отписался недавно по этому поводу для Esquire
Отличная статья, выложу здесь, если позволите
Олимпиада в Алматы: из мифа в реальность
4 февраля 2014 08:00
7 февраля в Сочи откроются XXII зимние Олимпийские игры. Еще никогда Олимпиады так близко не подходили к границам Казахстана. Но возможно, уже через восемь лет мы сами будем принимать зимние Игры. Налицо мировой тренд – жители демократических стран не горят желанием принимать у себя праздник спорта, в то время как власти недемократических – готовы идти на любые траты ради самоутверждения. Спортивный журналист Дмитрий Мостовой раскладывает шансы Алматы.
Когда летом мой родной город отправил официальную заявку на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года, я, как бы это помягче сказать, усмехнулся. Как и многие коллеги. И дело даже не в традиционном для нас скепсисе «Ну, какая Олимпиада! Кто нам ее даст!», а в принципе ротации континентов, исповедуемом МОК. Зимние Игры-2018 отданы южнокорейскому Пхенчхану – значит, для 2022 года будет выбрана неазиатская страна. Точка.
Но чем больше я об этом думаю, тем яснее понимаю, что к 31 июля 2015 года – дате определения столицы Игр-2022 – МОК может быть поставлен в такую ситуацию, когда ему просто придется отдать белую Олимпиаду Алматы.
На самом деле, принцип географической ротации существует всего лишь 20 лет. До этого – что зимние, что летние – Игры проводились и дважды, и трижды подряд на одном континенте. А если заглянуть в совсем давнишнюю историю, то выяснится, что в 1936 году оба главных соревнования проводились вообще в одной стране – и страной этой была… нацистская Германия.
Лишь с 1994 года, с золотого для нас Лиллехаммера, смена континента превратилась в обязательное условие. Однако оно не является догмой. В конце концов, если до 2015 года доживут лишь азиатские заявки (а такое вполне возможно), неужели МОК вообще откажется от проведения Игр? Нет, конечно. Потому, помимо казахстанской, есть еще и китайская заявка – там ведь тоже не дураки сидят, понимают, что на любой принцип всегда найдется необходимая денежная сумма.
Важно понимать, что МОК и главное футбольное ведомство мира ФИФА – это огромные корпорации, зарабатывающие на всем, чем можно, и любыми доступными способами. Посмотрите на список стран-хозяек последних Олимпиад и чемпионатов мира по футболу – вы видите там неблагополучные страны? Предвидя возражения, сразу замечу: ЮАР – самая богатая страна Африки, да и решение было во многом политическим. А с Бразилией ФИФА уже обожглась: прошлым летом – массовыми акциями протеста по всей стране и сейчас – срывом сроков сдачи объектов. Что-то еще ждет МОК – ведь летняя Олимпиада-2016 тоже досталась Бразилии. И что-то потом ждет экономику самой Бразилии…
В общем, сейчас очевиден курс на то, что крупнейшие спортивные события достаются тем, кто больше заплатит. А правила можно и поменять. Например, в 2022 году чемпионат мира по футболу должен пройти в Катаре. Понятно, что ФИФА выбрала полуостровной эмират не потому, что Катар великая футбольная держава или там лучшие футбольные поля. Если же в Катаре нельзя играть летом, то ФИФА готова поменять традиционные сроки проведения мировых первенств и перенести турнир на зиму, пойдя на конфронтацию не только с ведущими национальными федерациями, но и с коллегами из других видов спорта – прежде всего, как раз таки зимних.
Хозяев зимней Олимпиады-2018 Южную Корею и летних Игр-2020 Японию к бедным странам тоже никак не отнесешь. Ну а Россия уже отличилась рекордными сочинскими тратами в 50 с лишним миллиардов долларов, и на чемпионат мира по футболу в 2018-м тоже потратится сполна. Так что, тренд очевиден – кто платит, тот олимпийскую девушку и танцует. Казахстан платить готов – и это тоже очевидно. Олимпиада-2022 отлично ляжет в последовательность ОБСЕ-2010 – Азиада-2011 – Универсиада-2017 – EXPO-2017, и я еще не упоминаю про такую «мелочь» как чемпионат мира по боксу или «какие-то» этапов кубков мира по всевозможным видам спорта.
Понятно также то, что, помимо имиджевой составляющей, причина столь явной одержимости нашей страны мероприятиями мирового или хотя бы континентального масштаба – «распил». «Пилят» все и везде – факты коррупции вскрываются при подготовке Олимпиад и чемпионатов мира в любой стране мира. Вопрос только в масштабах. О том, как «пилили» в Сочи, написаны тысячи страниц и миллионы слов. К 2018-му – году мирового футбольного первенства – напишут в разы больше. Так что схемы отработаны. И можно не сомневаться, будет сделано все возможное, чтобы Алматы заполучил таки Олимпиаду. Тем более в Казахстане есть собственный опыт Азиады и будет опыт EXPO.
