Это зачастую сопровождается переоценкой собственных взглядов и системы ценностей и выражается в ощущении помимо земной иных форм бытия, в поисках истинной духовной гармонии, в возникновении чувства повышенной ответственности за судьбы мира и человеческой цивилизации в частности.
Основными предпосылками, обусловливающими необходимость философского анализа упомянутых проблем, являются:
- во-первых, формирование концептуального ноокосмологического подхода к анализу информационного взаимодействия человека с разумной духовной средой мирового пространства, что в значительной степени облегчает понимание его природы, истории, структуры и механизмов;
- во-вторых, создание и практическое использование методов раскрытия и совершенствования духовно-нравственных, интеллектуальных и физических способностей людей, основанных на общении с Космическими сущностями;
- в-третьих, уточнение научной картины мира, включение в ее содержание человека во всей совокупности связей с тонкими структурами мироздания, которые обеспечивают прием и передачу информации без всякого обычного чувственного контакта между источником информации и воспринимающим субъектом, то есть перевод познавательного процесса с рационального, логического субъект-объектного отношения на интуитивное субъект-субъектное взаимодействие;
- в-четвертых, необходимость формирования системы космического миропонимания, базирующейся на принципах космического сознания и всеединства.
Поставленная цель достигалась последовательным рассмотрением следующих основных вопросов:
- рассмотрением философии как науки о человеке;
- раскрытием смысла и содержания русского космизма и учения о ноосфере;
- уточнением понятий Высший Разум, человек, ноокосмология, ноофизика;
-анализом опыта осмысленного общения человека со вселенским разумным началом при решении теоретических и практических задач.
Применение ноокосмологического подхода позволило сделать вывод, что на сегодняшний день существует многовариантная возможность совершенствования человека, реализация его скрытого потенциала. Наиболее перспективным направлениям следует отнести: создание искусственного интеллекта; формирование коллективного интеллекта земной цивилизации; раскрепощение духовного потенциала, полная реализация природных ресурсов отдельного человека; контакт и взаимодействие с внеземным разумом, результативного использования полученного от него знания.
Под Разумом Вселенной можно понимать:
а) то существо, которое в религиозном сознании запечатлено как Творец всего сущего, образом и подобием которого является человек;
б) тот, удаленный от нынешнего состояния сознания идеал, к которому человечество устремлено и частью которого в будущем несомненно станет, то есть превратится в фактор космического масштаба;
в) ту волну жизни и разума, которая на определенном этапе развития Вселенной проявилась на биопланете Земля и, несомненно, в других точках мироздания и которая со временем объединится в единую вселенскую цивилизацию, так же как соединились разрозненные племена и народы Земли в общепланетарное сообщество;
г) то метафизическое понятие, которое позволяет нам, говоря “природа творит”, подспудно подразумевать под этим идентичный духовному процессу, протекаемому в голове человека, процесс организации и самоорганизации в окружающем мире;
д) все выше сформулированные значения могут оказаться аспектами того неопределенного, неуловимого состояния мира и человека, которое и является Разумом Вселенной.
Физическая энергия проявляется во всех вещественно-полевых процессах в виде меры движения, способности производить работу, свойства материи. Если бы во Вселенной не было психической энергии, то физическая энергия функционировала бы в виде слепой силы, не способной к созиданию. Мир был бы погружен в хаос. Однако мы этого не наблюдаем.
Благодаря психической энергии в неорганическом мире имеет место порядок и гармония, а в органическом - вектор динамичного усовершенствования. По мере усложнения материи наблюдается концентрация психической энергии. С возникновением центральной нервной системы человека, его головного мозга разумная энергия фокусируется на объектах, преобразование которых в своей совокупности составляет искусственную природу, или культуру человечества.
Человек в своем творчестве стремится искусственное приблизить к естественному, создаваемому Высшим Разумом по законам, которые человеку пока не доступны, но о которых он уже догадывается. В частности, предположение о существовании разумной материи не только не противоречит ни физическим, ни эволюционным законам, но напротив является достаточно прочным основанием для объяснения возникновения жизни и разума на нашей планете.
Согласно буддийской теории Вселенная состоит из трех сфер (верхней, средней и нижней). Верхняя сфера - это мир Божественный, область Абсолютной духовности, обитель чистого идеального начала, где нет никаких форм. Верхняя сфера является космическим телом Высшего Разума, его чистым бытием. Средняя сфера - мир божеств различных рангов и различной степени могущества и духовности. Здесь же располагается и особая категория разумных существ (полубогов, полулюдей), как добрых, так и злых. Нижняя сфера охватывает круг земного бытия, где все проходит через сансару (перерождение личности или души), где все живое родственно между собой, где существует органическая взаимосвязь и переходы между формами.
