НЕИЗРЕЧЕННЫЙ МИР
Асоль Биляловой принадлежит ряд работ, выполненных в своеобразной конструктивистской манере. Она разработала целую систему черно-белых пространственных решёток, в которой прочитывается стремление автора вовлечь зрителя в ситуацию визуальной игры с предметной средой, позволяющей видеть то, что еще не определялось нашим сознанием и, тем не менее, интуитивно охватывалось им, некий архетипический пласт, данный в зримых образах.
Разнообразные по стилю произведения художника объединяет синтез традиционной и модернистской техники письма. Порой А.Билялова как бы варьирует саму себя, повторяя несколько иначе уже найденные формы, уменьшая или усиливая их пластичность, концентрируя или рассеивая графические решётки.
Своеобразие её художественной манеры заключается в умении задавать вопросы, возможно, предваряющие открытия XXI столетия.
При том, что творчество Асоль Биляловой многогранно и допускает неоднозначные прочтения, в основании ее художественной стратегии лежат интуитивные авторские представления о пространстве, форме, объёме, которые она переводит на язык графики.
Хотя конструктивистские поиски уводят художника далеко за пределы изобразительного искусства, ей удаётся сочетать прозренческие откровения с художественно “неглубокомысленной” манерой изображения, и это делается не по причине недостатка выразительных средств, а в силу необходимости найти лаконичные ответы на волнующие её вопросы — о месте художника в современном мире, о его автономии и зависимости от проявлений массовой культуры, поэтому в работах А.Биляловой (особенно в графических) ощущается накал страстей, под влиянием которых меняется весь окружающий мир, и появляются неведомые нам, ещё только ожидающие своего часа быть обнаруженными и высвобожденными, формы.
Творчество Биляловой отражает интенции, которыми художественная среда Алма-Аты буквально дышала последние десять лет ушедшего века, века глобалистических сумерек. Оказавшись втянутым в эту игру, художник уже знал, чем она закончится — очередным выходом джинна из бутылки, очередной стихией благ, вырвавшихся из ящика Пандоры, именуемых “массовой культурой”.
Названия её работ, выполненных в неоконструктивистском стиле (диптих “Потоки форм и формы потоков”, “Поток в формах”, “Редукция потока”, “Распад потока форм”, “Плавность потока”, “Напряжение потока”), говорят сами за себя. Речь идет о бесконечности космических процессов, о воспроизведении художником априорных форм сознания. В этом смысле её работы имеют и феноменологическое измерение, проливающее свет на суть всякого творческого акта.
В графических работах Биляловой, безусловно, присутствует претензия на полиэтничное и гетерономное видение мира. Билялова принадлежит к тому разряду художников, которые умеют из тьмы извлекать и свет, и цвет.
Нет ничего проще, чем заявить о своем даре, но куда сложнее, будучи талантливым, зарыть свой талант в землю. И в этой ситуации ответственность за произведения искусства ложится на критика, искусствоведа, который должен обнаружить, понять и принять модели иного мира. Это имеет прямое отношение к творчеству Асоль Биляловой.
Творчество художника не исчерпывается совокупностью его работ, скорее работы — это определенные вехи на бесконечном пути познания человеком его места в мире, и формообразующие элементы полотен этого художника, их ритмические сцепления оказываются еще одним символом-знаком, указывающим на это.
Одна из ведущих тем творчества в последние годы А.Биляловой — культурные архетипы. Главным архетипом является “бездумная машинерия”, порождающая язык желаний. Для того, чтобы адекватно выразить этот язык, художнице потребовалось обратиться к достаточно изощренной манере письма, которой свойственны так называемые секущие линии, дробящие пространство на ряд разрозненных фрагментов.
Эти фрагменты отсылают зрителя, в одних случаях, к урбанистическим ландшафтам, в которые вписаны антропоморфные фигуры, в других, как в работах, помещенных в Литературно-художественном издании “Аполлинарий”, воспроизводятся некие виртуальные объекты, лишенные каких-либо индивидуальных определений. Антропоморфные фигуры в работах А.Биляловой — средоточие различных виртуальных множеств, придающих графическим образам динамический характер. Формообразующие элементы, из которых состоит “геометрическая” “архитектоника”, создают эффект движения, головокружительной игры между пластическими образами и строго расчерченным пространством.
В самобытном восприятии реальности А.Билялова стремится отразить не только мир окружающих человека вещей, но и свои персональные фантазмы, порожденные напряженным вслушиванием в некий “скрежет”, издаваемый “машинерией” культуры, в которой человек обречен быть функциональным придатком. Сверх-задача художницы, по-видимому, состоит в том, чтобы показать всю драматичность противостояния многогранного бытия и такой условной единицы, какой является человеческое эго.
И, тем не менее, хотя в работах А.Биляловой обозначен процесс ломки человеческого сознания на стыке двух тысячелетий, когда традиционный порядок вещей готов вот-вот рухнуть, они могут быть восприняты и как своеобразный вызов, брошенный миру людей, которые, несмотря на отсутствие изначальной гармонии, все-таки должны преодолеть границы, отделяющие и отчуждающие их друг от друга.
В целом, можно смело утверждать, что содержание работ Асоль Биляловой подобно содержанию иероглифов, обозначающих многообразие неизреченного мира, и каждая работа — веха на пути его познания.
© Жанат Баймухаметов, 2001