Представляю книгу автора Мурата Уали - "Тюркские мотивы". Книга на мой взгляд новаторская и интересная т.к. автор посредством поэзии и прозы рассказывает о истории тюркских народов, от начала зарождения людей до современности.
Далее слова самого автора:
"Восстановление исторической памяти, утраченной, забытой, искаженной в советское время – идея, питающая многие современные публикации и проекты.
В книге под бунчуками тюркской истории и доистории объединены поэзия, элементы фотоарта и историческая проза. Формально эти части независимы, и их можно читать (или разглядывать) по отдельности. Тем не менее, история степной Евразии и современная поэзия, прошлое и настоящее, текст и графика, кобыз и ноутбук представляются автору символами единой цепи, связывающей народы Великой Степи. В жизни, как и в книге, прошлое перетекает в современность, а современность перекликается с историей."
"Тюркские мотивы" - "Восстановление исторической памяти"
Автор crazy diamond, 20.11.2009, 19:22
#2
Отправлено 21.11.2009, 19:29:25
У автора получаются эпичные и сильные стихи. Например "Тюркский бог"
Тюркский Бог
Ответ кагана тюргешей Сулука на попытки посланников арабского
халифа склонить его к принятию ислама (середина VIII века)
Кто такой Мухаммед?
О пророке таком ничего я не слышал.
Говорите, что бывший купец,
Но прозрел, наконец,
И в видениях свыше
Видел истины свет?
Я таких уважаю, но зачем мне они?
Знаю Будду – пророка, Ису и Мани…¹
А теперь Мухаммед. Он нам вряд ли поможет.
Я арабский не знаю.
И каноны Корана я не понимаю
Ни душою, ни кожей.
Не хочу я молиться в душной мечети,
И стоять на коленях, слыша проповедь мулл.
Мне иное совсем по душе:
Слушать ржанье коней в степи на рассвете
И тумена к атаке готового гул,
Или шорохи тигра в речном камыше.
Сам себе я мулла и пророк.
Безрассудно я верю и слепо
В голубое бездонное Небо,
И что Тенгри – единственный бог.
Молоком молодой кобылицы
Окропив и зарезав барана,
На вершину степного кургана
Я пойду помолиться.
За удачу в охоте на зверя,
За свободу, как у ветра и птиц,
За незыблемость наших границ,
За богатство для тюркского эля.
Мои воины к бою стоят наготове
Под знаменами предков.
Им заветы ислама – как седло на корове,
Или хищнику – клетка.
Они хлынут как сель, из долин и степей,
Если враг у порога.
Вы поймете тогда силу тюркских мечей,
Веру в тюркского бога.
Передайте халифу мой низкий поклон.
Мухаммед может быть и пророк,
Но пускай об арабах заботится он.
А для нас только Тенгри – единственный бог.
Он Всесилен и Вечен.
Превращает в дела наши мысли и речи.
Освещая долины и горные кручи,
То как солнце над нами,
То как черные тучи.
Он ведет нас к победам, как синее знамя,
То покой охраняет, сияя луной,
То в бездонной лазури паря облаками,
Он витает и реет над нашей страной.
Тюркский Бог
Ответ кагана тюргешей Сулука на попытки посланников арабского
халифа склонить его к принятию ислама (середина VIII века)
Кто такой Мухаммед?
О пророке таком ничего я не слышал.
Говорите, что бывший купец,
Но прозрел, наконец,
И в видениях свыше
Видел истины свет?
Я таких уважаю, но зачем мне они?
Знаю Будду – пророка, Ису и Мани…¹
А теперь Мухаммед. Он нам вряд ли поможет.
Я арабский не знаю.
И каноны Корана я не понимаю
Ни душою, ни кожей.
Не хочу я молиться в душной мечети,
И стоять на коленях, слыша проповедь мулл.
Мне иное совсем по душе:
Слушать ржанье коней в степи на рассвете
И тумена к атаке готового гул,
Или шорохи тигра в речном камыше.
Сам себе я мулла и пророк.
Безрассудно я верю и слепо
В голубое бездонное Небо,
И что Тенгри – единственный бог.
Молоком молодой кобылицы
Окропив и зарезав барана,
На вершину степного кургана
Я пойду помолиться.
За удачу в охоте на зверя,
За свободу, как у ветра и птиц,
За незыблемость наших границ,
За богатство для тюркского эля.
Мои воины к бою стоят наготове
Под знаменами предков.
Им заветы ислама – как седло на корове,
Или хищнику – клетка.
Они хлынут как сель, из долин и степей,
Если враг у порога.
Вы поймете тогда силу тюркских мечей,
Веру в тюркского бога.
Передайте халифу мой низкий поклон.
Мухаммед может быть и пророк,
Но пускай об арабах заботится он.
А для нас только Тенгри – единственный бог.
Он Всесилен и Вечен.
Превращает в дела наши мысли и речи.
Освещая долины и горные кручи,
То как солнце над нами,
То как черные тучи.
Он ведет нас к победам, как синее знамя,
То покой охраняет, сияя луной,
То в бездонной лазури паря облаками,
Он витает и реет над нашей страной.
Сообщение отредактировал crazy diamond: 21.11.2009, 20:48:04
#3
Отправлено 23.11.2009, 14:58:10
А какое отношение лирические фантазии автора имеют к восстановлению исторической памяти?У автора получаются эпичные и сильные стихи. Например "Тюркский бог"
Насколько я знаю, ответ Сулука известен примерно в такой форме: "У меня все люди — воины, а у вас кто? Ремесленники, сапожники, купцы. Мы же ведь этого делать не умеем, значит, и ваша вера нам не подходит".
