не мое. сорри что большое, но помоему показательно:
За прилавком
Монологи продавца в мыслях и вслух
Покупатели. Задают грамотный вопрос, получают исчерпывающий ответ, берут то, что хотят, быстро расплачиваются в кассе и тихо уходят. Идеальный вариант! Как я таких люблю! Я даже встречал одного такого… однажды… давно… Жаль лица не запомнил.
А то вот – заходит. Еще порог не переступил, а уже рот открыл. Что? Да… э-э… да… э-э… но… э-э. Блин, слова не вставишь. Уважаемый! Минуточку! Давайте еще раз. Что вы хотели?.. Стоп! Стоп! Стоп! Я уже понял, что вы – знающий человек, перерывший по этому вопросу весь Интернет и всю литературу, причем, не только в нашей галактике. Только не надо полученную информацию в одночасье выливать на мою голову – это не улучшит нашего взаимопонимания. Я все равно не проникнусь всей глубиной проблемы. Так что лучше обойтись построением контакта на уровне формирования кратких метонимических парадигм с акцентированием логически законченного ряда, который путем вербального метода передачи информации будет адекватно воспринят мною для выполнения дальнейших функционально понятных действий. Как я его?! Видеокарта? Модель? Не определились? Ладно. Конфигурацию своего компьютера описать можете? Материнская плата какая? Задачи? Ну, понятно – Word, Excel, Photoshop, игры, фильмы – стандартный набор ламера. Что? Задачи, говорю, ясны. Могу предложить… И что в этом журнале о ней сказали? А я, если поискать, могу нарыть десяток обзоров, где ее очень хвалят. Сейчас столько специалистов по тестам развелось – разработчики отдыхают. А вот эту? Зря вы так. Между прочим, хорошо расходится – идеальное соотношение «цена/качество». Кстати, предпоследняя осталась (не вру! – последняя на витрине). Это у нас цена высокая? Что вы! Еще неделю назад она, знаете, по какой цене продавалась?! Гарантия? Обязательно. Все, оплачивайте в кассе.
В сервисе мне не простят. Случись чего – он им все мозги проест. Причем, просто из любви к искусству.
…..
А это что за колхоз? Ребенок, мама, папа, дядя, тетя, дедушка, бабушка, еще кто-то и еще кто-то. Пришли компьютер покупать. Сейчас начнется… Ага, вот тот мужик, типа, разбирается – у него компьютер на работе, он даже в пасьянс на нем играет. Круто!
… Сорок минут прошло, а я все безуспешно пытаюсь втолковать этой компании, чем Core 2 Duo отличается от Pentium 4. Хотят купить самое свежее решение, но слушают этого чайника, которому кто-то сказал, что четвертый «Пень» - это то, что надо. И смотрят на меня так, будто я базарный жулик – норовлю спихнуть залежалый товар. Может сказать им, что «Кора 2» - это «Пентиум 5»? Хотя, с другой стороны, к чему им такое решение? Пасьянс осваивать? Пацану-то зачем – понятно – ему в игрушки играть. Папа с мамой рядом. Будущие юзеры? Ну, по крайней мере, они – кошелек, и желание разобраться «что к чему» объяснимо. А остальные здесь зачем? Помочь донести? Покричать: «Шайбу! Шайбу!»? По привычке все решать сообща? Спросить бы, как они в туалет ходят - тоже строем или поодиночке? А-а, понял. Проявление соучастия. Если все будет хорошо, не забыть где-то небрежно подчеркнуть: «Без меня в этом деле не обошлось». Если вдруг что-то будет не так, сказать с интонацией старого чекиста: «А говорил, что мне это продавец сразу не понравился». И кто там вспомнит, говорил человек что-то подобное или нет.
… Нет, этот корпус вам не подойдет. Посмотрите те, что на противоположном стеллаже. Нет, мать, он – не для своих. И никто не попросил придержать. И нет у меня такого второго под прилавком. Он просто не-под-хо-дит! Четверть века прошло, а она все что-то «по-блату» ищет. Нет, он не дешевле. Нет, он не дороже. Мужики! Уберите этот кейс из торгового зала на хрен!
… Ну, это же не отдел «Тысяча мелочей», где взял покупку, положил в карман и пошел. Выбранную вами (мною) конфигурацию необходимо собрать воедино, запустить, проверить, установить «Ось». Windows, говорю, установить. Зачем? Где тот кадр, у которого компьютер на работе? Вот, с вами мужчина, он подтвердит, что без «Виндоуса» никак. Какого «Виндоуса»? На работе компьютер включаете, на экране высвечивается заставка «Windows Vista» или «Windows XP»? «Windows 2000»?.. «ME»?.. «98»?.. «95»?.. Когда на работу устраивались, он уже был включенным? И давно? Какая надежная «Ось» попалась.
