Всем "фанатам" SM Market посвящается - в пятницу в газете "Бизнес и Власть" вышел любопытный материал как раз на тему состояния дел в этой сети супермаркетов . Текст большой, букав много, но "фанаты" должны это знать!
Бизнес & Власть (Алматы), № 13 (354), 22.04.2011г.SM-market меж двух огней /Екатерина Иванова/
В Алматинской торговой сети SM-market на глазах пустеют полки. Представители сети утверждают, что это лишь «временные трудности». Меж тем поставщики бьют тревогу: за ретейлером числятся миллионные долги.Как стало известно «&», Агентство по защите конкуренции (АЗК) проводит расследование в отношении ТС SM-market по выявлению фактов нарушения антимонопольного законодательства. «20 апреля к нам поступило поручение из центрального аппарата провести расследование по факту установления ограничения доступа в торговую сеть SM-market, — рассказал «&» начальник межрегиональной инспекции АЗК по Алматы и Алматинской области Жандос Болатбеков. — По закону срок предварительного расследования — месяц. В течение этого времени мы должны собрать информацию и определить, есть ли признаки нарушения или нет».
По словам г-на Болатбекова, расследование, проводимое антимонопольным органом, не касается выяснения фактов задолженности торговой сети перед поставщиками. Тем временем многие отечественные производители уже отказались от сотрудничества с SM-market из-за многомиллионных долгов ретейлера. «Мы поставляем в сеть SM-market алкогольную продукцию, средняя стоимость наших коньяков порядка 1000 тенге за бутылку. По договору они обязаны производить расчет в течение 30 дней со дня поставки. Но прошло уже восемь месяцев, а они до сих пор не рассчитались», — рассказал «&» гендиректор ТОО «Глобал» Рудик Мнацаканян.
По его словам, многие отечественные производители «погорели» на контрактах с SM-market. «На сегодняшний день только нашей фирме супермаркеты этой сети должны порядка 4,5 млн тенге, а мы не единственные, кому они задолжали. Мы больше не отгружаем им товар, а буквально на днях состоялась встреча с руководством сети: они предложили нам в счет долга «залежалую» продукцию, но мы отказались.
- Вряд ли мы сможем реализовать предложенные ими молдавское вино, российскую водку и другую алкогольную продукцию, нам это невыгодно. В последнее время в Казахстане вообще невыгодно что-то производить, потому что ретейлеры ставят поставщиков в кабальные условия», — сетует г-н Мнацаканян.
Эксперты полагают, что, несмотря на тяжелое положение сети SM-market, вариант с ее продажей вряд ли рассматривается. «Судя по записям в гостевой книге на сайте компании, количество ее кредиторов уже набирает критическую массу, и в скором времени, возможно, мы будем наблюдать судебные разбирательства. При этом я думаю, что о продаже сети речь не идет. Этот бизнес, скорее всего, уже имеет отрицательную стоимость и вряд ли будет интересен какому-либо инвестору», — сказала «&» директор ТОО «Бейкер Тилли Казахстан Оценка» Татьяна Гиш.
Профучастники рынка также подозревают, что SM-market работает в убыток. «Среднеотраслевой годовой показатель выручки продуктового супермаркета - $6 тыс. с 1 кв. м арендной площади. Если выручка составляет менее $2 тыс., это уже убыточный бизнес. Прибыльность магазина можно оценить по числу работающих касс, например, работа одной кассы в полную загрузку — это 1 млн тенге дневной выручки. Судя по конфликтам с поставщиками, незагруженности касс и ряду других показателей, SM-market работает в убыток», — предположил в разговоре с «&» представитель торгово-розничной сети, пожелавший остаться неназванным.
Сами представители SM-market заверяют: трудности компании в ближайшее время будут разрешены. «Мы нацелены на дальнейшее продвижение бренда SM-market в Казахстане и развитие нашей торговой сети. На сегодняшний день в компании имеются некоторые трудности, с чем они связаны, я считаю, некорректно говорить, но мы рассчитываем, что в ближайшем будущем все наладится и вернется на круги своя», — сообщила «&» директор департамента маркетинга ТС SM-market Наиля Зайнаудинова.
В январе 2009 года сообщалось, что компания SM-market выкупила торговую сеть супермаркетов GROS, которая насчитывает около 20 магазинов в Алматы, несколько — в Шымкенте, Астане и других городах Казахстана.