Мы, жители домов № 75, № 77, № 79, № 81, № 83, № 85, проживающие в микрорайоне Академгородок по пр. Аль-Фараби в г. Алматы, обращаемся к Вам с просьбой принять меры в отношении строительства объектов нежилого назначения - АЗС, СТО и мойки на территории зеленной полосы в непосредственной близости от домов.
Территория ограниченная проспектом Аль-Фараби с юга, жилым микрорайоном Академгородок с севера, с востока Университетом культуры Нур Мубарак, с запада жилищным комплексом Аэлита давно привлекает взоры различных инвесторов. Однако до октября 2014 года по ее центру проходила высоковольтная воздушная линия (ВЛ - 110 кВ), что было существенным ограничением. За период с октября 2014 года по май 2015 года ВЛ 110 кВ была демонтирована. КСК «Академик-1» для выяснения ситуации обратился в начале 2015 года в акимат г. Алматы о предполагаемых и планируемых работах на данном участке, с предложением об обустройстве парковой зоны. Ответ был получен 31 марта 2015 года, в нем утверждалось, что работы по строительству на данном участке не ведутся.
В ночь на 3 ноября 2015 года значительная территория между проспектом Аль-Фараби и жилым микрорайоном Академгородок была огорожена и начаты крупномасштабные работы по выкорчевыванию зеленых насаждений и прокладке кабельных коммуникаций. При производстве этих работ было уничтожено:
- большая прекрасная роща, бережно высаженная жильцами, состоящая из более чем 80 деревьев и прочих кустарниковых растений. Роща являлась рекреационной зоной отдыха детей, естественным барьером от неблагоприятных факторов воздействия на жизнь и здоровье жителей микрорайона от проспекта Аль-Фараби с мощным автомобильным потоком. К этим факторам необходимо отнести неблагоприятные и наиболее вредные выбросы в атмосферу отработанных газов и шум;
- тротуарная дорожка из плит железобетона длиной 70 метров и шириной 1,5 метра, единственная благоустроенная транспортная коммуникация между пешеходным мостом, остановками общественного транспорта и жилой зоной для жителей микрорайона, сотрудников и студентов ряда научных и образовательных учреждений, и что особенно важно детей и жителей с ограниченными возможностями;
- асфальтобетонное покрытие на территории, примыкающей к микрорайону, и автостоянках жителей, в результате проведения работ по прокладке кабельных коммуникаций.
На обращение к лицам, производящим данные работы о предоставлении информации о производимых работах, наименовании заказчика, наименовании строительной организации, ответы не были получены. Паспорт строящегося объекта отсутствует до сих пор. Для получения информации и разъяснения ситуации были вынуждены обратиться к акиму города Алматы.
Жителями домов №75, №77, №79, №81, №83, №85 была создана инициативная группа 08 ноября 2015 года и приглашена съемочная группа телеканала КТК для освещения вышеописанной неординарной ситуации.
Сегодня, 09 ноября 2015 года, заместитель акима города Алматы Аукенов Ерлан Муратович, представители различных служб и управлений города Алматы на выездном заседании встречались с жильцами, а также с заказчиком строительства объекта. Объектом, как оказалось, является стационарная автозаправочная станция (САЗС) с административным (офисным?) зданием, автомойкой, СТО для оказания услуг населению.
До 09 ноября 2015 года КСК «Академик – 1» не проводил согласований по данному участку каких-либо объектов нового строительства. Жители данного микрорайона не участвовали в общественных слушаниях по выбору данного участка с целевым назначением строительство АЗС, общественных слушаниях по результатам проведенной экологической экспертизы строительства АЗС на данном участке, ни на одной из стадий проектирования и экологической экспертизы.
Инициативная группа представляет свое видение и вопросы для рассмотрения:
1. На основании положений Экологического кодекса материалы к акту выбора и обследования земельного участка и проект строительства проходят обязательную государственную экологическую экспертизу. В этой связи инициативная группа просит представить материалы экологической экспертизы по данному объекту и материалы учета общественного мнения. По материалам учета общественного мнения, представленными Вашими службами на строительной площадке 09 ноября 2015 года, общественные слушания проведены формально, заинтересованные лица (КСК «Академик-1», жители микрорайона) на данных слушаниях не принимали участия, в силу отсутствия информации о проведении таких слушаний, что является очевидным нарушением норм проектирования в нашей стране.
2. КСК «Академик – 1» является юридическим лицом, территория кондоминиума непосредственно граничит с участком строительства САЗС. Согласно CH PK 1.02-03-2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство» застройщик должен был произвести согласование проекта строительства данного объекта со всеми заинтересованными организациями, к которым относится и данный КСК, но ничего такого по заверениям председателя КСК произведено не было.
3. Согласно требованиям статей №12,30,47,48 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК», использование участков для строительства может осуществляться только с утвержденными правилами застройки, которые разрабатываются на основании Генерального плана города. В связи с чем просим Вам предать гласности факт наличия или отсутствия данного объекта в проекте детальной планировки и проекте застройки данного района г.Алматы.
