Калликл. Еще как при чем, Сократ! Может ли в самом деле быть счастлив человек, если он раб и кому-то повинуется? Нет! Что такое прекрасное и справедливое по природе, я скажу тебе сейчас со всей откровенностью: кто хочет прожить жизнь правильно, должен давать полнейшую волю своим желаниям, а не подавлять их, и как бы ни были они необузданны, должен найти в себе способность им служить (вот на что ему и мужество, и разум!), должен исполнять любое свое желание.
Но конечно, большинству это недоступно, и потому толпа поносит таких людей, стыдясь, скрывая свою немощь, и объявляет своеволие позором и, как я уже говорил раньше, старается поработить лучших по природе; бессильная утолить собственную жажду наслаждений, она восхваляет воздержность и справедливость ? потому, что не знает мужества. Но если кому выпало родиться сыном царя или с самого начала получить от природы достаточно силы, чтобы достигнуть власти ? тирании или другого какого-нибудь вида господства, что поистине может быть для такого человека постыднее и хуже, чем воздержность? Он может невозбранно и беспрепятственно наслаждаться всеми благами, а между тем сам ставит над собою владыку ? законы, решения и поношения толпы! И как не сделаться ему несчастным по милости этого "блага" ? справедливости и воздержности, если он, властвуя в своем городе, не может оделять друзей щедрее, чем врагов?
Ты уверяешь, Сократ, что ищешь истину, ? так вот тебе истина: роскошь, своеволие, свобода ? в них и добродетель, и счастье (разумеется, если обстоятельства благоприятствуют), а все прочее, все ваши звонкие слова и противные природе условности, ? вздор, ничтожный и никчемный!
Сократ. Да, Калликл, ты нападаешь и отважно, и откровенно. То, что ты теперь высказываешь напрямик, думают и другие, но только держат про себя. И я прошу тебя ? ни в коем случае не отступайся, чтобы действительно, по-настоящему выяснилось, как нужно жить. Скажи мне: ты утверждаешь, что желания нельзя подавлять, если человек хочет быть таким, каким должен быть, что надо давать им полную волю и всячески, всеми средствами им угождать и что это как раз и есть добродетель?
Калликл. Да, утверждаю.
Сократ. Значит, тех, кто ни в чем не испытывает нужды, неправильно называют счастливыми?
Калликл. В таком случае самыми счастливыми были бы камни и мертвецы.
......................................
Сократ. Стало быть, то, о чем ты говоришь, ? это жизнь не трупа и не камня, а птички-ржанки [46]. Но объясни мне, чтó примерно ты имеешь в виду: скажем, голод и утоление голода пищей?
Калликл. Да.
Сократ. Или жажду и утоленье жажды питьем?
Калликл. Да, и все прочие желания, которые испытывает человек; если он может их исполнить и радуется этому, то он живет счастливо.
Сократ. Прекрасно, мой любезнейший! Продолжай, как начал, да смотри не смущайся. Впрочем, похоже, что и мне нельзя смущаться. Так вот, прежде всего скажи мне, если кто страдает чесоткой и испытывает зуд, а чесаться может сколько угодно и на самом деле только и делает, что чешется, он живет счастливо?
Вот здесь мы и остановим диалог двух античных мудрецов и подумаем, а что такое счастье, и кто из этих ораторов прав.
С одной стороны, Калликл вроде бы прав, счастье - это высшая степень удовлетворенности, состояние удовольствия. С другой стороны пример с чесоткой говорит, что не всякое удовольствие можно в полной мере назвать удовольствием.
В чем решение? С моей точки зрения, удовольствие, как чисто физиологический акт удовлетворения потребности соответствует низшим формам животного существования.
Животному, например собаке, неважно, где и как сожрать кусок мяса. Было бы мясо и было бы его побольше, а от того, что сьест оно его возле унитаза или в прихожей - все равно. Человеку же подавай сервировку, белоснежную скатерть, в меру прожаренный стейк, романтическую обстановку и т.п. То есть к низшим, физиологическим формам, добавляются:
а) орудия потребления (палочки для еды, вилки, салфетки и проч.)
б) эстетика
в) и самое главное, обученность пользования орудиями потребления, форма деятельности ложкой, вилкой, салфеткой, рюмкой .
Резюмируя, появляется культура. Культура потребления.
Так вот специфичность человеческого удовольствия, и высшей степени удовлетворенности человеческими удовольствиями, в просторечии именуемое счастьем, заключается в культуре.
А что такое культура? Это вся совокупность искусственно приобретенных человечеством навыков. Навыков производства, потребления, общения. И чем более культурен человек, чем большим количеством навыков, накопленных человечеством он владеет - тем больше в его счастье искусственного, человеческого, и тем меньше естественного, животного. Ему уже скучна простая обжираловка и банальный трах. Ему уже интересны другие вещи. Человеческие.
