Украина — типичная постсоветская страна, где практически у любого кандидата программа строится по принципу известной песни группы «Ленинград» — «Мы за все хорошее». На выборах в Украине по-прежнему конкурируют харизматические личности, а не политические программы.
Реальная борьба будет идти между Порошенко и Тимошенко, если это можно будет назвать борьбой. Опрос общественного мнения, который проводился Киевским институтом социологии — одним из самых уважаемых и надежных источников предвыборной социологии, свидетельствует, что из тех опрошенных, кто точно планирует принять участие в голосовании, за Порошенко 48,4%, а за Тимошенко 14%. Разрыв более 34%, то есть очень большой. Рейтинг Порошенко все время растет, а публичные выступления Тимошенко, ее поездки и громкие заявления не меняют расклад предпочтений и симпатий украинских избирателей. На выборах Порошенко будет претендовать на победу сразу же в первом туре.
Янукович, как вообще свойственно авторитарным лидерам, с медвежьей или слоновьей грацией вытоптал почти всю политическую площадку. На ней осталось очень мало свежих лиц. Порошенко каким-то образом сумел сохраниться как человек, еще не растративший ресурс своего личного обаяния, харизмы, способности вызывать доверие у избирателей.
Порошенко не является ни националистом, ни экстремистом, ни крайне правым, ни крайне левым — он взвешенный, спокойный, позитивный центрист. Такой «щирый украинец» — настоящий, искренний, доброжелательный, незлобивый, обстоятельный, богобоязненный, искренне религиозный человек, как бы концентрация украинского характера.
В народе Порошенко называют по-разному: «шоколадный король», «кондитерский король», «конфетный король». Его бизнес вызывает позитивное отношение у простого человека. Он не занимается непонятными инвестициями, торговыми операциями, не торгует бездушным металлом или газом, который не имеет ни вкуса, ни запаха. Он делает и продает те самые конфеты и шоколадки, которые едят наши дети, и знаменитые «Киевские торты», которые до сих пор входят в набор московского гостя, даже несмотря на военное положение.
При этом он производит впечатление человека, который хорошо разбирается в экономике. Прекрасный полемист. Во время последнего ялтинского экономического форума Порошенко в пух и прах разбил Сергея Глазьева, это был матч Бразилия — Южная Осетия.
Порошенко четко разделяет понятия «Россия», «русский народ» и «правительство Российской Федерации», отличает путинский режим от отдельных его представителей. Он понимает, что любая война заканчивается миром. Он может оказаться сильным переговорщиком: у него были неплохие отношения с российским послом Зурабовым, были связи и контакты и на более высоком уровне. Я не слышал, чтобы его воспринимали в Кремле в штыки. Путин во время своего последнего ритуального телевизионного общения с народом сказал: «Порошенко мы знаем. Мы с ним работали». То есть дал понять, что при случае с ним будут иметь дело.
Еще одно важное обстоятельство. Порошенко не был одним из трех лидеров оппозиции. Во время Майдана на сцену выходили Яценюк, Кличко и Тягнибок. Они в течение трех месяцев протестов на Майдане своим не всегда последовательным поведением дополнительных очков не набрали. Только потеряли. Все эти потерянные очки досталось Порошенко. На Майдане он был всего лишь независимый, оппозиционно настроенный депутат и богатый человек, который позиционировал себя как деятельный сторонник народного протеста, не более того.
Любопытно смотреть, как Порошенко ведет предвыборную кампанию. Он практически не выступает с речами и заявлениями. Его реклама по телевидению предельно лаконична, он обещает: «Украина будет жить по-новому». Как именно? Не расшифровывает.
Если не случится чуда или, наоборот, не произойдет никаких драматических событий, то президентом станет Петр Порошенко.
Он много лет был в тени. Думаю, это была его сознательная позиция. Бывают разумные люди, которые понимают, что «надо подождать своего часа», что «время еще не пришло, что «лучше постоять в сторонке и дождаться, когда твой час наступит».
