Монголия. 23-28.08.2016. Цагааннуур – Алтанбулаг.
Встающее солнце высвечивает окрестности российско-монгольской границы, уничтожая остатки вчерашней непогоды. Ночью, на удивление, было не сильно холодно, а сейчас теплеет прямо стремительно.
Международный пункт пропуска «Ташанта» расположен на высоте более 2000 м.н.у.м., отсюда и погодное разнообразие в виде августовского снега. До линии границы отсюда ещё километров двадцать, затем, до монгольского терминала, ещё километров десять. В ожидании открытия перехода беседую с коллегами по направлению. Три цистерны с горючим, везут дизтопливо с Алтая в Монголию, рейсы регулярные. Качество топливо гарантируют, ибо в любой момент могут взять пробу прямо на границе и, если плохое качество, хлопот не оберёшься. Так же сообщают, что монгольские операторы топлива не были замечены, до сих пор, в попытках «бодяжить» горючее, так что заправляться в Монголии можно без страха. Одно мелкое авто с тремя англо-говорящими юношами, едут в Улан-Батор по максимально асфальтному маршруту. Узнав о моих планах – одному пройти Монголию по Северному пути – уважительно машут головами. Один минивэн с алтайскими туристками и водителем. Им к Улгию, вокруг и обратно. Это будет, примерно, километров четыреста в обе стороны. В таком составе начинает игру первая пятерка «российской» сборной. Всё прохождение границы заняло около часа, досмотр вещей по обе стороны у меня проходил одинаково: Куда едете-Что везёте-Багаж на стеллаж-Может в машине посмотрите-Посмотрим в машине-Езжайте. Одно отличие: сотрудник монгольской границы, он же, по совместительству – обменный пункт, поменявший мне доллары на тугрики по курсу на 10 процентов ниже банковского, предписал мне проехать по пустой бетонной выемке. Это – санитарная обработка. На вопрос – а где же реагент, так сказать – жидкость животворящая, служивый ответил: лето, жарко, высохла, но проехать надо. Отдать 1000 тугриков за такой аттракцион было не жалко, проехал. Практический совет: если ехать через Монголию транзитом, то при въезде нужно внятно назвать и снова повторить пункт выезда. Получив бумажку с данными своего автомобиля, проверить, что пункт выезда указан правильно, иначе ждут вас большие проблемы на выезде. И ещё одна деталь по линии границы: закончилась Россия – кончился асфальт. Резко, строго за шлагбаумом. Закончил с границей, проехал мимо закрытого вагончика автострахования – не нарушать же сладкий сон сотрудников – и направился к малонаселённому пункту Цагааннуур. Отсюда планировалось ехать к Улангому, обходя с севера озеро Ачит. Пока я ездил по посёлку, пытаясь купить сим-карту местного оператора (не нашёл) и определиться с дальнейшим направлением, ко мне подлетел абориген на мотоцикле. На чистом русском языке он объяснил мне, что через реку, которая вытекает из этого озера, проезда нет, глубина больше метра. Мост там отсутствует, накануне прошли дожди. Лучше всего ехать на юг, на Улгий, дальше до Ховда, а оттуда – на север, до Улангома. Дорога там, с его слов, отличная. Что делать? Деньги поменять надо, сим-карту взять надо – еду в Улгий. Всего сто километров по отличному асфальту, отделение Хаан Банка с обменным курсом 2250 тугриков за один доллар США (добрый человек на границе менял мне доллары по курсу 2000 тугриков за доллар), всего лишь два часа ожидания очереди в офисе Мобиком (сим-карты расхватывают как горячие пирожки) и я могу покорять Монголию.
Теперь я – миллионер.
Беседую с навигатором, ехать через Ховд – большой крюк, программа Sygic предлагает дорогу по южному берегу озера Ачит через перевал Хотгор и выходом на Северный Путь около озера Урэг. Вроде всё правильно, около озера есть мост, читал об этом, и про дорогу через перевал читал, но грызёт меня червяк сомнения, прям терзает. Сразу после Улгия начинается жесткая дорога, трясёт сильно, после асфальта разница ощущается особенно остро, скорость минимальная. Проехал пару километров, настолько стало жалко себя и машину, что я даже поворачиваю назад – пусть дальше, но поеду через Ховд. Тихонько качу обратно, прикидывая варианты маршрута. Навстречу идёт тяжелый самосвал, останавливаю его, спрашиваю дорогу. Трое парней в кабине, возят уголь. Там дальше, за оз.Ачит, угольный разрез. Говорят следующее: да, до Ховда асфальт, но потом дорога на север будет точно такая же, а расстояние гораздо больше. Предлагают ехать за ними, там они дорогу покажут. Покупаюсь на это предложение, они сразу уходят вперёд, скрываются за первым поворотом. Дорога потихоньку идёт вверх, проехав километров сорок поднимаюсь на плато, там на развилке стоят мои знакомые, обедают, предлагают выпить вместе с ними водки. Отклонив это заманчивое предложение, прошу показать мне дорогу на Улангом, объясняют, сравниваю с навигатором, вроде всё правильно. Чтобы отъехать от грузовика сдаю назад, выкручиваю руль вправо, и, начав движение вперёд, сразу наезжаю на камень. Результат – треснувшая пластиковая защита, единственное повреждение за всю поездку. Расстаюсь с попутчиками и еду к озеру Ачит, там с проездом через реку проблем не будет – в устье реки есть мост.
Сообщение отредактировал OWNER: 19.12.2017, 08:36:33