Поэтому если летом я бы отвел шансам Алматы не более 1%, то сейчас даю 33% - поровну на каждого из трех основных претендентов плюс 1% на аутсайдеров. В чем же сильные и слабые стороны остальных городов-соискателей Олимпиады-2022?
Но сначала о тех, кто начав гонку, вскоре сошел с дистанции. Швейцарские Санкт-Мориц и Давос, а также немецкий Мюнхен отказались от попыток заполучить Игры – путем волеизъявления местных жителей. Проще говоря, население самого крупного кантона Швейцарии и столицы самой богатой федеральной земли Германии сказало: «Ребята, идите-ка вы со своей Олимпиадой, а главное – с затратами на ее проведение – куда подальше!» В схожих обстоятельствах снялся Стокгольм – только там уже само правительство Швеции отказалось дать МОК гарантии своей поддержки.
И в живых на данный момент остались пять заявок – три европейские и две азиатские. По логике ротации континентов, должна выиграть Европа, да вот только два старосветских претендента, скорее, мертвы, нежели живы – им я и отдаю, приличия ради, суммарный 1% шансов на победу.
Львов (Украина). Любой политически нестабильной стране тяжело претендовать на успех в таком соревновании, где нужны гарантии хотя бы на среднюю перспективу. Сегодняшний президент возьмет на себя ответственность, а завтрашний ее снимет. Потом придет послезавтрашний, и так далее – сколько президентов сменится на Украине к июлю 2015-го, никому неизвестно. Ну, и экономически непонятно, где республика возьмет ресурсы на проведение Олимпиады, тем более чемпионат Европы по футболу себя не оправдал.
Краков (Польша)/Ясна (Словакия). С политической стабильностью в двух восточно-европейских странах дела получше, но с экономикой – не ахти. Единственный реальный плюс этой заявки – Олимпиады еще не проводились в двух странах одновременно.
Поэтому Львов с Краковом я бы заранее вычеркнул. Более того, велика вероятность, что к июлю 2015 года они сделают это сами.
И кто остается? Остаются Алматы, Пекин/Чжанцзякоу и Осло/Лиллехаммер. Норвежская столица – серьезный претендент. В случае ее избрания, сохранится принцип ротации континентов и удастся избежать явного восточного акцента – иначе получится, что три Олимпиады подряд (две зимние и одна летняя) пройдут в Азии. Кроме того, Норвегия одна из самых благополучных в экономическом отношении стран мира с богатыми традициями именно в зимних видах – тем более, и Осло, и Лиллехаммер по отдельности уже принимали зимние Олимпиады. На мой взгляд, минусом этой заявки, как ни парадоксально, является ее финансовая скромность. Что такое пять с хвостиком миллиардов долларов, которые готовы потратить норвежцы, против пятидесяти с лишним миллиардов от россиян? Прижимистость у мировых спортивных функционеров не в чести, если вы понимаете, о чем я.
Если же МОК решится-таки сломать стереотип «Нельзя подряд проводить Олимпиады на одном континенте», то остаются Алматы и Пекин с Чжанцзякоу (в китайской столице запланированы соревнования под крышей, а в полумиллионом «городке» – под открытым небом).
В случае с Пекином, минус в том, что МОК придется пойти на ломку другого правила и отдавать Олимпиаду одному и тому же городу во второй раз всего за 14 лет. Правда, в таком случае Пекин станет первой в истории столицей и зимних, и летних Игр. За Китай традиционная национальная обязательность и гарантия того, что коррупционных скандалов не будет – в преддверии Олимпиады-2008 взяточников в Поднебесной расстреливали пачками. Ну, и понятно, что китайцы в дебютные для себя зимние Игры вложатся по полной программе – никто обижен не будет.
Что касается заявки Алматы, то в отсутствие деталей, можно выделить следующие очевидные плюсы.
Во-первых, понятно, что заявка эта санкционирована на самом верху, а значит, МОК будут даны все необходимые государственные гарантии.
Во-вторых, Алматы превосходит всех остальных претендентов в компактности размещения объектов. У других претендентов места проведения соревнований разбросаны в радиусе 180-200 километров от номинальной столицы Игр. К слову, та же самая компактность стала одним из факторов победы Сочи.
В-третьих, после Азиады-2011 и Универсиады-2017, с нуля придется строить лишь санно-бобслейную трассу, что, учитывая регулярную головную боль по срокам сдачи объектов, солидное преимущество казахстанской заявки. И даже, мягко говоря, несовершенство инфраструктуры является своеобразным плюсом – в МОК любят способствовать региональному развитию.
И наконец, в-четвертых, настойчивость. Именно так Игры-2018 получил Пхенчхан – корейцы бились-бились в закрытую дверь, и с третьего раза пробились. Казахстан явно идет по корейскому пути: из пяти нынешних кандидатов только Алматы в обозримом прошлом официально пытался добиться права проведения зимней Олимпиады – а кому не нравится, когда его или ее добиваются?