Перейти к содержимому

Фотография

Домбра - любимый инструмент средневековой Руси


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 17

#1
U.L.N.

U.L.N.
  • Свой человек
  • 652 сообщений
Домбру на Русь принесли казахи-кочевники.
И этот практичный, легкий инструмент очень полюбился русскому народу. Первые упоминания о домбре в старинных дворцовых записях и лубочных картинках относятся к 16-му веку. Люди, игравшие на этом инструменте, назывались на Руси «домрачеями» (от казахского «домбырашы» - домбрист).


Именно с домброй, а вовсе не с балалайкой, как многие думают, бродили по земле русской скоморохи лет 500 тому назад. Скоморохи (от казахского «маскара» - позор, срам) на Руси были аналогами казахских акынов. Они ходили с домброй по городам, селам, базарам, ярмаркам, разносили новости, пели, плясали, устраивали веселые представления.

Постепенно казахское слово «домбра» стали произносить на русский лад: «дОмра» с ударением на первый слог. Но старинные пословицы свидетельствуют о том, что изначально ударение было именно на последний слог, например: «Рад скомрах о своих домрах», «Любить игра - купить домра», «У Ерёмы гусли, у Фомы домра».

Домра – на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда косточкой или перышком), богатые художественные и технические возможности – все это особенно пришлось по душе скоморохам, которые часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью.
Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в 17 веке, их начали ссылать или казнить. В 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ».

Знаменитый указ гласит:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь, а которы люди от того ото всего богомерзкого дела не останутся и учнут вперед такова богомерзкого дела держаться, и тебе б по государеву указу тем людям чинить наказание, и ты бы тех ослушников велел бить батоги».

По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. В результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но уже после 17-го века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят...

Лишь в конце 19-го века руководитель первого оркестра народных инструментов музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С.И.Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра».

Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра. Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая. Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трехструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр. Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие произведения и переложения, в частности, от скрипки.

Вот такая интересная судьба у этого казахского инструмента!

Сообщение отредактировал U.L.N.: 21.10.2009, 11:14:20

  • 0

#2
Арчин

Арчин

    Без статуса

  • В доску свой
  • 12 328 сообщений
Во "Флейм".
Как вариант - в "Музыку".

Сообщение отредактировал Арчин: 21.10.2009, 11:15:04

  • 0

#3
Вольдемар Робертович

Вольдемар Робертович

    Просто хороший человек!

  • Читатель
  • 8 258 сообщений
В чем смысл темы?

#4
ZavxoZ

ZavxoZ
  • В доску свой
  • 4 458 сообщений
Это такой древний вариант лохотрона? Составьте слово "скомрах" из букв "маскара"
  • 0

#5
}{APJIu

}{APJIu

    Stranger ин the КУ

  • В доску свой
  • 26 439 сообщений
ВЛАСТИ СКРЫВАЮТ!!! :laugh:
  • 0

#6
Марк Сестерций Антилох

Марк Сестерций Антилох

    pAlkovnik в отставке/2

  • В доску свой
  • 7 963 сообщений

ВЛАСТИ СКРЫВАЮТ!!! :super:

Неа.

ЕКИБАТЫР наносит ответный удар. ;)

Автор также забыл отметить общеизвестный факт, что фортепьяно занесено в Россию на плечах кочевых итальянцев , а слово "ярмарка" - это искаженное тюркское "жарменке". После чего его уже вторично, сперли и применили немцы и голландцы.

P.S. Ну и совершенно не развита линия венецианских МАСКАРА. В целом поле непаханное. Пахать да пахать. :laugh:

Сообщение отредактировал Марк Сестерций Антилох: 21.10.2009, 11:37:04

  • 0

#7
basilio

basilio

    Писец.

  • В доску свой
  • 3 234 сообщений

Домбра - любимый инструмент средневековой Руси

Боян - любимый инструмент современного интернет сообщества... :laugh:

Статейка из серии "подвести муде к бороде".... В начале 90-х таких полно было... О том, что казахстан чуть ли не всю мировую культуру придумал... с доказательствами и историческими примерами...
Что Иван Сусанин - наш казахский батыр, (с фамилией от слова сусын) который героически (внимание!) завел войска Наполеона в болота под Москвой...
Что японцы и казахи - один народ вообще, типа потерянного жуза...
Что французское mon chat (моя кошка) произошло от казахского монша (баня)....

Между прочим, ученые писали, с немалыми степенями.... в учебниках для вузов и школ.
Я не отрицаю влияния тюркской культуры на формирование западной, но такие "приводы" - имхо перебор и хрень. ;)
  • 0

#8
getman

getman

    DP Indie Visual Studio

  • В доску свой
  • 4 799 сообщений

Во "Флейм"

В чем смысл темы?

