![Изображение](http://keep4u.ru/imgs/b/071004/6b479e232023433760.jpg)
БРДМ-2: МАШИНА ДЛЯ РАЗВЕДКИ
Н. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ
(Моделист-Конструктор)
Материал подготовил О. Тульнов.
БРДМ-2
Снезапамятных времен говорят про разведку, что она ? глаза и уши армии. Не устарело это крылатое выражение и в наши дни. Сегодня военные тактики и стратеги уделяют разведке столь же большое внимание, как, например, и командиры Красной Армии в период гражданской войны. В то время, правда, разведчики чаще всего передвигались пешком или в лучшем случае верхом,
В Великую Отечественную у разведчиков появились мотоциклы, грузовики и даже бронеавтомобили. Но такая техника вряд ли устроила бы современных войсковых разведчиков. Дело в том, что хорошо слышать и далеко видеть им уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками новых сложных задач, с изменившимися обязанностями, им понадобилась специальная машина, в полной мере отвечающая уровню техники нашего времени.
Такая машина была создана. Это БРДМ-2 ? бронированная разведывательно-дозорная машина.
![Изображение](http://keep4u.ru/imgs/b/071004/af649a6b0149535783.jpg)
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2:
1 ? волноотражательный щит, 2 ? передний крюк для буксировки на плаву, 3 ? фары освещения и прибора ночного видения, 4 ? прибор наблюдения командира, 5 ? крупнокалиберный пулемет КПВТ, 6 ? антенна, 7 ? ниша наблюдения, 8 ? башня. 9 ? багор, 10 ? катушка троса, 11 ? глушитель, 12 ? заслонка водометного движителя, 13 ? откидной лист крыши над силовым отделением, 14 ? лом, 15 ? крышки люков воздухопритока, 16 ? буксирный трос, 17 ? лопата, 18 ? пулемет ПКТ, 19 ? люки посадки членов экипажа, 20 ? крышка смотрового люка, 21 ? крышка люка доступа к лебедке.
...Повинуясь неслышимой радиокоманде, приземистые бронированные машины рванулись вперед и, быстро набрав скорость, скрылись за поворотом дороги. Перед разведывательным дозором стоит серьезная задача; установить наличие противника на пути его отхода. Но воинам она по плечу, ведь у них есть надежный помощник ? БРДМ-2.
Каковы же характеристики машины? Попробуем сначала обратиться к тому определению, к которому чаще всего прибегают специалисты. Итак. это боевая, колесная, двухосная, со всеми ведущими колесами, плавающая и вооруженная двумя пулеметами машина, К тому же БРДМ-2 обладает высокими динамическими качествами, большим запасом хода, высокой проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды.
![Изображение](http://keep4u.ru/imgs/b/071004/eb533e4a331dc1c4d5.jpg)
Отделение управления (А) и боевое отделение (Б):
1 ? сиденье командира, 2 ? сиденье механика-водителя, 3 ? люк механика-водителя, 4 ? приборы наблюдения механика-водителя (дневные), 5 ? приборы наблюдения командира, 6 ? дневной прибор наблюдения командира ТПКУ-25, 7 ? люк командира, 8 ? координатор навигационной аппаратуры, 9 ? радиостанция, 10 ? рентгенометр, 11 ? огнетушитель, 12 ? Погон башни, 13 ? рукоятка поворотного механизма пулеметной установки, 14 ? подвесное сиденье пулеметной установки, 15 ? рукоятка стопора башни, 16 ? рукоятка подъемного механизма пулеметной установки, 17 ? нагнетатель, 18 ? боеукладка левого борта, 19, 21 ? сиденья членов экипажа, 20 ? рукоятка привода водооткачивающего клапана.
![Изображение](http://keep4u.ru/imgs/b/071004/d7f0171bb204624e2d.jpg)
...Остался позади и глинистый проселок, впереди ? асфальтированное шоссе. Команда ?вперед?, четкий переход на третью, а затем и на четвертую передачу ? и вот уже машина буквально летит по шоссе со скоростью сто километров в час!
