Классификация моторных маселВыбирая масло («синтетику», «полусинтетику», «минералку»), помните о рекомендациях изготовителя Вашего автотранспортного средства. Масла классом больше рекомендуемого могут быть несовместимы с неновой конструкцией двигателя.
Классификация моторных масел по вязкости SAE
Вязкость масла – это одна из наиболее важных его характеристик. От нее зависит прежде всего легкость холодного пуска в морозы. Данная спецификация является международным стандартом и применяется повсеместно. Она определяет 3 рода моторных масел по вязкости: зимнее, летнее и всесезонное.
Зимнее масло обозначается литерой «W» и числом перед ней (от англ. «winter» – зима): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60. Всесезонное, как Вы уже, наверное, догадались – это комбинация обозначений летних и зимних видов, скажем, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40.
«Зимний» индекс обозначает, до какой минимальной температуры рекомендуется применять масло. Тут необходимо воспользоваться простой формулой: из зимнего индекса вычитаете 35 и получаете эту самую минимальную температуру. Скажем, для моторного масла с индексом SAE 10W40 нижний предел температуры (-25 градусов). Это правило справедливо для минерального моторного масла, и неактуально для синтетики.
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам
Вообще говоря, есть две системы – американская и европейская. Обе они определяют области использования моторных масел, но вторая не менее строгая. Принадлежность масла к определенному классу устанавливается при помощи испытаний в двигателях либо стендах, моторных установках. Оцениваются моющие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и др. свойства сертифицируемых масел.
Классификация API
Классификация API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти) имеет две категории масел: «S» (service) и «С» (commercial). Для бензиновых моторов предназначены масла категории «S», а для дизельных, соответственно – категории «C». В условных обозначениях на этикетке вы увидите двухбуквенное значение: первой станет «S» либо «C», вторая – буква латинского алфавита применяется для обозначения качества моторного масла (чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло). Устаревшие нынче классы масел (SA, SB, SC, SD, SF – для бензиновых и CA, CB, CC, CD – для дизельных) нынче встречаются очень редко, а с маркировкой «A», «B» вообще не производятся. Масла, относящиеся к вышеописанным перечисленным классам, обладают относительно низкими эксплуатационными показателями, и выпускались для моторов, что были менее требовательны к качеству масла. Нет ничего страшного в том, что заместо масла класса SD либо SF вы зальете масло классом больше, скажем, SG. Классификация выпускаемых нынче моторных масел по API выглядит следующим образом:Для бензиновых двигателей: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004) – в скобках указано, для моторов начиная с какого года выпуска рекомендуется данный класс масел. Для дизельных двигателей: CD (1955), CD-II (1987), CE (1987), CF (1994), CF-2 (1994), CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4(2002). Цифры 2 и 4 обозначают, что масло предназначается для двух и четырехтактных моторов соответственно.
Если на этикетке нанесено сразу обе маркировки (SJ/CH-4), значит масло является универсальным и может применяться как в бензиновых, так и дизельных моторов. Кроме сего в классификации API применяется маркировка EC1, EC2 – так обозначаются масла, обладающие энергосберегающими свойствами, и чем больше цифра, тем больше процент экономии горючего.
Классификация ACEA
Классификация ACEA (Ассоциация Европейских изготовителей автомобилей), появившаяся в 1996 году не менее полно характеризует области применения моторных масел и уделяет больше внимания противоизносным свойствам масел. Масла маркируются буквой (А – для бензиновых моторов, В и Е – для дизельных ) и цифрой (чем она больше, тем лучше хар-ки масла). Через дефис указывается год утверждения либо изменения спецификации. Спецификации приведены ниже, группы перечислены по мере улучшения эксплуатационных характеристик:Масла для бензиновых моторов легковых автотранспортных средств, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002. Масла для дизелей легковых автотранспортных средств, микроавтобусов, фургонов: B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002. Масла для моторов тяжелых грузовых автомобилей, автопоездов: E1-96, E2-96, E3-96, E4-98, Е4-99, Е5-99.
Начиная с две тысячи четвертого года в ACEA появился новейший класс масел C, подходящий для использования и в бензиновых, и в дизельных двигателях.