Перейти к содержимому

Фотография

Отношение казахов к хлебуЛюбопытно почему так трепетно берегут ?

- - - - -

  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 137

#21
Сергей Бондаренко

Сергей Бондаренко
  • Забанен
  • 7 189 сообщений

трепетное отношение к хлебу у всех народов есть. трепетное и уважительное.

Это именно то, чего я не смог объяснить этому товарищу.

#22
arruah

arruah
  • В доску свой
  • 1 635 сообщений
заколебал ты ,)
я просто спросил где можно про это прочитать,
да издевле, по крайней мере до Голощекина и его свиты.
Хлеб - всему голова и я клянусь хлебом это очень похоже, конечно.
Извините хотел сказать клятва получилось молитва - ткнули спасибо :-)
  • 0

#23
arruah

arruah
  • В доску свой
  • 1 635 сообщений

интересная постановка вопроса!!  :-/ почему только казахи? не надо приводить здесь клятву исконно казахскую "пусть меня хлеб побьет = нан урсын", потому как трепетное отношение к хлебу у всех народов есть. трепетное и уважительное. особенно у постсоветских наций, если можно это так обозначить. вспомните войну, блокады.... да и вообще во всем мире хлеб также берегут и ценят.
почему тогда не поставить массу вопросов вроде - "почему русские говорят "хлеб всему голова"?"?
да какую угодно национальность можно в пробел вставить...  :-)

того что _только казахи_ относятся уважительно к хлеюу я точно не говорил. Попрошу в дальнейшем не передергивать. Видимо ты действительно вопроса не поняла.
  • 0

#24
шрайбикус

шрайбикус

    вечный глюк

  • В доску свой
  • 4 891 сообщений
по сабжу:
казахи хлеб уважают, меня в детстве учили, что если увидишь кусочек хлеба на земле, подними его и положи на скамейку, тумбу, забор и т.п., то есть чтобы хлеб не лежал на земле, где кто-нибудь может наступить на него...
также казахи не выкидывают остатки хлеба вместе с другим мусором... хлеб складывается в отдельный пакет и отдельно же выносится...
здесь в узбекистане, когда ломаешь лепешку, то нельзя складывать куски низом к верху... да и лепешку ломает наиболее уважаемый...

офф/ arruah может поменяете свой аватар?
  • 0

#25
ALPINA

ALPINA
  • В доску свой
  • 3 548 сообщений

интересная постановка вопроса!!  :-/ почему только казахи? не надо приводить здесь клятву исконно казахскую "пусть меня хлеб побьет = нан урсын", потому как трепетное отношение к хлебу у всех народов есть. трепетное и уважительное. особенно у постсоветских наций, если можно это так обозначить. вспомните войну, блокады.... да и вообще во всем мире хлеб также берегут и ценят.
почему тогда не поставить массу вопросов вроде - "почему русские говорят "хлеб всему голова"?"?
да какую угодно национальность можно в пробел вставить...  :-)

того что _только казахи_ относятся уважительно к хлеюу я точно не говорил. Попрошу в дальнейшем не передергивать. Видимо ты действительно вопроса не поняла.

а как это понимать?! - "Отношение казахов к хлебу, Любопытно почему так трепетно берегут ?" :)
  • 0

#26
GreatMouse

GreatMouse

    Мыш. Великий.