Внимание! Впереди ? поворот. Сброшен газ, машина плавно притормаживает и легко вписывается в весьма малый радиус крутого виража. Но что это! Поперек дороги ? неожиданная преграда: глубокая, шириной больше метра канава.
Для обычного автомобиля она стала бы серьезным препятствием ? преодолеть ее можно было бы лишь с помощью настила. Но для машины разведчиков и траншея не помеха. Перед нею БРДМ-2 лишь слегка замедлит ход. Включается привод ? и тотчас из-под ?брюха? машины опускаются четыре дополнительных колеса с пневматическими авиационными шинами (700Х Х250 мм), накачанными до 5,5 ? 6,0 атм.
Четырехколесная машина, превратившаяся таким образом в ?многоножку?, легко преодолевает окопы, рвы, траншеи и канавы.
Надо сказать, что повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться такой машине придется не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину.
Как мы уже сказали, все колеса БРДМ-2 ? ведущие. Встретится крутой подъем или иной труднопроходимый участок местности ? водитель переходит на низшую передачу и включает передний мост. Если и этого окажется мало, можно уменьшить удельное давление на грунт или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Делается это как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах ? 2,7 кгс/см2.
Встретится заболоченный участок, водитель включает пониженную передачу и уменьшает давление в шинах. При этом они как бы расплющиваются, а площадь опоры резко увеличивается. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно продолжит движение.
В других условиях приходится увеличивать давление в шинах ? например, при движении по песку, когда нужно держаться следа идущей впереди машины.
Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 м можно ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним. При более высоких сугробах давление в скатах снижают.
Ну а если бой? И, скажем, повреждена шина? Неужели менять баллон? Не говоря уже о том, что делать это под огнем не просто, задержка может стать препятствием выполнению боевого приказа. Но такого не произойдет, и здесь опять выручит система регулирования давления, позволяющая поддерживать и контролировать необходимые ?атмосферы? в любом из баллонов. Как только станет заметен спад давления в какой-нибудь из шин, компрессор тут же начинает восполнять утечку.
Попробуем смоделировать самую критическую ситуацию ? БРДМ-2 застряла. Участок труднопроходимый, болотистый. Семитонная машина основательно увязла в трясине. Двигатель мощностью 140 л. с. не справляется с нагрузкой ? раскисший грунт цепко держит колеса. И в этом случае машина выберется из ?плена? самостоятельно, с помощью лебедки. На расстоянии до 30 м от машины (длина троса) выбирается дерево, пень или столб (если таких поблизости нет, в грунт заделывается анкер), за которые и закрепляется трос лебедки. Включается привод ? и четырехтонное усилие, развиваемое лебедкой, выдергивает застрявшую машину.
Чтобы получить полное представление о ходовых качествах БРДМ-2, добавим, что наименьший радиус ее поворота равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина ? 30°, наибольший угол крена составляет 25°.
Важной боевой характеристикой подобных машин является запас хода ? расстояние, которое она проходит без дополнительных заправок, на горючем полностью заправленных топливных баков. У БРДМ эта цифра весьма солидная ? 750 км! И все равно, командир скрупулезно ведет подсчет километража, учитывая, сколько прошли, сколько задерживались, на каком расстоянии от своих войск находятся.? Арифметика несложная, но цена ей высока ? жизнь экипажа и сохранность разведывательных данных.
![Изображение](http://keep4u.ru/imgs/b/071004/7ef5af1261a9b9b4dd.jpg)
Трансмиссия БРДМ-2:
1 ? крюк, 2 ? лебедка, 3 ? рычаг переключения передач, 4 ? передние колеса, 5 ? рулевая трапеция, 6 ? полуэллиптическая рессора переднего моста, 7 ? раздаточная коробка, 8 ? цепи привода дополнительных колес, 9 ? карданный вал, 10 ? дополнительные колеса, 11 ? балансиры дополнительных колес, 12 ? механизм стояночной тормозной системы, 13 ? коробка передач и отбора мощности на водомет, 14 ? двигатель, 15 ? задние колеса, 16 ? воздухофильтр. 17 ? рессора заднего моста, 18 ? задний мост, 19 ? водяные рули, 20 ? редуктор водомета, 21 ? вентиляторы, 22 ? генератор, 23 ? муфта выключения сцепления, 24 ? бачок гидросистемы, 25 ? передний карданный вал, 26 ? главная передача переднего моста, 27 ? рулевое колесо, 28 ? продольная рулевая тяга, 29 ? рулевая колонка.