“Спящий разум” человека разбудил в конце VII века до н.э. Будда, говоривший о своих знаниях так: “...Многое Я знаю, но не многое открываю вам потому, что мои знания пока бесполезны для вас, ибо не ведут к просветлению, нирване, мудрости. А что же тогда объясняется Мною? Существует дуккха - это Я объясняю. Существует причина дуккхи - это Я объясняю. Существует прекращение дуккхи - это Я объясняю. Существует путь к прекращению дуккхи - это Я объясняю”.
Иными словами, то немногое, что открыл людям Будда - Бог, впервые принявший облик смертного человека, заключается в наполнении духовного потенциала человечества новым смыслом. Краеугольными его элементами Будда объявил четыре благородные истины: 1) разумная жизнь человека всегда сопряжена со страданием (дуккха); 2) причина страданий и неудовлетворенности бытием - плотские желания, страх перед временем; 3) избавление от желаний и страха смерти ведет к состоянию нирваны (упокоенного бытия); 4) есть путь, ведущий к нирване, просветлению, Высшему Разуму. Он включает в свое содержание такие праведные элементы, как воззрение, стремление, речь, действие, жизнь, усилие, созерцание и самопогружение.
немецкий философ К. Ясперс обратил внимание на так называемую “ось мирового времени”, эпоху, с которой начинается осознание человеком своей органической взаимосвязи с Духом мира, активно проявившим себя в VII-VI веках до н.э. На огромном пространстве от Индии и Китая до Египта и Италии произошли духовные процессы, выразившиеся в рассеянии евреев, в бурном развитии искусства, философии, образовании активных зон цивилизации.
Появление кибернетики, синергетики, информатики и т.п. указывает на возможность перехода к модели жизнестойкого (регулируемого, устойчивого) развития: коэволюции, согласованном усилии человечества в решении экологических проблем, промышленном освоении космоса, осознании экологически допустимого предела потребления продукции биосферы и т.п.
Реальный процесс перехода от биосферы к ноосфере протекает не где-то за пределами нашей жизни, а в ней самой. Он сопряжен с драматическим напряжением всех сил и энергий, с ожесточенной борьбой за выживание.
“Со смертью человека в нем гибнет животное, а дух ускользает и высвобождается. Пережив распад своего тела, человек приобщается к сверхприродным мирам»
Термодинамическое поле живого организма обладает резко выраженной дисимметрией (принцип Пастера-Кюри) и этим отличается от космической Среды. Деятельность организмов в высших их формах не является механическим процессом.
В космической среде жизнь действует обратно пропорционально энтропии.
принцип Реди: никогда не наблюдается зарождение живого организма из косной материи.
С возникновением в биосфере психики человека влияние жизни на окружающий мир резко усиливается. Наступает особая психозойская эпоха. Биосфера переходит в ноосферу.
Количество живого вещества в биосфере есть величина постоянная или мало меняющаяся. Представляя собой единое, генетически связанное целое живое вещество образует многообразие видов растений и животных. Геохимическая биогенная энергия стремится в биосфере к максимальному проявлению (первый биогеохимический принцип). При эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию (второй биогеохимический принцип). При эволюции видов химический состав живого вещества остается постоянным, но увеличивается вносимая живым веществом в космическую среду биогенная химическая энергия.
Для описания материального мира сформировался язык теоретической физики, ключевыми терминами которого стали масса, сила, скорость, энергия, частица, волна и т.п. Они довольно адекватно воспроизводят внешнее, поверхностное измерение Вселенной, ее тело, но не позволяют судить о внутреннем, глубинном, лежащем в основе жизни и сознании людей.
Пифагор 6 век до н. э .-
В основе всего лежит троичное начало. Три мира: Божественный, естественный и человеческий, взаимно поддерживая и определяя друг друга, исполняют вселенские процессы путем нисходящих и восходящих движений. Инволюция духа в материи означает процесс мирового творения Богом. Эволюция материи есть процесс восхождения единства, в котором индивидуальное творчество посредством развития сознания играет определяющую роль.В основе эволюции существ лежит семиричность, а закон тройственности управляет их строением. Образующий тетраду Космос, проникнут Богом, и управляется им. Невидимый мир окружает видимый и непрерывно оживляет его. Посредником между духом и материей является невещественный свет, предшествующий веществу. Он представляет собой универсальную везде распространенную невесомую действующую силу. Эфирные океаны этой пластической вибрирующей субстанции соединяют между собой видимую и невидимую стороны мироздания.Все в проявленном мире тройственно. Триада есть образующий закон вещей, ключ жизни. Вселенная воплощена в трех концентрических сферах: мире множественном, мире естественном и мире человеческом. В свою очередь человек состоит из тела, души и духа. Дух есть то, что движется само по себе без внешних причин.
