Тренинг Безопасности
психология дети и родители клуб
Занятия у нас бесплатные: спортивная секция предоставила помещение, а я - свои умения и навыки
Всё это стало возможным благодаря истерике в родительском чате по поводу групп смерти и моей генетически заложенной тягой к подвигам и причинению помощи направо и налево)))
Когда я впервые попала на занятия клуба для подростков "Арай", это было большое потрясение. У меня тогда появилась мечта вести такие же занятия, как Оксана Витальевна, но как-то слабо я себе это представляла))) наконец, набрала достаточно знаний по подростковой психологии - и можно начинать. Кто знает, долго бы длились мои мечтания, если бы не эти обсуждения в чате...
С малышами заниматься шумно и весело, они перебивают друг друга и галдят на все голоса - возраст открытости и экспрессии))) Подростки совсем другие, и это тоже их особенность.
1. Знакомство: нужно из нашего собранного вручную "Диксита" и метафорических карт "Я и все-все-все" выбрать одну, которая отражает текущее настроение. И рассказать, что изображено и почему выбрана эта картинка.
2. Правила:
*правило добровольности: посещает занятия и участвует тот, кто хочет. Если кто-то не настроен делиться, может просто наблюдать.
*правило уважения: общаться без грубостей и дождаться, пока другой закончит мысль
* правило конфиденциальности: то, что обсуждает в группе, остаётся секретом для окружающих
3. Эмоция страха, чувства на основе этой эмоции
а) по фотографиям учимся определять внешние признаки страха у других людей - заносим в таблицу
б) по собственным ощущениям учимся определять страх у себя - заносим в таблицу
в) командная работа: мальчики и девочки по очереди показывают эмоцию страха, другая команда должна назвать, по каким признакам видно, что это страх, и наоборот
г) из 19 чувств на основе страха выбрать 3 те, что чувствуешь чаще всего, отметить галочкой в своей таблице
д) используя одно из этих чувств, сказать "я-сообщение":
1. Когда я слышу, что со мной грубо разговаривают,
2. Я думаю, что меня критикуют и я чувствую вину
3. я бы хотела, чтобы со мной разговаривали спокойно.
***Это сложный приём. Мы будем его осваивать еще 5 занятий - на каждом будем говорить "я-сообщение".
4. Стратегия избегания: условия использования: смотрим картинки, обсуждаем их
5. Постановка куска сказки "Гуси-лебеди", где Машенька убегает с братиком от гусей. При этом, Машенька оказалась очень стройной миниатюрной девочкой, а братик выше ее на голову и в 2 раза шире в плечах))) Я была Бабой-Ягой, а 2 гуся так и норовили поймать беглецов, нарушая сюжет)))
6. еще раз проговариваем условия использования этой стратегии. Чем убегание отличается от игнорирования? обсуждаем разные ситуации.
7. выбираем карточку из игры "Что делать, если?" и предлагаем свои варианты решения, группа дополняет.
Галдёжу было! все хотят высказаться, предлагая разные идеи.
8. Правило: "Чужому человеку дверь открывают ТОЛЬКО взрослые"
Честно говоря, сама удивляюсь, что в литературе, которую пишут психологи, вместо правил есть запреты, вместо понятных фраз - фразы, начинающиеся с "не", поэтому просто переделываю их на верный лад.
9. Игры на избегание: Паровоз и Вышибалы.
Подростки. С ними я была честной: родителей беспокоит, что дети могут уйти в секты, в смертельные игры и в зависимости. Это избегание - стратегия поведения в конфликте - но избегание перекошенное, не к месту. Всего стратегий 5, и мы будем их осваивать.
Подростки - любители посидеть и помолчать: возраст закрытости и болезненного реагирования на оценки окружающих. Отсюда и замкнутость.
1. Знакомство, как у малышей
2. Правила те же
3. Что такое эмоции? Механизм их появления в организме. Для чего нужны негативные эмоции?
4. Эмоция страха: обсуждаем признаки, ощущения, заполняем таблицу
5. Чувство Тревоги: обсуждаем признаки, ощущения, заполняем таблицу
Здесь задание изобразить Страх или Тревогу требовало долгой подготовки. Каждая команда изобразила ситуацию, где один участник испытывал страх.
6. Другие чувства на основе страха:
* познакомиться с таблицей
* выбрать свои "любимые", т.е. наиболее часто используемые
* на примере одного сказать "я-сообщение".
Т.к. группа присматривается, я-сообщение посылала я, используя чувство наглости и вины.
Потом я-сообщали те, кто хочет; кто не хочет, воздержался.
7. Стратегия избегания: убегание, игнорирование. В каких случаях что используется, и почему?
8. Зависимости, секты, самоубийства, игры - это стратегия избегания. Почему перекошенная? потому что используются кривые ресурсы: деньги.
А какие есть?