  • Модератор
  • 6 487 сообщений
В смысле, почему говорят "клянусь хлебом" а не как все - "мамой клянусь"?. :-)

А вот хрен знает. :)

Хлеб ("... в поте лица будешь добывать хлеб свой", "на хлеб зарабатывать", "хлеб насущный") зачастую отождествляет собой нечто большее, чем просто буханка. Возможно, "клянусь хлебом" также не подразумевает конкретное булочное изделие, а имеется в виду нечто более расплывчатое типа "всей пищей, что у меня есть"? Потому как хлеб - это последняя надежда, что остаётся у голодающего ("последняя краюха", "хлеб и вода").
Хлеб это вообще символ образный... Вот, например, не имеющее отношение именно к хлебу выражение "хлеба с ним не разломлю", означающее ненависть или недоверие. Почему не "не отъем с ним ноги бараньей"? Не знаю. :-/

Сообщение отредактировал GreatMouse: 03.11.2003, 19:04:22

  • 1

#27
ALPINA

ALPINA
  • В доску свой
  • 3 548 сообщений
мне вот щас коллега заявил "я могу и выкинуть хлеб, и пнуть его ногой. и это не потому что я не уважаю хлеб. просто я его уважаю равно как и любые другие продкукты. просто со временем именно хлеб стал символом необходимости что ли? но на ту же колбасу потрачено усилий не меньше в ее производстве. и при этом она вкуснее" - вот так вот..... :-)
  • 0

#28
GreatMouse

GreatMouse

    Мыш. Великий.

  • Модератор
  • 6 487 сообщений

мне вот щас коллега заявил "я могу и выкинуть хлеб, и пнуть его ногой. и это не потому что я не уважаю хлеб. просто я его уважаю равно как и любые другие продкукты. просто со временем именно хлеб стал символом необходимости что ли? но на ту же колбасу потрачено усилий не меньше в ее производстве. и при этом она вкуснее" - вот так вот.....  :-)


С древних времён производство хлеба было намного более трудоёмким, чем всё остальное. Отсюда и трепетное отношение к продукту. Кстати, не стОит думать, что сейчас оно намного легче. Производство колбасы, имхо, намного проще - технологическая цепочка короче.
  • 0

#29
Мурзилка

Мурзилка

    Дурелка-Картонавая

  • В доску свой
  • 2 957 сообщений

В смысле, почему говорят "клянусь хлебом" а не как все - "мамой клянусь"?. :-)

А вот хрен знает. :D

Хлеб ("... в поте лица будешь добывать хлеб свой", "на хлеб зарабатывать", "хлеб насущный") зачастую отождествляет собой нечто большее, чем просто буханка. Возможно, "клянусь хлебом" также не подразумевает конкретное булочное изделие, а имеется в виду нечто более расплывчатое типа "всей пищей, что у меня есть"? Потому как хлеб - это последняя надежда, что остаётся у голодающего ("последняя краюха", "хлеб и вода").
Хлеб это вообще символ образный... Вот, например, не имеющее отношение именно к хлебу выражение "хлеба с ним не разломлю", означающее ненависть или недоверие. Почему не "не отъем с ним ноги бараньей"? Не знаю. :-/


потому что, настоящий казах действительно не отъест :))) он либо съест, либо заныкает :)
  • 0

#30
Мурзилка

Мурзилка

    Дурелка-Картонавая

  • В доску свой
  • 2 957 сообщений
кстати, по поводу хлеба, сильно сказал, респект
  • 0

#31
Chen

Chen
  • Свой человек
  • 880 сообщений

потому что, настоящий казах действительно не отъест :-))) он либо съест, либо заныкает :-/


Ну, это Вы не совсем правы. Настоящий казах\русский\кто_бы_там_не_был либо съест, либо даст тому, кто нуждается. Меня так учили с детства. Так и будет, по крайней мере у меня. Меня бабушка учила -- если кто то попрашайничает -- дай ему\ей хлеба. Голодный возьмет, а сытому деньги подавай.

Насчет Корана и хлеба. Ислам у казахов не такой как у других. Хоть мы и мусульмане (основная масса по статистике, а не по духу), ценности у казахов другие. Пример: отношение к хлебу. По Шарияту, вообще нельзя клятву не дают, кроме как Кораном.

Теперь насчет "Нан урсын" или "Нан атсын". Это не клятва. Это проклятье. Слышали про Аруак? Это как бы дух. Так вот, по каждая вещь имеет свой Аруак. "Нан урсын" или "Нан атсын" можно передать как "да ударит дух хлеба". Просто казахи слово Аруак не произносят без надобности.

