Поэтапное введение стандартов Евро позволит ограничить ввоз устаревших автомашин, повысить конкурентоспособность казахстанских автосборочных предприятий и качество выпускаемого и импортируемого топлива, а также снизить уровень вредных выбросов от автотранспорта в крупных городах Казахстана.
Программа по развитию транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан на 2010-2014 годы направлена на развитие транспортно-коммуникационного комплекса, способного в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах. Интегрированная устойчивая транспортная система республики должна способствовать сбалансированному развитию всех секторов экономики, а также содержать в себе социальные и экологические аспекты.
Развитие транспортной отрасли будет направлено на повышение уровня развития инфраструктуры в транспортных отраслях: автодорожной, железнодорожной, гражданской авиации, на водном транспорте и повышение уровня интеграции транспортно-коммуникационного комплекса РК в международные транспортные сети.
В Казахстане с целью защиты интересов населения на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах производится регулирование стоимости проезда. При регулировании цен на отдельных маршрутах, удельным вес которых по экспертным оценкам составляет не более 10 %, появляется превышение расходов на перевозки над доходами. Законодательством Казахстана предусмотрено выделение субсидий на компенсацию возникающих убытков.
Реализация мероприятий будет осуществляться в два этапа.
Первый этап (2010-2012 гг.)
Будут внедрены цифровые тахографы касающихся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
Использование цифрового тахографа предполагает необходимость создания соответствующей инфраструктуры, специальных совместимых баз данных и разработки принципов безопасности.
ахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки.
На сегодняшний день, все вновь производимые в странах ЕС автотранспортные средства, выпускаются с завода только с цифровым тахографом.
Учитывая необходимость соблюдения всеми перевозчиками нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проезда по территории РК, увеличение перевозок пассажиров и багажа в междугородных, межобластных и внутриобластных сообщениях, возникла необходимость внедрения автоматизированной системы взвешивания автотранспортных средств в движении. Система разработана для предупреждения больших перегрузок автотранспорта, посредством взвешивания осевой нагрузки, и классификации автотранспорта. Высокоскоростные системы взвешивания, позволяют производить взвешивание автотранспорта не останавливая поток. Этот аспект играет немаловажную роль в местах наличия плотного потока грузового автотранспорта. Так как платформенные весы подразумевают взвешивания на скорости до 15 км/ч, а это влечет за собой временные издержки и оказывает огромное влияние на проходимость участков на которых необходимо взвешивание.
Общий принцип работы системы основан на считывании и обработке сигналов с установленных на или в дорожное полотно датчиков. В момент пересечения транспортным средством датчиков, система определяет общую массу транспорта, распределение массы по каждой оси и группе осей.
С 1 января 2011 года в Казахстане были введены экологические стандарты Евро-3 для автотранспортных средств.
Введение стандартов Евро-3 позволит запретить ввоз европейских автомобилей ранее 2001 года выпуска.
Нормы Евро-3, в отличие от Евро-2, отдельно оговаривают параметры холодного пуска, и сокращают по сравнению с нормами Евро-2 объем допустимых токсичных выбросов примерно на 25 % (в два раза по сравнению с Евро-1).
В РК выбросы в атмосферу вредных веществ от стационарных источников составляют около 2,5 млн. тонн/год, транспортные выбросы превышают 1 млн. тонн/год.
В большинстве крупных городов вклад автотранспорта в загрязнение воздушного бассейна достигает 60 % и более от общих объемов вредных выбросов.
Наибольший объем выбросов вредных веществ от передвижных источников характерен для г. Алматы, выбросы транспорта составляют в среднем 507 тонн/сутки, годовые 150-200 тыс. тонн или до 90 % от общих объемов выбросов. По областям годовые выбросы транспорта составляют: в Костанайской - 163,2 тыс. тонн, Алматинской - 131,0 тыс. тонн, Южно-Казахстанской - 106,0 тыс. тонн, Карагандинской - 100,0 тыс. тонн.
Сжигание топлива в подкатегории "Транспорт" является шестым по значимости источником эмиссии парниковых газов в Казахстане, а доля его вклада в общие национальные эмиссии составляет около 4 %.