- осознание своих эмоций и проговаривание их себе и другим людям
- осознание своих потребностей
- самостоятельная похвала
Как себя хвалить?
хвалим, называя глагол: это помогает оценивать себя самостоятельно и меньше зависеть от оценок других людей. Обсуждаем, кто что делает по дому. Временами подросткам сложно признаваться, что они помогают маме или папе - для них это показатель "малышковости". Чуть отпустило, когда я рассказала, как в своё время зарабатывала деньги мытьём полов, потому что нужны были деньги на еду, и сейчас спокойно отношусь к любой работе. Да, у меня есть хорошая машина, но, если будут сложные обстоятельства, прокормить себя смогу - лучше труд, чем убийство или грабёж.
За что еще себя можно хвалить? за то, что решила трудную задачу. Научилась новому приёму на плавании. Проплыла 50 бассейнов (мой рекорд, больше пока не получалось). Изображала, как меня корёжило поначалу, когда надо было плыть "кролем", а голову на вдохе задирала вверх, зато, когда научилась поворачивать в сторону, похвалила себя. Теперь вот новая задача - научиться меньше поворачивать корпус, а то болтаюсь, как щепка, на вдохах))))))))
9. Интернет - это зло или благо?
10. Почему родители загружают занятиями? Потому что чувствуют тревогу (показываю фото)
- Как уменьшить ее?
- называть чувства и потребности родителей, когда это нужно.
11. Задание "невербальное общение". Ведущий стоит с закрытыми глазами, повернув вытянутые вперед руки ладонями вверх. И в тишине каждый участник кладет свои руки сверху - ведущий должен распределить, куда ему идти: направо или налево. Обсуждаем, по каким признакам шло распределение.
12. заключение: повторяем, чего изучали на занятии.
Тренинг безопасности. Занятие 2.
В детской группе участников прибавилось.
Поэтому мы много повторяли предыдущее занятие.
1. Вначале, как и в прошлый раз, выбирали карточки для своего настроения – рассказывали, что там изображено и почему она выбрана.
2. Игра "концентрические круги"
Дети встают в 2 круга - внешний и внутренний.
Я задаю тему для беседы, и два партнера, стоящие друг напротив друга, могут поговорить на эту тему, рассказывая по очереди. Через две минуты дети, стоящие во внешнем круге, должны передвинуться на одно место влево, тем самым они окажутся уже напротив других людей.
Первая тема звучит так: "Что я умею хорошо делать?" (2 минуты.)
Дальше обсуждали другое - любимые блюда, приятные воспоминания, что есть хорошего в моей семье, кто из моего окружения принимает меня таким, какой я есть.
3. Повтор предыдущего занятия:
- избегание (игнорирование / убегание: в каких случаях используется одно или другое)
- игра ЧДЕ: вначале обсуждали карточки, где нужно применять стратегию избегания. Вспоминали "Правило чужого человека": "Дверь чужому человеку открывают только взрослые. Помогают только взрослые"
Некоторые в ответ на "пойдем, угощу тебя конфеткой" предлагали
- вступать в споры или
- объяснять, что у них аллергия,
- Рус выкатил домашнее правило "сладкое после еды"... - в общем, разброд и шатание!
4.Поэтому мы отправились на улицу
Там разбились на пары и разыгрывали ситуации вживую - детям нужно было договориться, кто кого играет и показать ситуацию с карточки.
5. Вернулись в класс и познакомились с эмоцией гнева:
- для чего нужна: "Гнев - самозащита через атаку", т.е. для защиты себя и своей территории
- мальчики стоят напротив девочек, команды демонстрируют друг другу гнев, одновременно.
У некоторых получается великолепно – красное лицо, сжатые кулаки. Сразу видно, человек во гневе и в огне! Обсуждаем признаки и ощущения.
- как проявлять гнев адекватно (бить кровать или мяч, топать ногами, кричать, рвать бумагу, комкать бумагу и бросать об стену).
Дети очень бурно выражали гнев, чем меня очень порадовали. Как станет видно позже, у многих к подростковому возрасту появляется запрет на выражение гнева.
6. после этого разбираем стратегию соперничества: условия ее применения.
- мультфильм, где эта стратегия явно выражена. Дети хохотали от души. В некоторых местах ставлю паузу и обсуждаем, какие эмоции у героев.
- повторяем условия соперничества
- игра "Кованы - закованы"
**********Подростки********
Сегодня на тренинг пришло меньше участников, чем в прошлый раз. Вначале мы с Миленой решили, что будем заниматься вдвоём, в этом тоже свои плюсы, но вообще-то возраст такой, что эффективнее работа в группе.
Пришли и мальчишки.
1. Мы повторили эмоцию страха. Приступили ко гневу.
2. Обсудили признаки и ощущения
3. Есть ли в нашем обществе стереотипы на запрет каких-то эмоций, связанный с полом человека?
