ОФ Национальная Лига потребителей Казахстана
Адрес: 050008, Республика Казахстан, г.Алматы, ул. Шевченко, 164 Г (уг. ул. Ауэзова), офис 1
Тел.: +7 (727) 277-89-45, 277-86-43, 277-57-69, 277-92-57
Факс: +7 (727) 269-94-24
E-mail:
liga_almaty@mail.ru,
consumer@nursat.kzПрава и гарантии каждого потребителя на обеспечение качественными товарами, работами и услугами защищены от опасностей для жизни и здоровья в соответствии с Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Знание основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав.
Основные права потребителя
Каждый потребитель имеет право на:
безопасность продукции — Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.2 ст.12 Закона РК "О защите прав потребителей");
свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг;
надлежащее качество продукции, работ и услуг;
получение полной и достоверной информации на русском и государственном языках о цене, о стране
происхождения товара и изготовителе, потребительских свойствах продукции; способах и правилах использования продукции и хранения, дате изготовления, сроке годности товара и гарантийном сроке.
Способы защиты прав потребителей
Для защиты своих прав потребитель может обратиться:
с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право;
в уполномоченные государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя);
в общество защиты прав потребителей;
в суд с исковым заявлением.
Досудебное разрешение потребительских споров
Законодательством о защите прав потребителей предусмотрен досудебный порядок рассмотрения споров как обязательная стадия процесса защиты прав потребителей - обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменным заявлением к продавцу (исполнителю).
Письменная претензия потребителя должна содержать:
Ф.И.О. и адрес заявителя;
наименование и фактическое местонахождение продавца (исполнителя);
обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии в свободной форме;
основания отношений адресантов претензии: договор, гарантийное письмо;
нарушенные права потребителя;
условия обязательств, нарушение которых вызвало претензионное требование;
обоснованная сумма материальных требований с расчетом;
предупреждение о последующем обращении за защитой прав в суд в случае неудовлетворения претензии или нерассмотрения ее в установленном порядке.
Необходимо приложить копии документов, обосновывающих требования. Заявление необходимо отправить письмом с уведомлением. Продавец (исполнитель) в течение 10 дней обязан дать ответ на заявление.
Потребитель имеет право:
При приобретении товаров и услуг, потребителю должен быть выдан фискальный чек, так как на территории РК денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях посредством наличных денег производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (п.1 ст.546 Налогового кодекса РК от 12.06.2001 г.).
Потребитель вправе обменять приобретенный им качественный непродовольственный товар в течение 14 дней, если он не удовлетворяет его потребностям или не обладает необходимыми свойствами (ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).
При обнаружении ненадлежащего качества товара в течение гарантийного срока, потребитель вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара, либо замены на товар надлежащего качества или расторжения договора с возмещением понесенных убытков (п.1. ст.14 Закона «О защите прав потребителей»).
В случае письменного отказа продавца в удовлетворении обоснованных требований потребителя, потребитель имеет права потребовать неустойку в размере 1 % в день от стоимости товара (п. 4 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей»).