Почему дух хлеба? Наверное, действительно дух хлеба сильнее чем другие. Слышал истории о тех кто кормил хлебом своих собак хлебом, а слуг тем что от собак оставалось. Потом те в какие то неприятности попадали. Я лично верю в эти истории и стараюсь не обижать никакого Духа.
  • 2

#32
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений

по сабжу:
казахи хлеб уважают, меня в детстве учили, что если увидишь кусочек хлеба на земле, подними его и положи на скамейку, тумбу, забор и т.п., то есть чтобы хлеб не лежал на земле, где кто-нибудь может наступить на него...
также казахи не выкидывают остатки хлеба вместе с другим мусором... хлеб складывается в отдельный пакет и отдельно же выносится...

ха! меня тому же учили :-/

насчет того что у казахов вообще не было землепашество - неверно.
как известно на юге большая часть народа была оседлой, и кроме собирания хлопка занималась землепашеством.

Максу и всем остальным, О ВРЕДЕ ХЛЕБА:
http://www.fortuneci...ulinart-001.htm

Как часто приходится наблюдать такую картину. Обед в семье. Глава семьи увлеченно поедает хлеб, разбавляя его чуть-чуть во рту супом. Ребенок ест суп, позабывши о хлебе. Суп и так вкусен. Тут батя, заметив столь вопиющее нарушение традиций, рявкает: "Почему без хлеба?! А ну-ка, кусок хлеба в левую руку, ложку в правую!"
Что поделаешь, обычай! Салат с хлебом, суп с хлебом, кашу с бутербродом и, наконец, компот с булочкой или печеньями.
А папе невдомек, что он вредит не только себе. Да что там! Рыхлые лица, тело, так напоминающие магазинный хлеб, уже стали нормой. Так ведь он вдалбливает эту программу своему ребенку, который, выросши в обывателя, передаст ее своим детям.
А в недалеком будущем прапрарпавнук будет рявкать на своего отпрыска: "Почему хлеб супом не прихлебываешь?!"
................................
Когда появилась такая традиция, она была оправдана. Хлеб был полноценным продуктом, насыщенным белками, микроэлементами и витаминами. Его делали, по сути, из цельного зерна. Причем, в основном, из ржи и ячменя. "Ситный", т.е. очищенный пшеничный хлеб и пироги из белой муки подавались только по большим праздникам.
Хлеб, продающийся сейчас в магазинах, вне всякого сомнения, вреден, что признают даже ортодоксальные медики. Его пекут из ''мертвого'' продукта - муки. А это ни что иное, как ''жир'' для роста зародыша. Почти все витамины и микроэлементы удаляются с оболочкой и зародышем. Затем мука отбеливается, в нее добавляются ароматизаторы, антиоксиданты, искусственные витамины.
Спрашивается - зачем вначале удалять живые витамины, чтобы потом добавлять искусственные? Да в угоду вкусу!
Кроме того, такая мука дольше хранится, чем мука ''живая''.
................................
В результате получаем воздушный хлеб, но безвкусный и быстро черствеющий. И с весьма сомнительной пользой для здоровья. Ведь натуральные дрожжи активны лишь при температуре 20-25 град. Цельсия, погибая при 37 градусах. Термодрожжи прекрасно чувствуют себя и при 40-45, составляя конкуренцию нормальной микрофлоре, отравляя организм продуктами своей жизнедеятельности. Их микроспоры могут проникать в кровь, поселяясь по организму и прорастая там, что служит ослаблению иммунитета, возникновению раковых опухолей.
................................
Какой может быть выход? Самое лучшее - отказаться от покупного хлеба вообще. Не стоит это возводить в ранг табу. Ничего страшного не случится, если иногда в гостях Вы скушаете бутербродик. Но все супы, мясо, не говоря уже о кашах, картошке можно свободно есть без хлеба после небольшого привыкания.
................................
Если не можете никак отвыкнуть, то покупной хлеб можно заменить на менее вредный или даже полезный продукт.


