Подростки и смерть.
Публикуем нашу архивную статью, так как считаем ее актуальной именно в данный период, когда наши дети волнуются перед ЕНТ и все возможными выпускными и вступительными экзаменами
Молодым людям присуще врожденное жизнелюбие, стремление к чему-либо, даже если они пережили неприятное или трагическое событие. И нелегко понять, что они, такие жизнеспособные, порой могут чувствовать себя настолько плохо, ощущать себя такими потерянными, нежеланными и одинокими, что эта сила жизни начинает работать в деструктивном направлении, вести к распаду личности. Следствием этого являются самоубийства. Шопенгауэр очень сильно выразился, сказав, что тот, кто совершает самоубийство, на самом деле хочет жить, он всего лишь не удовлетворен теми условиями, в которых существует.
Мысли и размышления о смерти вполне обычны и присутствуют в фантазиях многих людей, переживающих сложную жизненную ситуацию. Разница в том, собирается ли человек жить дальше.
При угрозе самоубийства или сообщении о готовности к нему человек выражает свои мысли и представления в активной и открытой форме. Он хочет проинформировать окружение и посмотреть, как оно отреагирует. Угроза обычно дает результат, но если она повторяется часто, то сила угрозы слабеет, тогда подросток может привести угрозу в исполнение, если ситуация не меняется. После попытки самоубийства всегда оказывается, что подросток в той или иной форме предупреждал о ней.
Жест самоубийства означает, что ребенок угрожает не только вербально, он может превысить границы риска. Он собирает оружие или открыто оставляет таблетки на столе, либо оставляет открытую страничку в интернете о смерти и пр.
При попытке самоубийства риск смерти достаточно высок, так как подросток часто не знает, сколько таблеток он может принять, какие виды лекарств наиболее опасны, придет ли к нему кто-нибудь в ближайшее время и пр. Попытки являются сигналом предупреждения, и надо, чтобы каждый помог как-то изменить ситуацию.
Самоубийство, доведенное до конца, является окончательным действием человека, определившего свою судьбу. Здесь уже требуется помощь близким людям, которым надо пережить случившееся.
Многие подростки, решающие совершить самоубийство, ищут таким способом поддержки, и точное количество попыток самоубийств установить невозможно. Мало, кто из них обратился за помощью к врачу, большинство лишь рассказали об этом своим сверстникам. Мальчики в три раза чаще, чем девочки, совершают самоубийства, хотя считается, что девушки чаще страдают депрессией, но только предпринимают попытки самоубийства, как крик о помощи, и выбирают методы, которые не ведут к смерти. Мальчики более импульсивны и часто выбирают активные методы самоубийства.
Основные факторы, обостряющие переживание тяжелой ситуации и влияющие на решение о самоубийстве, могут иметь генетические, психологические корни. Также имеет значение семейные факторы и семья как модель поведение, когнитивные дисфункции и неумение решать проблемы, события жизни.
Группы риска и прогноз.
1. Младшие подростки (в основном девочки), которые говорят о своих проблемах до попытки самоубийства. Среди проблем чаще всего встречаются конфликты с родителями или расставание с другом. Такие подростки имеют в основном хороший прогноз.
2. Старшие подростки с проблемами (депрессия, злоупотребления, личностные нарушения), подвержены стрессу в течение длительного времени. Они страдают от одиночества, часто отвергают помощь, которую им предлагают. Риск повторения попытки в течение года велик, если подростки не получат нужной помощи и ситуация не поменяется.
3. Подростки, испытывающие хронический стресс и имеющие нарушения поведения (лгут, воруют, употребляют алкоголь, наркотики, ведут себя агрессивно, дерутся). Они часто совершают попытки самоубийства. Для таких подростков риск новых попыток достаточно велик, если жизнь будет такой же деструктивной.
Изменение поведения как сигнал предупреждения. Если у подростка как-то изменилось поведение, а также наблюдается отсутствие желаний, раздражение, если ему сложно сконцентрироваться на чем-либо, появились нарушения сна аппетита или, возможно, он начал злоупотреблять алкоголем или наркотиками, важно, чтобы окружающие его люди выяснили причину этого. За таким поведением могут скрываться мысли о смерти, и близкие должны знать о них. Следует быть бдительными, так как порой окружающим кажется, что они поняли суть проблемы подростка, и он вроде бы начинает вести себя как обычно. Но эта обычность может быть обманчивой. Решение о самоубийстве, вероятно, уже принято, и поэтому человек ведет себя спокойно, без страха.
Подростка совершившего попытку суицида следует рассматривать в совокупности с его семьей, анализируя общую жизненную ситуацию, оценивая факторы риска и делая из этого выводы. Участие родителей в процессе лечения - это необходимое средство лечения. Родители должны владеть информацией, касающейся риска самоубийства и психических симптомов у ребенка, должны понимать, что могут сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в семье. Часто им самим нужна помощь, так как они сами находятся в подавленном состоянии в связи со случившимся.
Эффект обратного действия. Разные публикации в газетах, теле и радио-передачи, интернет-информация о самоубийствах могут также подтолкнуть к попыткам самоубийств среди особо чувствительных подростков. Это так называемый эффект обратного действия. Особенно, если совершает самоубийство какой-нибудь кумир молодежи, многие хотят подражать ему даже в этом. Подросток, совершивший самоубийство, «вдохновляет» других людей, которые находятся в подавленном состоянии, в трудном положении к таким же действиям. Увеличение случаев самоубийств может наблюдаться в школьной среде или другой среде, где подростки хорошо знают друг друга. Те, кто был ближе всего к умершему, переживает очень сильный шок, что может привести к развитию депрессии или посттравматическому расстройству.
Предотвращение. Знание факторов риска, сигналов риска самоубийств, способов выхода из кризиса, умение решать конфликты должны больше распространятся в обществе, в подростковой среде, среди родителей и других взрослых. Особое внимание обращать на факторы риска в среде, где растет человек и на чуткость к тем сигналам, которые посылает ребенок.
При выявлении похожих симптомов у детей необходимо как можно скорее обратиться к специалистам – психотерапевтам, чтобы вовремя предупредить суицидальные намерения. Раннее обращение к психотерапевту поможет улучшить качество жизни, а главное сохранить жизнь ребенку.
Александрова Ольга Сергеевна — врач детский психоневролог
Будьте здоровы!
тел.: (8 727) 971 08 10, 8 777 353 73 72
Адрес: ул. Нурмакова, 152, уг. ул. Карасай батыра, третий этаж Центра авторской медицины.
www.mymind.kz, http://vk.com/clinicanevrozov, www.facebook.com/psychoterapevtZholdasova