За полсотни метров до некогда соединявшего берега неширокой реки моста стоял знак: ?Ремонтные работы. Объезд?, Аккуратно обогнув его, головная машина мягко перевалила через кювет и въехала в воду. За ней проследовали и остальные БРДМ-2. Поднимая волны, они ходко двинулись к противоположному берегу. Заметим, что амфибийные качества вездеходу обеспечивает герметичный корпус и водомет, сообщающий автокораблю скорость до 10 км/ч.
![Изображение](http://keep4u.ru/imgs/b/071004/b3c05826667e369119.jpg)
передний мост
тобы стать подлинными ?глазами? армии, разведывательная машина должна быть действительно ?глазастой?. И конструкторы позаботились об этом, оснастив ее шестнадцатью дневными приборами наблюдения, перископическим прицелом для прямой наводки в цель пулеметов, а также приборами ночного видения для командира и водителя, позволяющими двигаться в темное время суток с той же скоростью, что и днем. Чтобы исключить ослепляющее действие фар встречного транспорта, осветительных ракет, пожаров и других источников света, инфракрасные приборы снабжены интересным приспособлением ? экранирующим устройством, или, как его еще называют, шторкой.
![Изображение](http://keep4u.ru/imgs/b/071004/579a8b703e28749020.jpg)
задний мост
Есть на БРДМ и навигационная аппаратура ? ТНА-2; датчики курса и пути, пульт управления, координатор ? счетно-решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Обращаются к этим устройствам в тех случаях, когда ориентирование затруднено, например при движении с высокими скоростями по незнакомой местности или при ведении боя в степи или пустыне, где нет видимых ориентиров. Ну и, разумеется, ночью, в тумане и во всех других случаях, когда видимость плохая или же полностью отсутствует. Пользоваться ТНА-2 просто и удобно. Приборы автоматически определяют координаты машины и указывают курсовой (дирекционный) угол ее движения. Поэтому командиру достаточно одного взгляда на прибор, чтобы точно Определить местоположение.
Особенности современного боя требуют установки на машине и других приборов; таких, как рентгенометр для измерения мощностей доз гамма-излучения, войсковой прибор химической разведки.
Когда возникает необходимость передать срочные данные, командир может воспользоваться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123. Компактная и надежная, она позволяет поддерживать устойчивую связь в микротелефонном режиме на дистанции до 20 км. При этом обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивает оперативность работы В условиях дефицита времени это имеет немаловажное значение.
При ведении разведки одна из первейших заповедей ? соблюдение полнейшей скрытности. Но как быть, если машина обнаружена? В этом случав БРДМ-2 может серьезно ?огрызнуться? ? ведь у нее есть вооружение:
два пулемета, размещенные в башенной установке. Один ? крупнокалиберный, 14,5-мм типа КПВТ. Другой?марки ПКТ имеет калибр 7,62 мм. Оба могут поражать живую силу и огневые средства противника. Кроме того, КПВТ может стрелять и по легкобронированным целям. Наибольшая прицельная дальность его составляет 2 км, скорострельность ? 600 выстрелов в минуту. Питание патронами ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а во всем боекомплекте их 500. У пулемета ПКТ прицельная дальность поменьше ? 1,5 км. Скорострельность его достигает 700 выстрелов в минуту, лента снаряжена 250 патронами, а весь боекомплект двумя тысячами.
Надежно защищен экипаж БРДМ-2 от пуль и осколков ? ведь корпус машины сварен из бронелистов, к тому же он водонепроницаем.
...Последний участок глинистого проселка машины разведчиков преодолели с ходу. И вот наконец знакомый поворот. Еще минута ? и следует четкий доклад командиру. В ответ скупые слова благодарности за отлично выполненное задание. И над притихшим лесом звучит гордое: ?Служим Советскому Союзу!?