Опустить флагКитайские предприниматели делают из государственной символики Казахстана свои торговые маркиПока молодые казахстанские военные, стоя на коленях, целуют флаг родной страны, присягая ей на верность, а отечественные олимпийцы прилагают все усилия, чтобы над стадионами Турина развивался родной стяг, бизнесмены Поднебесной используют нашу святыню в своих целях. Так, лицом одного лакокрасочного кооператива, базирующегося в китайской провинции Чжэцзян, стала практически точная копия флага Республики Казахстан.
Схожесть сразу бросается в глаза: вместо ярко-голубого – насыщенно-синий, вместо орнамента – символ R. Очертания солнечных лучей и беркута слегка сглажены. Но, несмотря на эти незначительные коррективы, плагиат налицо.
Государственная символика сердца Евразии – лишь логотип маленького производства Китая. А это значит, что коробки с товаром, украшенные ?оригинальной идеей?, пойдут в продажу, и птица свободы под светилом потеряет свою силу. И дело не только в том, что символ Казахстана будет валяться в грязи…
Обидно, досадно, но факт. Патриотические чувства унижены, впрочем, как и значимость Казахстана на мировой арене. Ведь для граждан республики подобные действия иностранцев – все равно что для арабов карикатуры. Вряд ли китайский производитель не знаком с нашей страной, вряд ли он пытается таким нехитрым способом поставить знак качества, заручившись именем стремительно развивающейся страны. Однако для большого дипломатического скандала хватит появления изображения логотипа в Интернете. А это уже случилось, и возмущению казахстанцев нет предела.
Пресс-атташе посольства Китая в Казахстане
Чэн Цзе была удивлена обращением журналистов ?Литера? по этому поводу. В посольстве о данном случае ничего и не слышали. Госпожа Чэн Цзе предполагает, что китайские предприниматели могли использовать казахстанскую символику, имея деловые связи с нашей страной. Пресс-атташе посольства Китая в Казахстане не знает, запрещает ли китайское законодательство использовать государственную символику других стран в качестве товарных знаков, но заверила, что дипломатическое представительство Китая будет связываться с компетентными органами Поднебесной для выяснения обстоятельств. Тем более что избежать разбирательств на самом высоком уровне не получится. Министр иностранных дел Казахстана
Касымжомарт Токаев уже в курсе происходящего. Он поручил дипломатическому представительству Казахстана в Китае выяснить обстоятельства использования предпринимателем казахстанской символики. А в
Министерстве культуры, информации и спорта нам сообщили, что государственная символика защищена специальным указом, имеющим силу конституционного закона, ?О государственных символах Республики Казахстан? и ее использование строго регламентировано. Карательные функции имеет лишь Генеральная прокуратура, которая и должна реагировать на нарушения указа о государственных символах.
Конечно, злые языки могут обвинить Казахстан в том, что республика делает из мухи слона. Мол, Америка же не возмущается, когда ее флаг превращают в полотенца и туалетную бумагу. Но США сразу избрали такой неординарный способ повальной американизации. Наша же республика не собирается идти по их пути.
Бибигуль ДЖУСАНГАЛИЕВА, Александра АЛЕХОВА, Алматы 15.02.2006
http://liter.kz/site...id=154&pub=3025
Символическая борьбаДосым САТПАЕВ, политолог
Во многих странах мира отношение к государственным символам имеет различие в деталях, но сходство заключается в том, что на них распространяется суверенное право государства. Так, например, во многих государствах мира законодательно разрешено размещать государственные символы повсюду и не только на административных зданиях. Классическим примером могут быть США. В России, Казахстане и других постсоветских республиках сфера использования государственных символов ограничена в основном только деятельностью государственных структур. Что касается нашей республики, то область использования государственных символов и гимна детально прописана в конституционном законе ?О государственных символах Республики Казахстан?.
При этом все страны мира в данном вопросе объединяют две вещи. Во-первых, требование уважать государственные символы. Во-вторых, запрет на их использование иностранными гражданами и организациями в рекламных целях за пределами страны. Неудивительно, что часто одним из зрелищных способов унизить государство является глумление над его государственными символами, как это в очередной раз было продемонстрировано с датским флагом. В связи с этим информация о том, что некий китайский лакокрасочный кооператив из провинции Чжэцзян использует центральную часть флага Казахстана в качестве своей торговой марки, уже вызвала неоднозначную реакцию. Многие уже привыкли к тому, что предприниматели из Поднебесной давно славятся нарушением авторских прав и целенаправленным использованием чужих торговых марок для своих нередко высококлассных подделок.
Проблема заключается в том, что республика еще не сталкивалась с подобным случаем. И если внутри республики существуют законодательные инструменты для регулирования использования государственных символов в рекламных целях, то в случае с китайским кооперативом следует в первую очередь понять, чего здесь было больше. Простое совпадение вкусов руководителей кооператива и разработчиков дизайна казахстанского флага или же банальное нарушение государственного права на использование одного из своих государственных символов. Думаю, что
многое будет зависеть от реакции нашего МИДа, решения китайских государственных органов и экспертной оценки специалистов по геральдическим знакам. Хотя китайские предприниматели могут по старой и проверенной привычке заявить о том, что их торговая марка не имеет ничего общего с казахстанским флагом, как нет ничего общего между известной спортивной маркой Nike и китайской подделкой Nyke.
15.02.2006
http://liter.kz/site...id=154&pub=3028
Сообщение отредактировал BAWIR$AQ: 17.02.2006, 00:08:38