Короче, МЯСО - форева! :-)
  • 2

#33
Sacr

Sacr
  • Читатель
  • 10 401 сообщений
2BAUR$AK: ну да, не хлебом единым. В прямом смысле.
Наверное автор статьи не заметил, что на прилавках давно появились такие сорта хлеба как "Прага", "Отрубной" и им подобное. Там как раз присутсвуют искомые ингридиенты. И вообще самый лучший хлеб на свете - "Бородинский".
А самый фиговый, имхо, хлеб делают в Целинограде.
Насчет трепетного отношения. Хлеб для меня не более чем один из продуктов питания. И если он портится, плесневеет и вообще пахнет подозрительно, я его без зазрения совести (и боязни сгореть в аду за столь тяжкий грех) выкидываю. Хотя меня тоже с детства приучивали к уважению к хлебобулочным изделиям. И то что нельзя бросать, оставлсять на земле, ложить что-либо, все это потихоньку старалсиь мне вбить в мозг. По каким-то неизвестным мне причинам, система дала сбой. Наверное потому что рос в сытости, не зная голода, холода и проч.
Но тем не менее, я нормально отношусь к этому обычаю. Конфликтов на этой почве пока не было. :-)

#34
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений
согласен, спорный вопрос насчет полезности какого-либо из продуктов.
но всетаки часто к хлебу относятся с чрезмерной любовью... :-)
хотя не вижу в этом надобности

вот еще надыбал гдето:

Если смотреть с точки зрения правильного питания, то хлеб вреден для здоровья. Он очень клейкий, залепляет кишки и в них образуются каловые камни. Огромные пуза у пожилых людей это и есть каловые камни в кишках. На вскрытии иногда "добывают" до 40 килограммов каловых отложений. Но по крайней мере пожирая хлеб, мы убиваем только самих себя.


Сообщение отредактировал BAUR$AK: 04.11.2003, 06:01:51

  • 0

#35
arruah

arruah
  • В доску свой
  • 1 635 сообщений

по сабжу:
казахи хлеб уважают, меня в детстве учили, что если увидишь кусочек хлеба на земле, подними его и положи на скамейку, тумбу, забор и т.п., то есть чтобы хлеб не лежал на земле, где кто-нибудь может наступить на него...
также казахи не выкидывают остатки хлеба вместе с другим мусором... хлеб складывается в отдельный пакет и отдельно же выносится...
здесь в узбекистане, когда ломаешь лепешку, то нельзя складывать куски низом к верху... да и лепешку ломает наиболее уважаемый...

офф/ arruah может поменяете свой аватар?


Вы имеете на этот аватар эксклюзиные права ? ,) Спешу заметить что мой от Вашего несколько отличается. Или это Ваш портрет в дестве ? :-)
Найду подходящий - поменяю. Ок ?
  • 0

#36
arruah

arruah
  • В доску свой
  • 1 635 сообщений

В смысле, почему говорят "клянусь хлебом" а не как все - "мамой клянусь"?. :-)

Благодарю :-/

А вот хрен знает. :)

Хлеб ("... в поте лица будешь добывать хлеб свой", "на хлеб зарабатывать", "хлеб насущный") зачастую отождествляет собой нечто большее, чем просто буханка. Возможно, "клянусь хлебом" также не подразумевает конкретное булочное изделие, а имеется в виду нечто более расплывчатое типа "всей пищей, что у меня есть"? Потому как хлеб - это последняя надежда, что остаётся у голодающего ("последняя краюха", "хлеб и вода").
Хлеб это вообще символ образный... Вот, например, не имеющее отношение именно к хлебу выражение "хлеба с ним не разломлю", означающее ненависть или недоверие. Почему не "не отъем с ним ноги бараньей"? Не знаю. :)


  • 0

#37
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений

в казахстане землю не пахали
еси тока оренбург, омск

Максат, почему так бескомпромиссно?