4. Расстояние между территорией строящейся стационарной АЗС до жилых домов к северу и до остановки общественного транспорта к югу составляет менее 10-15 метров, что ставит под угрозу пожарной опасности, ухудшения экологической обстановки, опасности для жизни и здоровья жителей микрорайона, а также учащихся Университета НурМубарак и КазИТУ и сотрудников ряда НИИ.
5. Основным документом для проектирования автозаправочных станций стационарного типа является СН РК 3.03-07-2012 «Технологическое проектирование АЗС». Согласно пунктам данного СН, АЗС и прилегающие территории должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы при выполнении установленных требований к эксплуатации была сведена к минимуму возможность несчастных случаев, нанесения травм человеку и создание угроз для его жизни и здоровья. Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация АЗС должны производится с учетом соблюдения природно-климатических, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, охраны окружающей среды, гигиены, защиты здоровья человека и в соответствии с требованиями промышленной и пожарной безопасности СН РК 3.01-03.
Требования данных пунктов, по нашему мнению, были проигнорированы или интерпретированы в пользу строительства АЗС.
Здания и сооружения АЗС должны размещаться с учетом возможного возгорания здания и сооружения, или их элементов при пожаре, чтобы последний не мог распространиться на соседние здания при самых неблагоприятных погодных условиях.
АЗС следует размещать на обособленном участке, преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилой застройке и в строгом соответствии с проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.
Новый объект строительства спроектирован с нарушениями так как расположен с наветренной стороны от жилого массива по розе ветров, как годовой, так и суточной.
Новый объект строительства расположен выше жилых домов, что вряд ли обеспечит пожарную безопасность в случае возможного возгорания, что, как мы видим, также проигнорировано.
Пересечение территории АЗС тротуарами пешеходного движения не допускается. В результате размещения строящегося объекта, жители микрорайона утратят наиболее удобный пешеходный доступ к проспекту аль-Фараби, остановкам и надземному пешеходному переходу.
Архитектурная, градостроительная и строительная деятельность непосредственно оказывает воздействие на окружающую среду и экологическую безопасность, что подтверждается статьей 9 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Таким образом, принятие решения до надлежащего уведомления населения и отстранение граждан от процесса принятия решений является нарушением гражданских прав.
В начале ноября 2015 года Аким Алматы Бауыржан Байбек презентовал блогерам и журналистам Программу развития города «Алматы-2020».
Вот небольшие выдержки из выступления, которые мы целиком поддерживаем:
«Я с полной ответственностью заявляю, что в Алматы будет больше парков, скверов и садов… Самые большие наши беды — это инфраструктура, безопасность и экология... То же самое происходит с вредными выбросами, если их, по-прежнему, не будут контролировать, то через десять лет в городе просто невозможно будет жить, уже сейчас здесь высокая заболеваемость дыхательных путей. Алматы всегда был зеленым городом, поэтому мы должны больше внимания уделять посадкам деревьев, развитию парков, садов».
По печальной иронии, именно в эти же дни мы, жители микрорайона Академгородок, столкнулись с фактом строительства АЗС, выкорчеванной, уничтоженной рощей, отсутствием паспорта строительства и соответствующего ограждения вокруг строительной площадки, блокировкой пешеходного доступа к проспекту и остановкам, отсутствия согласования с общественностью пожароопасного объекта, а также с существенным ухудшением экологической обстановки прямо вдоль одной из главных трасс города – проспекта аль-Фараби. Даже без специализированных измерений, очевидно, что нормы безопасности, санитарные и экологические требования строящегося объекта просто не могут быть выполнены.
В сложившихся обстоятельствах мы, жители микрорайона «Академгородок», требуем следующее:
1.Остановить любые строительные работы на участке между жилыми домами и проспектом аль-Фараби официальным распоряжением акимата г.Алматы.
2.Предоставить общественности проект строящегося объекта и всех разрешительных документов по нему. В частности (среди прочих):
• заключение Балхаш-Алакольского департамента экологии
• разрешение гидрометцентра
• разрешение КазТехЭкспертизы
• заключение отдела СЭС Департамента по защите прав потребителей по г. Алматы
• заключение Управления ЧС при департаменте МВД по г.Алматы
• заключение и лицензия Управления природных ресурсов и природного регулирования по г. Алматы
• протокол исследования коэффициента вредного воздействия (эмиссии) выбросов объекта
• заключение и лицензия Управления жилья по г. Алматы
• технические условия «Алматы Су Арнасы»
• технические условия «Казахтелекомом»
• данные геодезических измерений участка строительства
• согласование со Службой охраны президента
3.Требуем проведения общественной экологической экспертизы строящегося объекта с участием жителей микрорайона Академгородок.
Инициативная группа
жителей микрорайона Академгородок
Подписи прилагаются