Ранним декабрьским утром самолет с находившимся внутри мной совершил успешную посадку в аэропорту имени Туркменбаши и я возрадовавшись окончанию долгого и весьма утомительного перелета стал готовиться к встрече с этой оригинальной страной, достал с багажной полки свою сумку и стал ждать когда же откроется дверь самолета и я смогу вдохнуть воздуха этой true neutral страны. А самолет продолжал стоять на стоянке аэропорта и дверь все никак не открывалась.
Прошло больше часа и так как не одному мне хотелось вкусить сладкого воздуха туркменской столицы, все большее число пассажиров начало задаваться вопросом "А чего мы собственно сидим в самолете и когда нас выпустят на волю в ласковые объятия гостепреимных туркменских пограничников и таможенников?"
И тут Туркменистан проявил свой крутой нрав. Командир самолета объявил по внутренней связи, что гостепреимные туркмены не желают нас принимать и на все просьбы выпустить народ из самолета отвечают фразами примерно такого содержания: "Звиняйте братаны, но мы сами в полном ахтунге от того, что Ваша крылатая машина свалилась на нас как снег на голову. Сейчас наш аэропорт закрыт, поэтому валите ка Вы отсюда и приезжайте как нибудь в другой раз". Командир самолета сказал также, что он мобилизовал всю свою смекалку и сообразительность и вообще ему никто не будет оплачивать сверхурочные, да и гонять туда сюда здоровенный Боинг мероприятие достаточно затратное. Пообещав проявить всю свою находчивость и красноречие, которые ему передались от предков, веками торговавших на стамбульских базарах он будет добиваться, чтобы нас все таки выпустили из самолета.
Так как большинство пассажиров было в курсе, что законы восточного гостепреимства заставляют принять гостя, даже если его особо никто не ждал, в салоне самолета все чаще начал звучать задаваемый на разных языках вопрос из серии "What the f..ck?"
То ли предки нашего самолетовожатого были полными базарными лузерами, то ли не смогли донести до него все необходимые гены убеждения, красноречия и находчивости и из за этого он и пошел в пилоты. Через некоторое время он объявил по внутренней связи, что у всех нас сейчас появится уникальная возможность посетить славный город Баку, так как последователи Туркменбаши ни в какую не соглашаются выпустить нас из самолета, а это ближайшее от нас более менее цивилизованное место.
What the f...ck? в салоне самолета превратился в WHAT THE F...CK??? Но это был еще не конец веселья. Еще через некоторое время командир самолета сообщил нам, что на все просьбы пустить перекантоваться пока Ашхабад сменит гнев на милость, столица солнечного Азербайджана отвечает, что Баку не резиновый и девать нас совершенно некуда и мы вообще не хотим встревать в ваши турецко-туркменские разборки, поэтому летите ка вы куда нибудь в другое место. И поэтому мы летим назад в Стамбул. Вы видели когда нибудь толпу невыспавшихся и разъяренных турок? Турецких граждан было примерно 2/3 от общего числа обделенных туркменским гостепреимством пассажиров. И эти граждане очень обидевшись на почитателей Рухнамы на полном серьезе принялись ломиться из самолета с явным намерением оккупировать аэропорт, объявить его территорией Турции и в ожидании пока с берегов фатерлянда прибудет поддержка, найти начальника аэропорта и хорошенько пощупать его за всякие эротические достопримечательности.
Тут хотелось бы сказать большое спасибо двум стюардессам, комсомолкам, спортсменкам и просто красавицам, которые смогли предотвратить международный конфликт в зародыше, надавать люлей особо ретивым и рассадить всех по своим местам. Наш самолет дозаправили и мы полетели назад в Стамбул.
Когда мы прилетели назад в Стамбул, практически всех интересовал только один вопрос. Удастся ли нам насладиться прелестями Ашхабада или можно с этим не заморачиваться и готовиться к отлету домой? В аэропорту Ататюрка мы нашли товарищей по несчастью - пассажиров другого рейса на Ашхабад, который должен был улететь часа через 2 после нашего и который вообще так никуда и не вылетел и люди просидели всю ночь в аэропорту.
Объединенные общей бедой и желанием хоть тушкой хоть чучелом но прорваться в Ашхабад, мы общей толпой порядка 300 человек двинулись на штурм представителя Turkish Airlines, желая добиться ответа на вопрос есть ли в этой жизни счастье и если да, то сколько нам его осталось ждать. Представители Turkish Airlines ничего внятного нам ответить не смогли и уже начали сооружать баррикаду перед дверью своего офиса, мягко говоря побаиваясь вступать с такой толпой народа в прямой диалог, когда было объявлено, что сейчас оба рейса посадят в один самолет и мы предпримем вторую попытку потоптать своими ногами тротуары Ашхабада.