ВЛАСТИ СКРЫВАЮТ!!!

:laugh: господа, если бы не такие темы, чем бы вы вообще занимались? ;)

По сабжу - этимологические связи явно притянуты за уши.
К тому же, вовсе необязательно, чтобы современная домбра и упоминающаяся в древних русских источниках "домра" - это один инструмент. Даже гитар есть великое множество видов в разных частях света.

Статейка из серии "подвести муде к бороде".... В начале 90-х таких полно было... О том, что казахстан чуть ли не всю мировую культуру придумал... с доказательствами и историческими примерами...
Между прочим, ученые писали, с немалыми степенями.... в учебниках для вузов и школ.
Я не отрицаю влияния тюркской культуры на формирование западной, но такие "приводы" - имхо перебор и хрень.

Полностью согласен))

Сообщение отредактировал getman: 21.10.2009, 11:39:51

  • 0

#9
Марион

Марион

    aqua et ignis

  • В доску свой
  • 4 249 сообщений
осень, господа.
  • 0

#10
Марк Сестерций Антилох

Марк Сестерций Антилох

    pAlkovnik в отставке/2

  • В доску свой
  • 7 963 сообщений

;) господа, если бы не такие темы. чем бы вы вообще занимались? :super:

Мы бы работали. Экономику бы поднимали. А так ... :laugh:
  • 0

#11
CyberGod

CyberGod
  • Свой человек
  • 988 сообщений

«Любить игра - купить домра"

Русский язык меня покинуть :laugh:

Сообщение отредактировал CyberGod: 21.10.2009, 11:42:51

  • 0

#12
2774259

2774259

    Алтын алма, білім ал...

  • Читатель
  • 7 154 сообщений

...Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра. Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая. Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трехструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр. Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие произведения и переложения, в частности, от скрипки.

Вот такая интересная судьба у этого казахского инструмента!



Отличная статья, ничего супер страшного тут не увидел. Так оно и есть.

#13
basilio

basilio

    Писец.

  • В доску свой
  • 3 234 сообщений
Предлагаю аффтару поискать еще статейки о происхождении баяна, кофемолки и Линукса...
Уверен, что в статье о линуксе будут упомянуты древние бубны тюркских шаманов.... :laugh:

Сообщение отредактировал basilio: 21.10.2009, 11:50:19

  • 0

#14
Wildcat

Wildcat

    Пьянь и рвань

  • В доску свой
  • 6 282 сообщений
Внимание, дОмра:
Изображение
Внимание домбрА:
Изображение
Внимание, барабан:
Изображение
  • 0

#15
PavelSC

PavelSC
  • Свой человек
  • 516 сообщений

Домбру на Русь принесли казахи-кочевники.
И этот практичный, легкий инструмент очень полюбился русскому народу. Первые упоминания о домбре в старинных дворцовых записях и лубочных картинках относятся к 16-му веку. Люди, игравшие на этом инструменте, назывались на Руси «домрачеями» (от казахского «домбырашы» - домбрист).


Именно с домброй, а вовсе не с балалайкой, как многие думают, бродили по земле русской скоморохи лет 500 тому назад. Скоморохи (от казахского «маскара» - позор, срам) на Руси были аналогами казахских акынов. Они ходили с домброй по городам, селам, базарам, ярмаркам, разносили новости, пели, плясали, устраивали веселые представления.
...
Вот такая интересная судьба у этого казахского инструмента!

бла-бла-бла... а еще казахи-кочевники изобрели колесо, порох, письменность, нашли пуп Земли и т.д. и т.п.
Прежде чем что-то выкладывать тщательнее изучите материал.
  • 0

#16
F.Totti

F.Totti
  • Свой человек
  • 504 сообщений
барабанов у казахов не было
  • 0

#17
F.Totti

F.Totti
  • Свой человек
  • 504 сообщений

бла-бла-бла... а еще казахи-кочевники изобрели колесо, порох, письменность, нашли пуп Земли и т.д. и т.п.
Прежде чем что-то выкладывать тщательнее изучите материал.

а кто изобрел?
ведь достоверно известно, что ноев ковчег и пуп земли именно у нас, в Казахстане. возле шымкента.
http://www.continent.kz/2003/14/11.htm
  • 0

#18
Марк Сестерций Антилох

Марк Сестерций Антилох

    pAlkovnik в отставке/2

  • В доску свой
  • 7 963 сообщений
Вот , кстати, возникла мысль для википедии:

" Мугам - вид устного, и отчасти танцевального древнеазербайджанского искусства, возникший после первых опытов покупки древними азербайджанскими музыкантами винтажного англосаксонского инструмента Moog без инструкции к нему. Долгие годы название было табуировано ввиду его лексической неоднозначности "
:laugh:
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.