Да. Мальчикам запрещено бояться. Девочкам запрещено гневаться.
Вспоминаем, какие полезные функции выполняют эти «запретные» эмоции. Если на тебя напал преступник и пытается вырвать сумочку, нужно ли ее тянуть в свою сторону или лучше доброжелательно отдать? Рассказала о маме своей знакомой, которая недавно в 70 лет отвоевала сумочку у грабителя
А если землетрясение, а ты сидишь в позе лотоса и подавляешь страх? Надо ли сидеть на месте и убеждать себя, что тебе не страшно, или нужно, используя эмоцию страха, искать убежище или мчаться на улицу?..
4. Как вы считаете, возможно ли в нашей жизни достичь такого уровня просветления, чтобы перестать испытывать «негативные» эмоции вроде страха и гнева?
Дети ответили, да.
Я предложила свой вариант – психологи считают, что это в принципе невозможно. Человек – живое существо. В жизни бывают разные ситуации, когда нужно спасать свою жизнь, защитить территорию, близких - и в этом нам помогают наши базовые "отрицательные" эмоции. Мы можем их подавлять – и тогда организм начинает болеть (психосоматика). Можем выливать на окружающих - и тогда рушатся отношения.
Что же делать?
Понимать их и адекватно проживать. Погружаться и выныривать.
Адекватное проживание гнева – те же задания, как у малышей. Только если малыши с энтузиазмом кричат, рычат, топают ногами, поднимая пыль, рвут бумажки и бросают комки в стену, то подростки – совсем другое дело. Кто-то выражал гнев, кто-то просто наблюдал, как это делают другие.
- можно бить подушку или кровать
- можно. Ну а мне как взрослому человеку больше подходит выбежать в другую комнату и там покричать, если припёрло. Если я начну бить окружающее пространство, я перепугаю своих детей.
Особенность эмоции гнева в том, что она очень энергична. В организме происходит взрыв энергии, которую нужно куда-то направить. Если гнев просто подавлять, он застревает, накапливается и приводит к болезням.
5. Чувства на основе гнева. Я-сообщение. Как выяснилось, никто на неделе не посылал я-сообщение. Это довольно сложная конструкция, потому что включает все 3 состояния человека – Ребёнка, Родителя и Взрослого.
Мало кто из взрослых может пользоваться всеми 3-мя компьютерами, и детям тоже сложно, тем более что мы только начинаем учиться.
Объясняю, зачем мы пользуемся я-сообщением. Показываю пустой «Кувшин Эмоций», который я сделала на основе того, что есть в книге ЮБ Гиппенрейтер. Объясняю, что за негативным поведением всегда стоят подавленные потребности и эмоции. Если мы их будем распознавать у себя и у других, мы научимся помогать себе и другим. Если умеем поддерживать человека, когда он что-то говорит («Я такая голодная» - «Ты хочешь есть»), мы научимся строить гармоничные отношения.
Раздала пирамиду Маслоу - будем ее позже изучать, показываю, где находятся отношения. Что если человек не умеет их строить, ему сложно подняться выше 3 ступеньки: можно плавать ради медалей. Можно плавать ради одобрения. А можно плыть ради того, чтобы скользить по воде и достигать мастерства...
Почему 2 нравственности? почему нравственность есть в социальной ступеньке и в ступеньке "эстетической"? потому что социальная нравственность - это правильность, это желание быть хорошим. Есть более высокая нравственность - внутренняя. Когда чувствуешь, что другому человеку больно, если украдёшь у него или обманешь.
Раскачиваются с трудом, но в этот раз я-сообщение идет проще, чем в предыдущий.
6. Стратегия соперничества. Эмоция этой стратегии – ГНЕВ. Можно ли сильно ударить человека, если тебе страшно? Нет. Есть люди, кто вообще не умеет соперничать и отстаивать свою территорию, потому что внутри много страха.
7. Смотрим отрывок из фильма про пловца Александра Попова. Знаменит тем, что через 3 недели после первого олимпийского золота в драке получил ножевое ранение, но вернулся в спорт и снова завоёвывал золотые медали. Смотрим отрывок с потасовкой, разбираем по схеме условий соперничества.
8. Соперничество есть в спорте. Но сам пловец говорит, что заплыв выигрывает тот, кто в находится психологическом равновесии: смотрим отрывок. Здесь гнев мешает. В спорте соперничество по правилам.
9. Упражнение, которое мне подсказала подруга-инструктор по у-шу. Определяем личное пространство, в которое допускаем малознакомых людей. Наблюдаем, у кого какая дистанция, без обсуждения.
10. Домашка. Задание изучить, как работают гормоны гнева и страха. Какие есть психосоматические заболевания, связанные с подавлением этих эмоций. Рассказать максимум на 2 минуты.