Душа дана человеку Богом. Она формируется из космического флюида (энергетической «обители») душу, которая входит в делимую, пассивную смертную часть человека - тело. Под воздействием творческого Божественного импульса из сочетания двух начал: материи души и духа происходит бесконечное разнообразие образующих Вселенную существ.
Гермес - Орфей 8-ой век до н. э .
Высшим проявлением совершенства является Бог. Он тройственен по сущности (Разум, Сила, Материя), по проявлению (Свет, Глагол, Жизнь), по составу (Дух, Душа, Тело). Познание и совершенствование людей должно осуществляться в соответствии с двумя принципами. Первый гласит: внешнее подобно внутреннему, малое таково же, как и большое, закон один для всех. Второй утверждает: люди - смертные боги, а боги - бессмертные люди.
1. Вселенная возникла из точки в Пространстве. Эта точка одновременно является субстанцией, Принципом, единой начальной причиной, центром, вокруг которого и к которому все тяготеет. В абстрактном невидимом пространстве доминирует принцип - в проявленном плане субстанция.
2. Пространство, как вместилище и тело Вселенной, состоит из Космоса - упорядоченного компонента, Теоса - упорядочивающей силы (Разума, Духа) и Хаоса - бесформенного начала. Эволюция Вселенной под воздействием Теоса направлена от Хаоса (беспорядка, тьмы) к Космосу (организации, свету). До появления Вселенной Хаос, Теос и Космос выступают в виде троичного божества, после проявления познаются в виде Материи, Силы и живого Духа.
3. Человеческому разуму подвластно познание только той Вселенной, которая периодически проявляется из непостижимой Абсолютной Сущности. Разум человека может лишь констатировать: Вселенная возникла. По поводу то, что было до возникновения мира, он ничего сказать не может.
4. Ввиду того, что все сущее в проявленной Вселенной возникает и исчезает словно мираж, иллюзия, реальность мира относительна. Было время, когда ничего ныне существующего не было. И наступит время, когда все исчезнет так же, как и появилось.
5. Сознание не является абсолютной монополией человека. Вселенная в целом обладает сознанием, которое придает ей смысл так же, как сознание придает смысл жизни человека.
6. Творческий процесс во Вселенной протекает не бессознательно. Организация структур Вселенной осуществляется при помощи универсальных мыслительных процессов, важным слагаемым которых является иерархия сознательных существ, которые в прошлом были людьми или могут стать ими в будущем.
Речь идет о том, что в науке наряду с тенденцией разделения окружающих вещей и процессов на более простые, элементарные элементы обозначилась и утверждается тенденция объединения вещей и процессов в более крупные целостности, системы. Если первая тенденция позволила углубиться в познание структур и функций материального мира на всех уровнях его бытия, то вторая открывает перспективу: за видимым обнаружить невидимое, понять смысл происходящего.
В макрокосме принцип порядка - Вселенский Разум, в микрокосме - разум человека, как проекция бесконечного в конечном. И в космосе и в человеке циркулирует одна и та же жизненная субстанция, творит одна и та же психическая энергия. Помимо человека во Вселенной есть множество других разумных существ, составляющих иерархию сил, придающих реальный смысл окружающему миру.
В отличие от представлений о поставленном в центр мироздания человеке, игнорирующем трансцендентную волю бытия восточный подход позволяет ощутить исходящие от вселенской воли ритмы, войти в них и творить в соответствии с собственными устремлениями, направленными на преодоление конечности своей жизни. Духовное в ней связывается с выходом за пределы мелочных эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия и расчета. Он предполагает, что цели и смысложизненные, смыслообразующие ориентиры личности укоренены в системе высших, надындивидуальных ценностей.
Нравственно-волевая установка на созерцательность, интуитивно мистическое слияние с бытием имеет значительный потенциал для исследования духовности.
Однако, разделение мира на бытие природы и социума, материи и духа, человека и Вселенной не позволяет увидеть полярностей бытия в их единстве, понять, что одно может содержаться в другом и все органично увязано со всем.
Западный или рациональный подход к проблеме духовности не имеет достаточных оснований для ее решения. Ведь для него истинно лишь то, что подвластно воле и уму человека, лишь то, что контролируемо в эксперименте, в чем нельзя сомневаться.
