"Даун хаус"
----
Ну что тут сказать-то? Великолепно!
Еще раз выскажу свое непонимание относительно восприятия фильма как некоего "святотатства", "надругательства над великим классиком" и т. п. Решительно неясно, каким же все-таки образом оказался оскорбленным Достоевский
Я люблю Достоевского, и "Идиота", надо сказать, читал легко и с большим удовольствием (может быть, потому что это было уже задолго после школьной программы? ибо мне помнится тот ужас и скрип, с которым я осиливал "Преступление и наказание" в девятом классе - правда, был потом вполне доволен самой книгой - но только после!) И знаете, как-то, вот не коробит.
Никогда не считал, что классика - это такой мертвый памятник, "канон", "священное писание" - вокруг которого нужно ходить на цыпочках и с восторгом, переходящим в фантачиное безумие, охранять ее от малейшей попытки неверной интерпретации. Такая позиция - это просто какой-то моральный фашизм. Я считаю, что воспринимать и интерпретировать классику каждый имеет право со своей колокольни, и не фига искусственно умертвлять ее и делать из нее что-то раз и навсегда заданное.
И вообще - в области пиитета к классике у меня много вопросов. Почему, к примеру, всю без исключения классику обязательно надо любить? Почему, к примеру, можно любить джаз и не любить рок-н-ролл (да хоть наоборот, хоть как угодно), а вот любить Лермонтова, а Пушкина не переваривать - считается чем-то странным, неприличным, и некультурным? (Да, признаюсь, я не люблю Пушкина. Кидайте в меня камнями, делайте что хотите - Лермонтов всегда казался мне ближе, глубже и на голову выше. Имею право!
) Ну, да я отвлекся. К теме.
На мой взгляд, в "Даун хаус" имеет место великолепное проецирование характеров "Идиота" Достоевского на современный мир - с большим количеством гротеска, правда, но почему бы и нет? Т. е. Рогожин, к примеру - это действительно Рогожин, а не кто-то другой. Вполне допускаю, что современный Рогожин именно такие бы поступки и совершал - вполне в его духе, между прочим
Можно даже сказать, что содержание не очень-то и изменили - изменили форму прежде всего, суть - суть, наверное, никуда не делась... да и куда бы ей деваться?
Но фильм ценен отнюдь не этим, и совсем не этим даже. Несмотря на все мною только что сказанное, на экстраполяцию характеров и сюжетной линии - фильм, на мой взгляд, не является некоей "адаптацией" Достоевского для современнной молодежи (можно рассматривать его и так, конечно, но скучно!). Произведение вышло вполне самодостаточное и самоценное, доказательством тому - он был неплохо воспринят и людьми, которые "Идиота" и в руках не держали. И вполне адекватно воспринят, кстати.
Мало того, что это просто смешно. Сарказма, правда, намного больше, чем иронии... но я никогда не считал ни сарказм, ни цинизм чем-то порочным и запретным. А "красота спасет мир" - это тезис. Разве главный герой - не красив? Разве подобная красота, красота поступков и этики - не способна к спасению мира? Я вот спросил у девушки одной, после просмотра - а ты бы вышла замуж за идиота? Она, немного подумав, ответила: - За такого? Да!
Раз уж сам разговор сюда вышел, то об Иисусе. Не то, что бы я выискивал специально символизм, но ответьте мне: на лбу у Бондарчука был шрам в форме небольшого креста, или мне одному только это весь фильм мерещилось?
А актерская игра - вообще вне всяких комментов. Бондарчук - ну натурально Князь Мышкин. Без вопросов. Лучше сыграть Мышкина даже и в условно-"нормальной" экранизации было бы, наверное, невозможно. (Кстати, сериал, который крутили по телевизору, показался мне просто отвратительным).
Приятно порадовал меня на этот раз Баширов, которого я в целом почему-то недолюбливаю. Очень может быть, что и зря.
Охлобыстин - тоже великолепен, без вопросов.
Да и вообще все актеры смотрятся на своих местах и отыгрывают, на мой взгляд, отлично. И Настасья Филипповна, и Аглая, и Ганя, да и другие, вышли совсем как настоящие (с учетом общей эстетики и контекста, конечно) и смотрелись в высшей степени органично.
А диалоги, а реплики... ммм... это просто песня
Я противник неуемного использования мата в искусстве, но умеренный и к месту мат бывает порой куда более выразителен, чем любые другие словесные конструкции.
В течении фильма не покоробило и не передернуло ни разу. Отлично. Откровений с революциями пусть и нема, но какая, право же, разрядка...