Вот, нашел пресс-релиз Нацбанка по этому поводу:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
П Р Е С С - Р Е Л И З № 12
15 апреля 2 0 0 9 г о д а
О проекте Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного
контроля»
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 849 от 12
сентября 2008 года на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики
Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (далее
– законопроект). 25 марта 2009 года Постановлением №709-IY МП Мажилиса
Парламента Республики Казахстан законопроект был одобрен и направлен на
рассмотрение в Сенат Парламента Республики Казахстан.
Данный законопроект разработан в целях дальнейшего совершенствования
системы валютного регулирования и валютного контроля в Казахстане и
предусматривает:
1. Смягчение режимов валютного регулирования и упрощение связанных с
ними административных процедур путем:
1) исключения из режима лицензирования деятельности по осуществлению
розничной торговли и оказанию услуг за наличную иностранную валюту;
2) отмены требования к физическим лицам резидентам по уведомлению
Национального Банка об открытии банковских счетов в иностранных банках;
3) установления возможности для увеличения минимальных пороговых
значений для сделок, подлежащих регистрации, уведомлению и оформлению
паспорта сделки, а также для исключения отдельных видов операций из перечня
подлежащих регистрации или уведомлению операций движения капитала путем
внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты;
4) установления формы уведомления в виде предоставления периодических
отчетов обслуживающими финансовыми институтами вместо разовых
уведомлений, получаемых самими клиентами.
2. Упрощение требований репатриации валютной выручки путем
уточнения понятия «репатриация», срока репатриации, а также уточнение
применения административной и уголовной ответственности за невозвращение
из-за границы средств в национальной и иностранной валюте.
3. В целях совершенствования механизма реагирования на внешние шоки
законопроектом предусмотрено следующее:
1) введено понятие специального валютного режима. Переход от понятия
«режим специального разрешения», который предусмотрен действующим
законодательством, к понятию «специальный валютный режим» создает
возможность для проведения валютных операций не только при наличии
разового специального разрешения, но и при выполнении определенных условий
для проведения валютной операции. Это существенно упрощает механизм
реализации требований специального валютного режима.
2) установлен конкретный перечень мер, которые могут быть применены в
рамках специального валютного режима. Это сделано в целях устранения
неопределенности для участников рынка в отношении мер, которые могут быть
предприняты государственными регуляторами в кризисной ситуации.
Перечень таких антикризисных мер включает:
- требование размещения без уплаты вознаграждения депозита в размере,
определяемом как процент от суммы валютной операции, на установленный срок
в уполномоченном банке либо в Национальном Банке;
- требование получения специального разрешения Национального Банка на
проведение валютных операций;
- требование обязательной продажи полученной резидентами иностранной
валюты;
- ограничения по использованию резидентами счетов в иностранных банках,
установление сроков возврата валютной выручки и лимитов на объемы,
количество и валюту расчетов по валютным операциям.
Следует отметить, что данный перечень мер не рассматривается в качестве
пакета, который будет применен обязательно в полном объеме при введении
специального валютного режима. Предполагается избирательное введение мер в
зависимости от характера рисков для дестабилизации ситуации на валютном
рынке.
3) ограничение срока (максимально – один год), на который может быть
введен специальный валютный режим. Это сделано в целях устранения
неопределенности в отношении продолжительности действия временных
валютных ограничений, так как по действующему законодательству этот срок
определяется как «срок, необходимый для устранения угроз экономической
безопасности и стабильности финансовой системы».
4) установление административной ответственности за нарушение
требований специального валютного режима.
продолжение следует...
продолжение...
Таким образом, возможность временного введения Президентом
Республики Казахстан валютных ограничений в ответ на внешние шоки уже
установлена действующим Законом Республики Казахстан «О валютном
регулировании и валютном контроле» №57-III от 13.06.2005г. Изменения,
предусмотренные законопроектом лишь устанавливают более жесткие рамки для
государственных регуляторов в отношении применения валютных ограничений в
качестве антикризисных мер, более четко оговаривают чрезвычайность и
исключительность применения механизмов специального валютного режима и
обязательность возврата к либеральному валютному режиму в течение одного
года.
На основании изложенного, разработанный законопроект меняет схему
действующего валютного контроля в Казахстане только в части смягчения
требований валютных режимов и не предполагает ужесточения условий для
ведения бизнеса.
Текст законопроекта доступен на сайте Национального Банка.
конец.тчк