Понимание науки и техники как средства силового овладения окружающим природным и социальным миром привело к планетарному экологическому кризису. Не лучшим образом обстоят дела и в межличностных отношениях, утилитаризация которых привела к отчуждению между людьми и поколениями, к выпадению из культурных традиций ценных идей, прежде всего, идеи Высшего Разума Вселенной, утрате смысложизненных ориентиров, потере самоидентификации. Усугубляет положение мирового сообщества и эксплуатация одних регионов Земли другими, паразитирование одних народов, наций и государств за счет других.
Высшая ценность и высший критерий духовно-ориентированного бытия заключается в служении высшей трансцендентной, божественной сущности, Высшей воле,монетизации . Ввиду отсутствия конкретных знаний о запредельном, человек вынужден опираться на веру. С ее помощью христианин стяжает дух Святой, буддист строит свою жизнь так, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами Вселенной, индус стремится к улучшению своей “кармы”, к обеспечению благоприятных перерождений в следующих жизненных циклах.
Поэтому наибольшее употребление рассматриваемое понятие нашло в тех философских школах и направлениях, которые основные усилия концентрировали на познании идеального, сознания, разума, рациональности в сфере культурного бытия человека. В силу своей “неоперациональности” это понятие в конкретно - научных исследованиях психической сознательной деятельности практически не используется.
Глубокие изменения в жизни нашей страны и мира в целом требуют освоения духовного измерения бытия, исследования тех смыслообразующих, смыслотворящих форм, которые определяют судьбы мира, отдельных народов и отдельных людей.
Если уже сегодня человек всерьез задумывается о будущей форме своего существования, о раскрытии своих сущностных сил, реализации возможностей и резервов, то в перспективе также не может не проявиться тенденция самоконструирования субъекта, сбрасывания интеллектом ограничивающей его биологической оболочки. Данным утверждением здесь лишь обращается внимание на тысячелетнее беспокойство человеческого духа по поводу своей скованности, обремененности ограниченно по времени функционирующей плотью. Вероучения многих народов не ограничивают человеческий дух плотской формой существования.
Не ограничивает его и современная наука, осуществляющая поиск продуктивных форм симбиоза естественного и искусственного разума. Делая ставку на развитие таких необычных способностей, как ясновидение, телекинез, телепатия и т.п. ноокосмология исходит из идеала человека, созданного по образу и подобию Высшего Разума.
“Не является ли факт расширения наблюдаемой части Вселенной результатом сознательной деятельности суперцивилизации?”Ответ на этот вопрос находится в русле сильного антропного принципа, где Высший Разум понимается как вечно, бесконечно развивающийся суперинтеллект, отличающегося от человеческого своей безначальностью и бесконечностью.
“Высокоразвитые цивилизации “естественны”,- считает он,- их производственная активность не продуцирует “противоестественных” факторов, которыми отличается наша “техническая” цивилизация, и по которым мы ищем “братьев по разуму”. Скорее, поиски эти суть поиски “братьев по неразумению”. На мой взгляд, мировая технология уже сейчас идет к тому, чтобы мало отличаться от “природных” процессов... и скоро спрячется от глаз космических “варваров”
Великий английский ученый Дж. К. Максвелл, излагая второе начало термодинамики, предложил мысленный эксперимент для уяснения противоречивого отношения между энергией и информацией и в результате размышлений пришел к выводу, что заслонкой, регулирующей прохождение молекул через отверстие мизерной величины распоряжается некоторое разумное целенаправленное “существо” (названная впоследствии демоном Максвелла).
Оно обладает неправдоподобно высокими, но все-таки конечными информационными возможностями, как бы осознанно открывает заслонку перед быстро летящими молекулами и закрывает перед медленно летящими. Этот невероятный для физикалистского мышления теоретический образ в последующем лег в основу исследования способности носителя информационной модели обуздывать разрушительные, уравновешивающие силы природы путем их направленной организации, достигать тем самым результата, значительно превышающего в энергетическом отношении приложенное усилие.Простая экстраполяция нынешних парадигм интеллектуального развития показывает обоснованность подобного рода допущений.По подсчетам Н.С. Кардашева, при наблюдаемых темпах роста через 1500 лет потребляемая человечеством энергия должна превзойти мощность излучения Галактики, а через 2000 лет масса потребляемого вещества в 10 млн. Раз превзойдет массу Галактики и т.д.
Борьба управленческих структур акимата со сверхинтеллектом .логично вытекаемым из нее выводом: сознанию должно предшествовать Сверхсознание.