Мавзолей Гур-Эмир.
В начале XV века в юго-западной части Самарканда был построен один из знаковых архитектурных ансамблей средневекового Востока – Гур-Эмир. Этот величественный комплекс состоял из ханака, медресе Мухаммад Султана – внука Амира Тимура и более поздней гробницы самого Амира Тимура и его потомков.
Медресе было небольшим с типичной дворовой композицией и предназначалось для обучения детей самаркандской знати. Напротив медресе располагалась ханака с центральным залом и кельями – худжрами. Оба здания были возведены по приказу Мухаммад Султана и должны были стать центром исламского образования. Но внезапная смерть Мухаммада в 1403 году привела к изменению предназначения комплекса.
После смерти Мухаммад Султана Амир Тимур был безутешен: он приказал временно поместить останки любимого внука в угловой зале медресе – дарсхане и немедленно приступить к строительству мавзолея, который бы замкнул ансамбль с юга.
Однако Тамерлан не увидел завершенного мавзолея: он скончался зимой 1405 года. Строительство было завершено другим внуком Тамерлана – Улугбеком. И хотя, Амир Тимур уже приготовил для себя мавзолей в родном городе Шахрисабзе, именно Гур-Эмир стал его гробницей, а также местом захоронения его потомков.
Сам мавзолей представляет собой прекрасный образец средневекового зодческого мастерства. Современников по сей день восхищает гармоничность его пропорций. Ребристый купол и стены склепа сплошь покрыты мозаикой из светло- и темно-голубых глазурированных кирпичей, позолотой и росписями. Рельефные розетки на куполе имитируют звездное небо. Интерьер дополняют ажурные решетки на окнах, мраморные и ониксовые панели, покрытые росписью, резьбой и инкрустированные полудрагоценными камнями.
По рассказу гида эта деревянная дверь, установленная при входе в мавзолей сохранилась еще со времен возведения самого комплекса.
Сам мавзолей представляет собой прекрасный образец средневекового зодческого мастерства. Современников по сей день восхищает гармоничность его пропорций. Ребристый купол и стены склепа сплошь покрыты мозаикой из светло- и темно-голубых глазурированных кирпичей, позолотой и росписями. Рельефные розетки на куполе имитируют звездное небо. Интерьер дополняют ажурные решетки на окнах, мраморные и ониксовые панели, покрытые росписью, резьбой и инкрустированные полудрагоценными камнями.
На этом фото Мавзолей с обратной стороны. Конечно, отличается от фасада.
Ну и видео небольшое напоследок. Очень много туристов.
https://www.youtube....h?v=IAppj6aESSs