Но конечно, большинству это недоступно, и потому толпа поносит таких людей, стыдясь, скрывая свою немощь, и объявляет своеволие позором и, как я уже говорил раньше, старается поработить лучших по природе; бессильная утолить собственную жажду наслаждений, она восхваляет воздержность и справедливость ? потому, что не знает мужества. Но если кому выпало родиться сыном царя или с самого начала получить от природы достаточно силы, чтобы достигнуть власти ? тирании или другого какого-нибудь вида господства, что поистине может быть для такого человека постыднее и хуже, чем воздержность? Он может невозбранно и беспрепятственно наслаждаться всеми благами, а между тем сам ставит над собою владыку ? законы, решения и поношения толпы! И как не сделаться ему несчастным по милости этого "блага" ? справедливости и воздержности, если он, властвуя в своем городе, не может оделять друзей щедрее, чем врагов?
Ты уверяешь, Сократ, что ищешь истину, ? так вот тебе истина: роскошь, своеволие, свобода ? в них и добродетель, и счастье (разумеется, если обстоятельства благоприятствуют), а все прочее, все ваши звонкие слова и противные природе условности, ? вздор, ничтожный и никчемный!
Сократ. Да, Калликл, ты нападаешь и отважно, и откровенно. То, что ты теперь высказываешь напрямик, думают и другие, но только держат про себя. И я прошу тебя ? ни в коем случае не отступайся, чтобы действительно, по-настоящему выяснилось, как нужно жить. Скажи мне: ты утверждаешь, что желания нельзя подавлять, если человек хочет быть таким, каким должен быть, что надо давать им полную волю и всячески, всеми средствами им угождать и что это как раз и есть добродетель?
Калликл. Да, утверждаю.
Сократ. Значит, тех, кто ни в чем не испытывает нужды, неправильно называют счастливыми?
Калликл. В таком случае самыми счастливыми были бы камни и мертвецы.
......................................
Сократ. Стало быть, то, о чем ты говоришь, ? это жизнь не трупа и не камня, а птички-ржанки [46]. Но объясни мне, чтó примерно ты имеешь в виду: скажем, голод и утоление голода пищей?
Калликл. Да.
Сократ. Или жажду и утоленье жажды питьем?
Калликл. Да, и все прочие желания, которые испытывает человек; если он может их исполнить и радуется этому, то он живет счастливо.
Сократ. Прекрасно, мой любезнейший! Продолжай, как начал, да смотри не смущайся. Впрочем, похоже, что и мне нельзя смущаться. Так вот, прежде всего скажи мне, если кто страдает чесоткой и испытывает зуд, а чесаться может сколько угодно и на самом деле только и делает, что чешется, он живет счастливо?
Вот здесь мы и остановим диалог двух античных мудрецов и подумаем, а что такое счастье, и кто из этих ораторов прав.
С одной стороны, Калликл вроде бы прав, счастье - это высшая степень удовлетворенности, состояние удовольствия. С другой стороны пример с чесоткой говорит, что не всякое удовольствие можно в полной мере назвать удовольствием.
В чем решение? С моей точки зрения, удовольствие, как чисто физиологический акт удовлетворения потребности соответствует низшим формам животного существования.
Животному, например собаке, неважно, где и как сожрать кусок мяса. Было бы мясо и было бы его побольше, а от того, что сьест оно его возле унитаза или в прихожей - все равно. Человеку же подавай сервировку, белоснежную скатерть, в меру прожаренный стейк, романтическую обстановку и т.п. То есть к низшим, физиологическим формам, добавляются:
а) орудия потребления (палочки для еды, вилки, салфетки и проч.)
б) эстетика
в) и самое главное, обученность пользования орудиями потребления, форма деятельности ложкой, вилкой, салфеткой, рюмкой .
Резюмируя, появляется культура. Культура потребления.
Так вот специфичность человеческого удовольствия, и высшей степени удовлетворенности человеческими удовольствиями, в просторечии именуемое счастьем, заключается в культуре.
А что такое культура? Это вся совокупность искусственно приобретенных человечеством навыков. Навыков производства, потребления, общения. И чем более культурен человек, чем большим количеством навыков, накопленных человечеством он владеет - тем больше в его счастье искусственного, человеческого, и тем меньше естественного, животного. Ему уже скучна простая обжираловка и банальный трах. Ему уже интересны другие вещи. Человеческие.
2. если человек делает все (или отказывает себе в чем то) чтобы достичь цели - он становится рабом своей цели.
абсолютная свобода вообще невозможна, так как человек всегда зависит от чего то и к чему то стремится. если делать все не так как хочется а как надо, ты раб, и если ты делаешь все как хочешь - ты раб. по мне так лучше быть рабом своей цели, нежели рабом своих желаний. потому что отказывая себе в чем то и приближаясь к своей цели ты испытываешь какое то удовлетворение.