Перейти к содержимому





- - - - -

Об информатизации и не только

Опубликовал: vturekhanov, в Казнет 02 Апрель 2014 · 5 570 Просмотров

законодательство казнет kaznet
Сегодня утром, по наводке из твиттера АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» ознакомился с двумя документами:
1. Проект Закона Республики Казахстан «Об информатизации»
Прикрепленный файл  для сайта ПЗ март 14 год.pdf (349,92К)
Количество загрузок:: 879
2. Сравнительная таблица по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации»
Прикрепленный файл  zakon_table(1).pdf (641,92К)
Количество загрузок:: 327
Оба документа находятся в открытом доступе на сайте холдинга.

Прежде всего хочется сказать, что готовятся достаточно серьёзные изменения в законодательство РК в сфере информатизации. Больше всего, на мой взгляд, сделан упор на взаимодействие государственных структур по созданию и функционированию различных государственных информационных систем и ресурсов. Не обошли вниманием и электронную торговлю. Более чётко прописана ответственность за различные нарушения законодательства в затрагиваемой законами сфере.

После беглого прочтения, в целом, у меня сложились положительные впечатления о законопроектах (отдельное спасибо за статью 19 :) ), но есть и пара ложек дёгтя, о которых ниже.


Проект Закона Республики Казахстан «Об информатизации»

Читая какой-либо нормативно-правовой акт, я уделяю особое внимание понятийному аппарату. От того, как будут прописаны определения терминов во много зависит как будет применяться документ на практике. «Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт» (из м/ф «Приключения капитана Врунгеля»). Поэтому, прежде всего, бросилось в глаза следующее:

Статья 1, пункт 1, подпункт 47:
47) интернет-ресурс – электронный информационный ресурс, отображаемый в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде, размещаемый на аппаратно-программном комплексе, имеющий доменное имя и функционирующий в сети интернет;

Если принять данный подпункт в таком виде, то сайты вида http://123.45.6.78 (адрес вымышлен), т.е. без доменного имени, по законодательству не будут являться интернет-ресурсами, а, стало быть, не будут являться СМИ. Какие могут быть последствия, полагаю, каждый сам может проследить. Предлагаю исключить слова «, имеющий доменное имя».

Статья 1, пункт 1, подпункт 55:
55) техническая поддержка – оказание консультационных, информационно-технологических и иных услуг по поддержке работоспособности лицензионного программного обеспечения;

Всегда думал, что техническая поддержка — это нечто большее. Можно, конечно, долго спорить на эту тему, но не будем. Далее в тексте законопроекта мне не удалось найти упоминания термина «техническая поддержка». Я, конечно, не знаток юртехники, но не означает ли это, что в данном случае его надо исключить?

Ну и, традиционно, про доменное имя:

Статья 1, пункт 1, подпункт 39:
39) доменное имя – символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с правилами адресации сети интернет, соответствующее определенному сетевому адресу и предназначенное для поименованного обращения к объекту сети интернет;

Доменное имя не всегда соответствует сетевому адресу. Предлагаю исключить «, соответствующее определённому сетевому адресу».

Статья 17, пункт 2, подпункт 2:
2) распространять, предоставлять, ограничивать или запрещать доступ к электронным информационным ресурсам, информационной системе, информационно-коммуникационной инфраструктуре в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;

Статья 18, пункт 2, подпункт 3:
3) распространять, предоставлять, ограничивать или запрещать доступ к электронным информационным ресурсам, информационной системе, информационно-коммуникационной инфраструктуре в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;

Если слова «представлять», «ограничивать», «запрещать» связаны с остальной частью предложения словами «доступ к электронным информационным ресурсам», то «распространять» как-то не очень. У меня, например, как-то не получается сказать «распространять доступ к электронным информационным ресурсам». Может дело в моих языковых познаниях?


Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации»

В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года предлагается добавить статью 379-1:

Статья 379-1. Предоставление заведомо ложных сведений при получении государственных услуг
1. Предоставление услугополучателями заведомо ложных сведений – влечет штраф на физических лиц в размере сорока, на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере трехсот месячных расчетных показателей.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания –
влечет штраф на физических лиц в размере шестидесяти, на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере шестиста месячных расчетных показателей.