Социально-экономическое положение в Казахстане в XVI-XVII веках

1. Хозяйство казахов

Скотоводство.
Главной отраслью хозяйства казахов в XVI-XVII вв, как и прежде, являлось кочевое и полукочевое скотоводство.
.......................
Земледелие. В ряде районов казахи занимались и земледелием. Традиционные очаги земледельческой культуры были сосредоточены в Семиречье и Южном Казахстане, особенно в районах Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа, в долинах рек, стекающих с Каратау, а также в районе Улытау, в Атбасарской степи (Центральный Казахстан - BAUR$.). Занятие "хлебопашеством" по побережью Зайсана (Восточный Казахстан - BAUR$.) отмечено в 1654 г. русским послом Федором Байковым. О пахотных участках и посевах хлебов (пшеницы, ячменя), а также проса у казахов в районе Туркестана сообщают в конце XVII в. и русские послы, ездившие к хану Тауке.
Земледелие в южных районах было поливным.
.......................
В окрестностях Саурана в XVI в., согласно Зайн ад-Дину Васифи, действовала кяризная система орошения.
.......................
В районе Сыгнака, по сообщению Ибн Рузбихана, поля орошались самотечными арыками, выведенными из Сырдарьи.
.......................
На большей части территории Казахстана земледелие в XVI-XVII вв. было развито слабо, им занимались обычно обедневшие казахи, не имевшие скота - жатаки ("жатак" - буквально "лежащие"). [Жатаки] при обзаведении скотом нередко возвращались к скотоводству.
.......................
Сеяли главным образом просо, отчасти пшеницу, ячмень, на юге джугару.

© История Казахской ССР, 2 том, гл 5.
А, 1979г


  • 0

#38
Chen

Chen
  • Свой человек
  • 880 сообщений
Ай, Бауырсак бауырым-ай. Шаршамайды екенсин...
  • 0

#39
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений

Ай, Бауырсак бауырым-ай. Шаршамайды екенсин...

несi бар? :(
бiрак адамдар бiрдененi ойламай жазганда шыдамаймын :D
  • 0

#40
Акскл

Акскл

    Читатель

  • Свой человек
  • 824 сообщений
Robert Conquest ?The Harvest of Sorrow. Soviet Collectivization and the Terror ? Famine? - Oxford University Press, New York, 1987.

Стр.190
...Но все это (описание ужасов коллективизации в Узбекистане, Киргизии, Туркменистане и Таджикистане ? прим.А.), уже достаточно ужасное для сознания, бледнеет перед огромной человеческой трагедией казахов.
Перепись 1926 года показала наличие 3.963.300 казахов в СССР; перепись 1939 (дутая сама по себе) - 3.100.900. Сделав поправку на естественный прирост, приблизительные потери населения в результате голода и репрессий были примерно около полутора миллионов от общего населения, составлявшего к 1930 году более 4 миллионов, и число погибших (исключая нерожденных и убежавших в Китай) должно быть не менее 1 миллиона. Фактически же, недавно появившиеся данные говорят о том, что потери были даже больше. Число казахских домашних хозяйств уменьшилось с 1.233.000 в 1929 году до 565.000 в 1936 году. Эти страшные цифры соответствуют и были вызваны также катастрофическим уменьшением численности скота. Количество крупного рогатого скота в 1929 году было 7.442.000 и уменьшилось до 1.600.000 в 1933, а овец с 21.943.000 до 1.727.000.
Причины и обстоятельства этого гигантской человеческой и экономической катастрофы, подобной которой нельзя найти в анналах любой другой колониальной державы, могло бы найти больше внимания, чем до этого, среди западных исследователей этого предмета...
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.