…..
Интересный человек – полчаса колонки рассматривал, а подошел и спросил модем. Модемы – справа, он даже не повернулся. Ну, надо же, в магазине напротив на 300 дешевле, а через два квартала – цена та же, но есть бонус. Ну и зачем мне это рассказывать? Я что, другую цену поставлю? Да, согласен, что-то у нас дороговато. Так чего туда не идешь? Такой вид мазохизма? Нет, извините, скидки на этот товар не предусмотрены. Какой еще Вася? Не мог он купить у нас по такой цене, что вы называете. Это же новый продукт – какая там распродажа? Постоянный клиент? Зачастую, оптовый? Скажите свои координаты, я в базе посмотрю. Не надо? Брать будете? В кассу.
Нас на «ура» не возьмешь! Так-то!
…..
Что за дебильное начало разговора: «Слышь, братан!» И репа при этом такая дельная, типа на «стрелку» заявился «рамсы раскидать». Лет на десять припоздал «браток» со своими понтами. Ладно бы в спортивный магазин пришел биту бейсбольную покупать, а то ведь ему принтер в офис нужен. Интересно, что он в офисе делает? Мебель передвигает? «Ну, такой, чтоб ровно печатал». Трындец! Обычно у нас все принтеры печатают криво, но тебе подберем самый ровный. И не надо тут мне бицепсы демонстрировать – а то сейчас тебе сервер изнутри покажу. Отвечаю ли я за этот принтер? Нет, что ты, как я могу, когда уже есть человек, который за него отвечает. Кто? Марк Херд, президент компании Hewlett Packard – это его товар. Запиши, потом наедешь, если что.
…..
Добрый день. Да, это совсем новая модель. Отвечаю из вежливости, но не демонстрирую желания продолжать разговор. Если взгляд наметанный, определяешь сразу: не клиент. Зашел погреться, охладиться, просохнуть, шел за колбасой да случайно дернул не ту дверь (а показать, что ошибся - слабо), другие варианты. Да пусть смотрит, может, в следующий раз уже по делу зайдет.
…..
Явно какой-то начальник. Привык, что у себя на работе перед ним все навытяжку, думает, что и здесь к нему менеджеры на полусогнутых побегут. Щас! Пацана, что раньше него подошел, демонстративно не замечает, призывая меня к аналогичному отношению – как же иначе, когда он тут. Вы что-то хотели, молодой человек? – учтиво обращаюсь к мальчишке. Похоже, у «начальника» что-то закипать начинает. Потерпишь. Пусть ты на миллион закупить собираешься. Не люблю чванства, а уж, тем более, такого показушного. Да хоть развернись сейчас и уйди. Да хоть потом нагоняй от шефа получу за то, что упустил хорошего клиента. Уважай других!
…А пацан-то сколько всего закупил – свой комп апгрейдит. «Начальник» купил флэшку, передал следующему за ним тенью помощнику. Не пристало ему всякую тяжесть таскать.
…..
«ЗдорОва!» - обратился. Я его должен помнить? Или у него манера общения такая? Ну, а зачем ты мне нужен на правах нового «старого кореша»? Добрый день. Вы что-то ищете? – нарочито сухо. Действует отрезвляюще. Теперь можно спокойно выслушать путаную попытку изложения мысли. Как оказывается человеку трудно говорить без «кароче», «прикинь», «е-мое» и прочих паразитов запанибратского общения. Привыкай, парень. В жизни пригодится.
…..
Да, есть. Именно такая. Конечно, все разведено. Безусловно, поддерживает. Присутствует. Вшито. Имеется. И эта функция. Да. Да. Да. Есть. Есть. Проверка знаний? Кажется, все спросил. Надо же, еще вопрос нашел! Киваю. Ну, спроси, спроси еще что-нибудь. А я, в итоге, проверю свое предположение. Какого цвета? У нас на складе даже зеленые есть. Может, зеленый нужен? Это я уже прикалываюсь – такого девайса зеленого цвета, конечно же, нет. Скидку сделаем, причем, значительную. А если сказать, что бесплатно подарим? А если при этом еще и денег дадим? Брать будете? Еще подумаете? Ну-ну.
Так я и думал. Ничего он не купит, ни у нас, ни где-то еще. Зато расспросит обо всем, вплоть до гаек. Просвещается, наверное. А что, неплохая замена копанию в Инете!
…..
Все-таки, хорошие люди – покупатели. Мы ведь торговая компания – как нам без них. Так что это наша обязанность: любить покупателя, холить и лелеять. Жаль, я лица того парня не запомнил.