Чему учат казахстанские учебники по истории?
#1
Отправлено 27.11.2007, 11:23:58
Специфика политики российских чиновников, «ответственных» за гуманитарные процессы на постсоветском пространстве заключается в том, что все реакции на негативную информацию располагаются между двумя ключевыми позициями: держать и не пущать (как правило, задним числом) или ничего не вижу – ничего не слышу (чаще всего).
Ситуация вокруг проблемы Голодомора и всего комплекса спорных вопросов российско-украинской истории могла иметь совершенно иное развитие. Во-первых, если бы пан Ющенко ограничил свои исторические исследования собиранием трипольских находок в личную коллекцию, а во-вторых, если российские власти нашли бы время прислушаться к голосу отечественных историков, еще в середине 90-х годов обращавших внимание на ту вакханалию, которая творилась на Украине как в вузовских учебниках, так и в пособиях для средней школы.
Теперь же нас спрашивают: а какое Вам дело до украинской истории? Это наше право видеть ее такой – говорит в киевской студии РИА «Новости-Украина» украинский писатель, депутат Верховной Рады Владимир Яворивский. И никакие аргументы Константина Затулина не смогут убедить его в обратном.
Но самое главное, выросло целое поколение школьников для которых «москали» (соединившие образы «империи», «советской власти») ответственны за «геноцид, угнетение, намеренное уничтожение кадров национальной интеллигенции». Все это выдержки из украинских учебников не десятилетней давности, а сегодняшнего дня.
Сиюминутность нашей реакции очевидна. Мы начинаем видеть проблему ровно в тот момент, когда колокол уже звучит. Да и только ли в Украине с Грузией дело?
Давайте посмотрим, какие выводы содержаться, например, в учебниках по истории Казахстана?
Знаю, насколько нервно реагируют мои казахстанские коллеги на любые публикации такого рода, поэтому намеренно ограничусь цитатами из «Истории Казахстана» Ж.О. Артыкбаева и С.З. Раздыкова. Учебника, выпушенного в 2007 году и рекомендованного Минобром РК «для организаций начального и среднего образования».
Итак, перечитывая заново:
«Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость» (с.199).
«В начале ХХ века территория Казахстана была одной из колоний России. Естественное течение этнического развития было прервано. Политическое устройство казахов было уничтожено, нарушено территориальное единство, затруднено формирование нации и единство культуры. Стало невозможным создание в то время общей экономики, ее инфраструктура складывалась в угоду интересам метрополии. Колониальное господство, приостановило самобытное развитие этноса» (с. 213).
«Национальное пробуждение казахского народа в зародышевом состоянии было прервано Октябрьской революцией, ввергнувшей Казахстан в состояние хаоса. А затем наступили десятилетия террора и геноцида, приведшие казахский этнос к страшным трагедиям» (с. 231).
«Казахстан был превращен в огромный концентрационный лагерь, куда направляли провинившиеся народы, социально неугодных людей из разных уголков империи. Территория Казахстана за годы Советской власти стала ядерным полигоном, практически нет свободного уголка, не затронутого чудовищной тоталитарной системой» (с.242)
Вопрос о событиях 32-33 года авторы учебника дают не в прямом изложении, а через цитату английского историка Ширина Акинера: «..компания коллективизации и перехода на оседлый образ жизни в пересчете на душу населения считается одним из самых крупных актов геноцида ХХ века..Трагедия 30-х годов не заняла центрального места в сознании казахов, как были восприняты геноцид армянами и сожжение в печах евреями» (с.252).
«Победа Советского Союза в войне привела к росту в его элите державных, имперских настроений. Стала настойчиво подчеркиваться главенствующая роль русского народа в победе и пересматриваться его роль в истории других народов как народа-просветителя и покровителя» (с. 264).
«Сущность советской системы в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Все силы идеологической системы КППС были направлены на формирование безликой массы – «общности советских людей. Вместе с тем под видом советских обычаев преподносилась и абсолютизировалась роль русской культуры и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России (!!! не СССР уже – России - автор) подобный патернализм превращался по отношению к другим в настоящий геноцид» (274).
«Советская власть…стремясь сохранить империю, начала проводить борьбу против интеллигенции из национальных меньшинств, и в том числе казахов. В течение семидесяти лет постоянно уничтожались лучшие представители свободолюбивого народа, репрессии проводились каждые двадцать лет, чтобы ликвидировать гордость нации в последующих поколениях. Параллельно советская власть стремилась выжить из памяти народа его героическую историю…..И когда народ отчаялся, когда многие казахи превратились в манкуртов, наступил 1991 год» (с. 312).
#5
Отправлено 27.11.2007, 11:45:17
#9
Отправлено 27.11.2007, 11:51:32
1. Найдите на карте нового тысячелетия "подлую российскую империю" или что-либо в той же степени правопринимающее, т.е. готовое взять на себя не только власть, но и ответственность.может тогда просто взять и вернуть подлой российской империи все их говеные города которые они понастроили на великой казахской земле с целью её колонизации))) Усть-каменогорск, Павлодар, Целиноград, Караганду, Гурьев, Уральск, Шевченко, Семипалатинск, Кокчетав, Кустанай, Петропавловск...ну и Байконур заодно))
2. Ага. И платить арендную плату по байконурскому образцу. Ибо международного права де-факто пока никто не отменял и события пост-1991 легитимизированы по факту. Причем, кто еще не забыл -изначально "собранием трех славянских алкоголиков в беловежской пуще".
P.S. Есть такое понятие "точка зрения". Это то место, откуда смотрит автор. По предложенным вами цитатам вполне понятно, где авторы находятся, какова их точка зрения и круг понятий и мироощущений.
И что?
Те, кто с их точкой зрения солидарен - будут иметь ее и без указанных авторов.
Те, кто находится в ином понятийном пространстве - ровно так же будут не принимать и не воспринимать.
И то и другое достаточно большие и достаточно разные человеческие сообщества.
Сообщение отредактировал Марк Сестерций Антилох: 27.11.2007, 11:56:38
#11
Отправлено 27.11.2007, 11:52:51
... по Верный не забываем, Алма-Ата то бишь.может тогда просто взять и вернуть подлой российской империи все их говеные города которые они понастроили на великой казахской земле с целью её колонизации))) Усть-каменогорск, Павлодар, Целиноград, Караганду, Гурьев, Уральск, Шевченко, Семипалатинск, Кокчетав, Кустанай, Петропавловск...ну и Байконур заодно))
#19
Отправлено 27.11.2007, 12:31:01
P.S. Есть такое понятие "точка зрения". Это то место, откуда смотрит автор. По предложенным вами цитатам вполне понятно, где авторы находятся, какова их точка зрения и круг понятий и мироощущений.
И что?
Те, кто с их точкой зрения солидарен - будут иметь ее и без указанных авторов.
Те, кто находится в ином понятийном пространстве - ровно так же будут не принимать и не воспринимать.
И то и другое достаточно большие и достаточно разные человеческие сообщества.
И как такое понятие донести до непосредственных читателей этих учебников? и должно ли оно там вообще быть в такой литературе? Вы забываете для чего нужны и для кого пишутся эти учебники. Вопрос наверное в необходимости общественной экспертизы подобнох аксиом, чтобы не порождать расслойное общество по идеям и национальностям.
#20
Отправлено 27.11.2007, 12:36:45
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0