Я, например, не раз об этом говорил своим знакомым российским политикам, которым симпатизирую: «Ребята, надо залечь на дно. Надо переждать. Сейчас не вы банкуете. Вам карта не идет. Если вы будете сейчас оставаться в политике, то вы будете только растрачивать себя и становится уже неизбирабельным никуда». Кого я имею в виду, можно догадаться.
Шарль де Голль вынужден был уйти из большой политики на 10 лет, а потом триумфально вернулся. Никсон, имея значительно лучшие стартовые позиции, будучи действующим вице-президентом США, обидно проиграл в итоге Джону Кеннеди. Не полез махать кулаками после драки, ушел, а спустя восемь лет уверенно победил на выборах в 1968 году.
Порошенко был заметной фигурой первого Майдана в 2004 году. Потом его карьера не заладилась. Он рассчитывал стать премьер-министром, но Ющенко предпочел назначить на эту должность Юлию Тимошенко, а Порошенко дал в качестве утешительного приза должность секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Порошенко пытался превратить этот орган в параллельное правительство. Немало в этом преуспел. Однако в результате между ним и Тимошенко возник тяжелый конфликт, и в сентябре 2005 года тогдашний президент Ющенко вынужден был отправить в отставку обоих. С тех пор Порошенко держался в тени.
Потом он был заметен на посту председателя Наблюдательного совета Национального банка Украины. Но это, скорее, была советническая, общественная должность. В последние несколько месяцев пребывания Ющенко на посту президента Украины (конец 2009 — начало 2010 года) он был министром иностранных дел. В тот момент это воспринималось как некая прощальная гастроль. Все понимали, что он был назначен туда временно, чтобы помочь уходящему президенту, у которого на выборах не было никаких шансов, завершить его внешние, международные дела.
В 2012 году он несколько месяцев работал в правительстве Азарова министром экономики и торговли. Это был сиюминутный тактический ход со стороны Януковича, который пытался сделать вид, что привлекает во власть представителей не только своей партии, но и других политических сил. Порошенко тогда было выгодно поработать в правительстве, приобрести административный ресурс, чтобы решить свои текущие проблемы как бизнесмена. И он очень быстро из этого правительства ушел, как только его избрали депутатом Верховной рады по одному из одномандатных округов.
Но, несмотря на свои периодические появления в органах власти, со времен того громкого скандала с Тимошенко он все-таки держался в тени, иногда появляясь в СМИ как независимый эксперт. Это время он потратил на то, чтобы увеличить свою капитализацию как прогрессивного, просвещенного интеллектуала, который является прозападным человеком, но при этом понимает необходимость сохранения отношений с восточными соседями.
Если ситуация в Восточной Украине будет дестабилизирована таким образом, что не состоятся выборы во всей Донецкой или Луганской областях, то легитимность выборов пострадает. Но пока в Восточной Украине захвачены только отдельные административные здания, то есть пророссийские активисты контролируют только условную площадь в один километр — за исключением Славянска, где практически весь город контролируется пророссийскими активистами. Но на Украине 33 тысячи избирательных участков, а в Славянске всего десять.
Вне зависимости от того, как будет складываться военная ситуация вдоль границ России и Украины, российская власть постарается сделать все, чтобы дестабилизировать политическую ситуацию в Украине и сорвать президентские выборы.
Буквально вчера карикатурный пророссийский кандидат Олег Царев, у которого рейтинг не превышает статистическую погрешность, заявил, что снимает свою кандидатуру и призывает всех других кандидатов, которые пользуются поддержкой на востоке Украины, последовать его примеру. Конечно, если они последуют его примеру, это нанесет удар по легитимности выборов. И Россия сыграет в игру «в Киеве нелегитимная власть, мы не знаем, иметь с ней дело или нет».
История конфликта между Москвой и Киевом — это история на долгие годы. Конфликт по-настоящему прекратится, когда Путин уйдет.
http://www.snob.ru/p...9301/blog/75699