И снова 4 часовой перелет и снова шасси нашего самолета соприкоснулись с взлетно-посадочной полосой аэропорта имени Туркменбаши. Второй раз за день я в этом городе. Как примет он меня в этот раз? Этим вопросом задавался не я один и когда к борту самолета подвезли трап, подогнали автобусы, заветная дверь открылась и в наши легкие попали первые молекулы ашхабадского воздуха, рев восторга прокатился по самолету и слегка помятые, но счастливые пассажиры пошли к выходу, движимые стремлением сделать свои первые шаги на священной туркменской земле.
Напомню, что я летел объединенным рейсом. Оказавшись внутри здания зоны прилета, мы обнаружили, что на ТАКОЕ количество одновременно прилетевшего народа этот аэропорт ни разу не рассчитан. Тем не менее, сотрудники аэропорта достаточно бодро принялись делить нашу толпу на две кучи по принципу
Все эти мероприятия заняли у меня еще примерно два часа. Когда я наконец стал счастливым обладателем визы и штампа в паспорте, я обратил внимание на стрелочки с надписью customs и до меня начало доходить, что веселье еще не закончено и так просто я с этого аэропорта не выберусь.
Оказавшись в таможенной зоне я с удивлением обнаружил там всех граждан Туркменистана, которые давным давно прошли родных пограничников и которых теперь не пропускали через родную таможню, мотивируя это тем, что вначале надо пропустить ВСЕХ иностранцев. Граждане вяло переругивались с таможенниками, пытаясь добиться от них ответов на вопросы "Где правда, брат?" и "В какую очередь становиться за справедливостью?", но судя по выражению их лиц, делали это просто из желания пообщаться, не имея при этом никакой надежды найти ответы на свои вопросы.
С гордостью держа в зубах свой голубенький паспорт, я продефелировал мимо граждан Туркменистана и к своему полному удивлению прошел таможню за 5 минут. И вот я вышел из аэропорта и смотрю на огни вечернего Ашхабада. Что ждет меня дальше? Почему он был так суров ко мне? Примет ли он меня?
Выйдя из аэропорта я тут же оказался в цепких объятиях водителя принимающей стороны, который не веря своему счастью принялся рассказывать перчальную историю о том, как он ждал меня в аэропорту начиная с 4 часов утра (а вышел я из аэропорта в 9 вечера). Вспомнив о том, что курил я последний раз почти сутки назад, пока мы с водителем шли к машине, я решил немедленно утолить свой никотиновый голод. Результатом этого стало то, что я тут же оказался в не менее цепких объятиях находившегося неподалеку сотрудника туркменских правоохранительных органов.
На очень плохом русском языке страж порядка принялся укорять меня за то, что я посмел совершить великое кощунство, попытавшись отравить сладкий и чистый воздух Ашхабада своей никотиновой дрянью. После примерно 20-минутной лекции о вреде курения, я торжественно ему пообещав немедленно бросить курить (нагло соврал), избавил его от своего общества. Страж остался продолжать во славу Туркменбаши бдить общественный порядок вечернего города, а я не заплатив за свое преступление ни копейки, тут же совершил рецидив, покурив у водителя в машине.
Мне было очень интересно найти ответ на вопрос, почему за один день посещаю славный Ашхабад уже во второй раз. Еще находясь в аэропорту я говорил на эту тему с пограничниками и потом обсудил этот вопрос со своим водителем. Постепенно все стало на свои места и покрытая мраком тайна раскрылась. Выяснилось, что в момент моего первого прилета в Ашхабад, в окресностях аэропорта думая о благе народа и судьбах нации по каким то своим делам находился Туркменбаши. Тут надо отметить, что на самом деле Туркменбаши звали их первого президента, а второго называют как то иначе, но так как я все равно не запомнил ни его имени ни его его титула, поэтому для краткости я его тоже буду называть Туркменбаши.
Насколько я понял, Туркменбаши весьма движняковый человек, который денно и ночно думает только о благе народа и никогда не сидит на месте, постоянно совершая ознакомительные поездки по стране. При этом он не горит особым желанием каким то образом случайно сталкиваться со своими гражданами, поэтому территории, где он в данный момент находится объявляются зоной отчуждения, все дороги надежно перекрываются и всякая жизнь в месте, которое он почтил своим присутствием замирает. Так как утром он находился то ли в аэропорту, то ли в его районах, мой самолет, который имел несчастье в этот самый момент туда прилететь, на всякий случай отправили обратно.