Второй этап (2013 - 2014 гг.)
С 1 января 2014 года будут введены экологические стандарты Евро-4 для автотранспортных средств.
Введение стандартов Евро-4 позволят запретить ввоз европейских автомобилей, выпущенные ранее 2006 года.
Нормы Евро-4 по всем показателям примерно в два раза жестче, чем Евро-3.
Реализация положений технического регламента по выбросам вредных веществ автотранспортом позволит ограничить ввоз в Казахстан и производство на территории республики автомобилей, которые не соответствуют стандартам Евро. Кроме того, данная мера позволит обеспечить повышение качества автомобильного топлива. В конечном счете, внедрение экологических стандартов создадут условия для обновления существующего парка автомашин, а также позволит решить экологические проблемы (особенно в больших городах) и проблемы повышения уровня безопасности на дорогах.
В 2012 - 2014 годах будут проведены мероприятия по анализу состояния автотранспортных услуг в Казахстане. С этой целью планируется проведение прикладных научных исследований по состоянию междугородных, городских и пригородных пассажирских перевозок, таксомоторных перевозок, состоянию инфраструктуры грузового и пассажирского автотранспорта.
Также будет создана совместно с МВД рабочая группа по снижению объема перевозок в регулярном сообщении, осуществляемых под видом нерегулярных перевозок.
С целью снижения уровня аварийности на автомобильном транспорте и повышения безопасности дорожного движения будут проведены научно-исследовательские работы, на основе рекомендаций которых планируется провести мероприятия по повышению безопасности. К перечню проблем, которые планируется осветить в научных исследованиях, относятся:
1) проблемы, связанные с организацией и совершенствования системы технического осмотра автомобилей, передаваемого в МТК от МВД;
2) проблемы повышения безопасности пассажирских перевозок (целесообразность ввода ремней безопасности на автобусных перевозках и ограничителей скорости);
3) проблемы ввода цифровых тахографов на автомобильных перевозках - этапность их ввода на разных видах перевозок: межобластные, внутриобластные пассажирские и грузовые, городские пассажирские перевозки, перевозки опасных грузов;
5) разработка профилактических мероприятий по снижению ДТП;
6) анализ состояния и выработка рекомендаций по снижению транспортных заторов в крупных городах Казахстана;
7) повышение дорожной безопасности: внедрение автоматизированных систем управления, повышение уровня контроля за перегруз автомобилей, механизмы стимулирования перевозчиков, перечень и соразмерность санкций за правонарушения в области эксплуатации автотранспорта и правил дорожного движения;
8) совершенствование технической политики в отрасли с целью повышения безопасности на автотранспорте - разработка рекомендаций по переработке технического регламента "Требования к безопасности автотранспортных средств" с целью ужесточения требований к пассажирскому автотранспорту, разработке новых и переработке существующих государственных стандартов с гармонизацией их с международными требованиями;
9) снижение на рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов удельного веса субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащих условий для обеспечения требований безопасной эксплуатации автомобилей;
10) разработка предложений по снижению среднего срока службы автотранспортных средств;
11) обеспечение технологических процессов организации перевозок пассажиров и грузов, в том числе и путем лицензирования деятельности перевозчиков.
Основными факторами, обуславливающими высокий уровень аварийности на автомобильном транспорте, являются:
1) увеличение на рынке услуг по перевозке пассажиров и грузов числа субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащих условий для обеспечения требований безопасной эксплуатации автотранспортных средств;
2) ограниченное внедрение современных средств управления перевозками;
3) несоблюдение технологических процессов организации перевозок;
4) недостаточная квалификация и низкая транспортная дисциплина водителей;
5) физический износ и неудовлетворительное техническое состояние автотранспортных средств;
6) малоэффективная система профилактической работы и контроля за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения.
Все права защищены.
При использовании материалов BNews.kz в любых целях, кроме личных, гиперссылка на веб-сайт BNews.kz обязательна.
При использовании материалов BNews.kz:
- в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях - бумага, пленка и т.п., пользователь обязан в каждом случае указывать, что источником материалов является веб-сайт www.bnews.kz;