, отметившийся весьма громкими инициативами и экспериментами на посту акима Алматы, покинул свой кабинет и занялся партийным строительством. Что будет с наследием прежнего, весьма креативного градоначальника-урбаниста, и как с ним разберется нынешний аким – уволенный с поста премьер-министра Бакытжан Сагинтаев? На вопросы корреспондента ИА «NewTimes.kz» ответили экс-руководительница проекта ПРООН «Устойчивый транспорт Алматы» и директор общественного фонда VeloFriends Елена Ерзакович, а также политолог Адиль Нурмаков.
Елена, интересно ваше мнение — почему при новом акиме уже меняют и отменяют часть полученного наследства Байбека — скоростной режим, велодорожки? Это политика или популизм?
— Почему — это вопрос к акиму... Это его надо спрашивать, кто дает ему такие советы и почему он принимает такие решения. Мы можем только догадываться и домысливать. Пока, с моей точки зрения и на основе той информации, которую я вижу в соцсетях, это чистый популизм.
А конкретно по скоростному режиму?
— Про 80 км/час основной комментарий: снижение скорости — это основной фактор снижения смертности, и нет никаких разумных доводов в защиту отмены. То есть эта мера по возврату к 80 км/час ничем логическим и экономическим не обоснована, она принесет еще больше хаоса в этот вопрос и в понимание того, что такое хорошо. Посмотрите также статью 3 Закона о безопасности дорожного движения… Добавлю, какой экономический эффект это принесет городу — никто не считал. Когда заходят разговоры о времени в пути, скорость 80 км/час — это для считанных периодов суток и в непроизводительное время.
Что еще вызывает ваше удивление?
— Повторю то, что уже писала у себя на странице в Facebook — я больше не вижу смысла контактировать с общественным советом Алматы, который без проведения каких-либо консультаций и обсуждений со специалистами прикрыл акимат в решении вернуть 80 км/час на проспект Аль-Фараби в Алматы. О каких 800 обращениях они говорят… Про ДВД вообще нет слов — только сегодня распространили новость про рост аварийности и смертности от ДПТ, пообещав усилить работу.
Как добавляет Елена, статьи из научной базы ООН говорят о том, что в мире существуют прямо противоположные тенденции. Например, «простое снижение скорости позволит спасать жизнь многих людей во всем мире. Ежегодно более 1,25 млн людей, в основном молодых, погибают в автомобильных авариях. Значительную долю случаев смерти можно предотвращать, поскольку причиной смерти примерно в одной трети случаев является повышенная скорость. В странах с низким и средним уровнем дохода доля таких случаев приближается к половине. Превышение скорости является проблемой, которая влечет за собой смерть людей, независимо от их местожительства. Исследования показывают, что на большинстве дорог в большинстве стран 40-50% всех автомобилей превышают установленную максимальную скорость. А разница между движением с установленной скоростью и ее превышением может означать разницу между жизнью и смертью. Так, например, вероятность смерти человека, сбитого автомобилем на скорости 80 км/час, в три раза превышает такую вероятность в случае движения автомобиля со скоростью 48 км/час».
Общаемся с другим нашим экспертом Адилем Нурмаковым.
Адиль, на ваш взгляд, в чем состоит главное достижение Байбека как акима Алматы?
— В заслуги экс-акима можно записать последовательность и решительность в продвижении повестки комфортного города, более-менее системный, а не точечный подход к ее выработке и реализации. Важным было и то, что акимат имел четко обозначенный ориентир в развитии города. Приоритеты были не только декларированы, но и оформлялись в процессы. Город для пешеходов, комфортная среда улиц и общественных пространств, долгосрочное видение системы общественного транспорта, планы создания инфраструктуры безопасности на дорогах Алматы — все это поставило новую планку не только для Алматы, но и для городов всего региона.
UrbanForumKazakhstan говорит о том, что успешная трансформация постсоветского города в современный требует наличия трех ключевых компонентов — это политическая воля, то есть решимость объявить о новых приоритетах, и упорство в том, чтобы конвертировать их в политику и практику. Второе условие — руководитель должен полагаться на экспертов и качественные данные при разработке любых планов по трансформации. Третье — это вовлечение граждан, широкой общественности и локальных сообществ. Это не только информирование, но и общественные консультации, реальный диалог и основанная на этом аналитика. Байбек в этом раскладе получает полтора балла из трех.
И еще — реальное наследие политика заключается не в том, что сделано за время его нахождения в должности, а в том, насколько все те прогрессивные достижения будут устойчивы в перспективе. То есть, грубо говоря, в чем состоит конечная цель работы — сделать несколько образцовых улиц или выработать управленческий алгоритм, который в последующие годы станет инструментом преобразования любой другой улицы или всех улиц в городе. Конечно, эту задачу сложно реализовать при отсутствии в Казахстане «институциональной памяти» или преемственности, но надо признать, что администрацией Байбека были предприняты попытки правового оформления новых подходов и практик. Другой вопрос, что более качественная коммуникация с горожанами, партнерские отношения с обществом помогли бы новым приоритетам обрести еще больше легитимности в глазах жителей.
Почему Байбек ввел ограничения скорости на основных скоростных трассах — на проспекте Аль-Фараби и ВОАД?
— Этот вопрос я бы адресовал экспертам в области безопасности дорожного движения и транспортным инженерам. Многие из признанных специалистов в этих вопросах до недавнего времени консультировали акимат по скоростным ограничениям и другим вопросам, которые должны были найти отражение в программе VisionZeroAlmaty. Я не являюсь экспертом в этом вопросе, но факт наличия прямой связи между меньшей скоростью движения автомобиля и снижением риска смерти при аварии доказан и, в общем-то, очевиден. Нам теперь говорят, что количество ДТП на спорных улицах не снизилось, но почему-то не указывают, а не снизилась ли смертность в этих ДТП?
Новый аким, на ваш взгляд, кто: урбанист или у него нет конкретной стратегии развития города?
— Новый аким пока не представил своего видения развития города и даже не объявил о том, что он работает над его выработкой. До настоящего времени мы наблюдаем попытки понравиться всем сразу — и никакой ясности в том, что ждет город в ближайшие годы. Как и Байбек, новый аким пришел в момент выработки долгосрочной программы развития — на этот раз до 2050 года, взамен Стратегии-2020, принятой в 2016 году. При этом у общественности нет никакой информации о том, что же предлагает Сагинтаев, не говоря уже о том, что нет никакого экспертного и общегородского диалога о будущем крупнейшего города в регионе.
Новый аким Алматы — человек, фактически уволенный с поста премьер-министра после разгромной критики первого президента с характеристикой «не справился». Неудивительно, что на новой работе он хочет себя реабилитировать, но пока что выбраны не очень эффективные методы довольно примитивного популизма, ситуативность вместо системности. Никакой устойчивости в том, чтобы всякий раз следовать «пожеланиям общественности» нет. Качественный управленческий процесс предполагает открытость в проведении анализа этих пожеланий — это и консультации с экспертами, и широкое общественное обсуждение (и здесь я говорю не об общественном совете).