#5
Отправлено 25.11.2009, 22:28:49
Во-первых, не фантазии, а поэтическая вольность. Точные слова кагана Сулука никому не известны. Известен их общий смысл - отказа от принятия мусульманства. Все приводимые варианты: в книге Кляшторного, у Гумилева, у вас, - всего лишь результат многократного перевода, дипломатического сглаживания, возможно неточного цитирования и т.п. неточностей и искажений неизбежных в таком случае. Стих "Тюркский бог" всего лишь поэтический вариант известного исторического факта, который совершенно не искажает его смысл.
Во-вторых, на реанимацию исторической памяти, реабилитацию тюркской истории может работать все, что пробуждает интерес читателя (зрителя) к своему великому прошлому. Это могут быть и исторические фильмы, и музыка и исторические романы и эссе, и поэзия в том числе. Это же очевидно!!
В книге "Тюркские мотивы" есть цикл стихов на историческую тему под названием "Тюркские мотивы". Собственно он и дал название книге. Кроме того, там есть и исторические эссе и фотоколлажи в стиле фотоарта, и все это объединяет тюркская и казахстанская история и современность.
Во-вторых, на реанимацию исторической памяти, реабилитацию тюркской истории может работать все, что пробуждает интерес читателя (зрителя) к своему великому прошлому. Это могут быть и исторические фильмы, и музыка и исторические романы и эссе, и поэзия в том числе. Это же очевидно!!
В книге "Тюркские мотивы" есть цикл стихов на историческую тему под названием "Тюркские мотивы". Собственно он и дал название книге. Кроме того, там есть и исторические эссе и фотоколлажи в стиле фотоарта, и все это объединяет тюркская и казахстанская история и современность.
#7
Отправлено 02.12.2009, 13:37:25
Ещё один стих. Давайте это обсудим)
Дополнение
(Молитва атеиста)
Товарищ Ленин, вы мыслитель,
Вы вождь рабочих и пророк.
Рукой великой укажите –
Где верный путь из всех дорог.
Опять и бедность и богатство.
Опять шахтеров "провели".
В руинах равенства и братства
Вовсю идет дележ земли.
Пусть говорят, - возврата нет.
Но рано радуются, гады.
Верните мне мой партбилет,
Зовите вновь на баррикады.
Мы всем покажем силу рук.
Воспрянув вновь – за ратью рать.
Камней достаточно вокруг.
Скажите лишь в кого кидать.
Для нас материя первична.
Душа пуста и боязлива.
Она к лишениям привычна,
А тело требует еды, жены
и кружки пива.
Товарищ Ленин, в коммунизме
Возможно, правильная суть.
Почти совсем как в онанизме –
Где не хватает лишь чуть-чуть…
Все говорят, что нет возврата,
Что ваши планы не реальны.
Ну, хоть повысьте мне зарплату,
Утешьте премией квартальной.
2007 г.
Дополнение
(Молитва атеиста)
Товарищ Ленин, вы мыслитель,
Вы вождь рабочих и пророк.
Рукой великой укажите –
Где верный путь из всех дорог.
Опять и бедность и богатство.
Опять шахтеров "провели".
В руинах равенства и братства
Вовсю идет дележ земли.
Пусть говорят, - возврата нет.
Но рано радуются, гады.
Верните мне мой партбилет,
Зовите вновь на баррикады.
Мы всем покажем силу рук.
Воспрянув вновь – за ратью рать.
Камней достаточно вокруг.
Скажите лишь в кого кидать.
Для нас материя первична.
Душа пуста и боязлива.
Она к лишениям привычна,
А тело требует еды, жены
и кружки пива.
Товарищ Ленин, в коммунизме
Возможно, правильная суть.
Почти совсем как в онанизме –
Где не хватает лишь чуть-чуть…
Все говорят, что нет возврата,
Что ваши планы не реальны.
Ну, хоть повысьте мне зарплату,
Утешьте премией квартальной.
2007 г.
Сообщение отредактировал crazy diamond: 02.12.2009, 13:38:01
#12
Отправлено 27.01.2010, 15:30:01
Если я правильно понял, автору более импонирует культ Тенгри, чем ислам.
Такое направление сегодня имеет место быть, см. работы Н. Амрекулова и т.д.
Но, думается, что корректных и внятных доводов в пользу Тенгри (или других) нет и не будет. Ведь в продолжение тысяч лет на тюркской территории поклонялись многим и многим богам. И почему именно культ А лучше культа Б или В, Г,Д...?
Но здесь засада в том, что активная пропаганда среди нынешних тюрков новой (хорошо забытой старой) религии чревато.См. хотя бы прецеденты Салмана Рушди, датских карикутур.
ИМХО, "такой хоккей нам не нужен".
Такое направление сегодня имеет место быть, см. работы Н. Амрекулова и т.д.
Но, думается, что корректных и внятных доводов в пользу Тенгри (или других) нет и не будет. Ведь в продолжение тысяч лет на тюркской территории поклонялись многим и многим богам. И почему именно культ А лучше культа Б или В, Г,Д...?
Но здесь засада в том, что активная пропаганда среди нынешних тюрков новой (хорошо забытой старой) религии чревато.См. хотя бы прецеденты Салмана Рушди, датских карикутур.
ИМХО, "такой хоккей нам не нужен".
Сообщение отредактировал erlan40: 27.01.2010, 15:31:04
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0