Поудивлявшись насколько сильно страна переживает за безопасность любимого руководителя, я принял это как должное. Будучи убежден в том, что во второй раз мои пути с Баши не пересекутся, я наслаждался видами вечернего города, потихоньку двигаясь к месту своего проживания. Как же я был неправ... Через несколько сотен метров наш автомобиль угодил в гигантскую пробку. Как выяснилось, в тот день Баши что то очень сильно было нужно именно в районе аэропорта. Где то час назад по улице, по которой я ехал проехал его кортеж и несмотря на то, что времени прошло достаточно, чтобы уехать куда угодно, дорогу на всякий случай держали закрытой. простояв около час в этой пробке, водитель, коренной ашхабадец решил, что с него хватит и повез меня какими то обходными кабаньми тропами, которые по недосмотру оказались не перекрытыми и в конце концов я таки добрался до пафосной гостинницы под названием Огузкент.
Огузкент оказалась здоровенной 5-звездочной гостинницей со стоящим возле входной двери Роллс-Ройсом (подарок гостиннице от Туркменбаши), достаточно демократичными для гостинницы такого уровня ценами, удобным, комфортным и большим номером, омерзительным интернетом и полным отсутствием магазинов, кафе и вообще каких либо людей в близлежащей округе. В последующие дни совершая поездки по Ашхабаду, я понял что это город контрастов.
Ашхабад условно можно поделить на две части. Это старый город, наследие советского империализма, со свойственными ему архитектурными решениями в виде старых 3- и 5-этажек, а также большим количеством частных домов, утыканных спутниковыми антеннами как новогодние елки. В старом городе бурлит жизнь, повсюду люди, базарчики, забегаловки. Вобщем классический восточный город.
Новый город - то, что было построено после обретения независимости, полная противоположность старому. Это пафосные, огромные здания из мрамора и тонированного стекла, широкие дороги, очень красивое и выдержанное в едином стиле оформление. И полное отсутствие людей на улицах. Гостинница Огузкент находится в новом городе и большую часть своего времени я провел в этих районах. Вначале у меня были постоянные ассоциации, что я нахожусь в нашей Астане. Чем то они показались мне похожи. Но потом я понял, что все таки это абсолютно разные города и их проектировали люди, руководствовавшиеся абсолютно разными идеями. Астана - воплощение так называемых казахских понтов. Громадные, непохожие друг на друга здания и полное отсутствие единого стиля. Новую Астану строили по принципу кто сильнее выпендрится.
В Ашхабаде конечно не все так масштабно как в Астане, но все построено в одном стиле и грамотно сочитаясь друг с другом, вся эта застройка образует друг сдругом единое и гармоничное целое. Чувствуется стиль, в котором все заранее планировалось. Чувствуется рука и воля одного человека, а не кучи ушибленных на всю голову архитекторов. Очень понравились дороги с подсвечивающимися в темное время суток фонтанами на месте разделительной полосы и вообще в целом в Ашхабаде взглядом не выхватываешь какие то отдельные детали из общего целого, а именно это общее целое все полностью ощущаешь. Мне очень понравился новый Ашхабад. Удивил только один ньюанс. практически полное отсутствие людей на улицах. Постоянно возникало ощущение, что вся жизнь сосредоточена в старой части города, а новая его часть - как упаковка от съеденной конфеты. Сама по себе красивая, но мало кому нужная. Хотя это мое субъективное мнение.
Понравилось ли мне в Ашхабаде? Да, понравилось. Понравились прежде всего местные люди. Добродушные, гостепреимные, искренние. У нас таких людей осталось мало, а в Ашхабаде их предостаточно. Хорошо ли им там живется? Я считаю, что в целом да. Видно, что страна делится не только на богатых и бедных, а в ней активно формируется средний класс. Многие ездят на хороших машинах (привет Ташкенту забитому Нексиями). Люди имеют возможность зарабатывать и нормально по местным понятиям и ценам жить. Хотел бы я туда вернуться? Наверное нет. Я со своим менталитетом привык к другому ритму жизни, к другим правилам, по которым эта жизнь проходит и мне это доставляло определенный дискомфорт.
Ну и напоследок несколько интересных фактов об Ашхабаде и Туркменистане
На улицах города нельзя курить. Вообще нигде. Правда как это часто бывает строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения.
В Туркменистане сверхдешевый бензин. Причем раньше он стоил дешевле. А недавно подняли цены. Правда теперь любому владельцу машины дают бесплатно талоны на 700 с чем то литров бензина в год.
В Туркменистан запрещен ввоз машин с объемом двигателя более 3,5 литра. Почему - осталось загадкой
Почти все рестораны и кафе в Ашхабаде работают до 11 вечера. Потом всем спать (в Узбекистане тоже самое).
Все очень дешево. За исключением алкоголя и сигарет. Они стоят на порядок дороже чем в Казахстане. При этом если покупаешь сигареты, продают или дьюти фришные или контрабандные с казахскими акцизными марками.
В стране недавно провели деноминацию, но большинство людей продолжают озвучивать цены в старых деньгах.
В Туркменистане есть не только въездные, но и выездные визы. Гражданам чтобы выехать из страны надо получать разрешение государства.