Да, действительно, рельсы и под старой площадью лежат, ниже Комсосольской, вдоль Ташкентской, по Руднева, по Шаляпина их уже убрали, есть старинные пересечки на Кунаева-Толе би, останки путей можно встретить между вокзалами первая и вторая Алматы. Была прямая, независмая линия до завода Кирова, одноколейный путь к больнице Калкаман (в народе более известный, как "десятка", закрыт в 1999) интересна таинственная линия Алматы I - Алматы II.
Что же касаемо шлейфа пыли за трамом - ну вы уж и капризные!!! А вы видели автобус Икарус ?518 при отъезде с остановки. Столб черного дыма из выхлопной трубы гарантирован. А вы говорите - пыль за трамваем. Восемнадцать метров, двадцать тонн, как-никак!!
Немножко истории по поводу двухэтажных вагонов: в истории царской России, СССР, СНГ известен лишь один экземпляр двухэтажного вагона - конка, точнее конный вагон с "Империалом" - крышей, на которой были сидячие места. Обычно там ездили бедные люди, не способные оплатить проезд в теплом уютном вагоне. В германском вагоностроении были виды вагонов двухэтажной компановки, но они оказались неприемлемы для условий СССР. Еще в 1935 году были попытки создать двухэтажный троллейбус. Он был создан (марка ЯТБ 3), однако не оправдал себя:
В ряде европейских стран, например в Англии, для городов старой планировки с узкими улицами "двухпалубные" автобусы или троллейбусы оправданы. Для нашей же страны, особенно в зимнее время, когда наледи и снег резко ухудшают устойчивость таких машин с высоким центром тяжести, их достоинства становятся сомнительными. В таких условиях эксплуатации двухэтажные троллейбусы оказались неудобны.
История автомобиля в России
Потом, пришлось бы увеличивать высоту контактной сети, что обошлось бы довольно дорого и другие вагоны уже использоваться не могли.
В нашем городе оптимальный подвижной состав. Длинные, сочлененные вагоны Татра КТ 4, вместимостью более ста человек способны перевезти всех пассажиров. Раньше же вагоны сцепляли, чтобы справиться с пиковой нагрузкой - пассажиропотоком в часы пик.
И все-таки, проложить новую линию не сложно. Проложить бы давно могли. Но вот нет подвижного состава, то есть вагонов для работы на этой линии. В этом вся загвоздка.