В принципе, нормальная статья, но, логично было бы предусмотреть и обратную ответственность, когда государственный орган, в результате оказания государственной услуги выдаёт сведения не соответствующие действительности. Например, о наличии обременения на недвижимость при её отсутствии или о наличии задолженности по налоговым платежам при её отсутствии. Я полагаю, многие из читающих эти строки если не сталкивались лично, то слышали от окружающих как им выдали справку с недостоверными сведениями и сколько потом пришлось потратить времени и сил, чтобы доказать, что ты не виноват. Сталкивался с этим и я.


Спасибо за внимание,
Ваш vturekhanov

PS: всё написанное Выше — моё личное мнение


UPD: добавлено про доменное имя

  • 1


Статья 1, пункт 1, подпункт 55:
55) техническая поддержка – оказание консультационных, информационно-технологических и иных услуг по поддержке работоспособности лицензионного программного обеспечения;

Всегда думал, что техническая поддержка — это нечто большее. Можно, конечно, долго спорить на эту тему, но не будем. Далее в тексте законопроекта мне не удалось найти упоминания термина «техническая поддержка». Я, конечно, не знаток юртехники, но не означает ли это, что в данном случае его надо исключить?

 

 

Не обязательно.

В любой законопроект в РК или СНГ регулирующий важные виды деятельности (информационная безопасность страны) очень часто вносятся изменения. Так что вполне возможно, что вопрос тех.поддержки будет поднят при случае и внесен в закон, где пропишут что-то запрещающее или допускающее.

    • 0

Не обязательно.

 

Ну чтож, тогда подпункт надо корректировать. Как минимум назвать его «техническая поддержка ПО». Хотя, под лицензионное ПО может попасть и ПО, распространяемое (в том числе, свободно) под лицензией GPL или CC. В общем, тут надо понять, что хотели сказать разработчики проекта.

    • 0

 

Не обязательно.

 

Ну чтож, тогда подпункт надо корректировать. Как минимум назвать его «техническая поддержка ПО». Хотя, под лицензионное ПО может попасть и ПО, распространяемое (в том числе, свободно) под лицензией GPL или CC. В общем, тут надо понять, что хотели сказать разработчики проекта.

 

 

А здесь разработчики постарались прописать все возможные варианты тех.поддержки ПО (ТППО). Разумеется, можно четко описать действия, подпадающие под определение ТППО, но тогда есть реальная возможность уйти из под действия закона (пример с доменным именем) А это для разработчиков неприемлемо. Вот и стараются прописать все и вся, при помощи универсального "заклинания":

... и иных услуг по поддержке работоспособности лицензионного программного обеспечения;

 

 

Правда, в погоне за универсальностью, часто теряется смысл того, что должен регулировать тот или иной пункт. Зато можно одним махом всех подвести под статью :)

    • 0
то сайты вида http://123.45.6.78 (адрес вымышлен), т.е. без доменного имени

 

А эти цифры не могут считаться именем?

    • 0

А эти цифры не могут считаться именем?
Это не имя, это IP-адрес. 
    • 0

А здесь разработчики постарались прописать все возможные варианты тех.поддержки ПО (ТППО).
В оригинале указано просто «техническая поддержка», и далее расписано, что под этим понимают техподдержку ПО. Т.е. согласно предложенной разработчиком редакции, техподдержка — это техподдержка ПО, что не есть правильно, на мой взгляд.
    • 0

 

А здесь разработчики постарались прописать все возможные варианты тех.поддержки ПО (ТППО).
В оригинале указано просто «техническая поддержка», и далее расписано, что под этим понимают техподдержку ПО. Т.е. согласно предложенной разработчиком редакции, техподдержка — это техподдержка ПО, что не есть правильно, на мой взгляд.

 

Полагаю, что это невнимательность, начинали описывать одно, а когда меняли и корректировали в ходе работы на законом, упустили саму идею задумки.

 

В законах (подразумеваю все законодательные акты) обращаю внимание на запреты (чаще через разрешительную часть) и санкции. Потому как наша система руководствуется в первую очередь карательными мероприятиями.

    • 0

Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Профиль в Google+

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.