вместо наказания
дети и родители психология
- я вот еще только не знаю, как не командовать в ситуации с той же PSP, когда сын хочет играть и играть в нее бесконечно, а время уже кончилось. иногда объяснения что вредно, глазки будут болеть не помогают - он упорно стоит на своем. но ведь и правда вредно...
действительно, много сидеть за электронными игрушками/у компа/телека вредно, что делать?
договариваться, что в день ребенок играет столько-то времени. Предложить, чтобы сам ставил будильник, или самой ставить (в зависимости от возраста)
но вот время вышло, ребенок все еще сидит, тут как?
Скопирую из памятки (из книги Фабер и Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"
Вместо наказания
1. Выразите свои чувства без нападок на характер.
«Я в ярости от того, что мою новую пилу оставили на улице ржаветь под дождем!»
вместо "Ну вот! снова инструменты валяются! ты такой безалаберный! ничего нельзя доверить!"
2. Сформулируйте свои ожидания.
«Я рассчитываю на то, что после того, как у меня возьмут инструменты, мне их вернут».
вместо "почему ты все время всё раскидываешь?!"
3. Покажите ребенку, как загладить вину.
«Теперь пиле нужны маленькая стальная мочалка и тяжелая физическая работа».
"Вот! теперь приходится самому убирать на место! Мне что, больше нечем заняться?! и так устаю!"
4. Предоставьте ребенку выбор.
«Ты можешь брать мои инструменты и возвращать их. Ты можешь перестать использовать их. Тебе решать».
вместо "Все! три дня без игр на планшете, ты меня понял?!!!"
5. Предпримите действия.
Ребенок. Почему ящик с инструментами заперт?
Отец. Ты мне ответь — почему.
вместо "Я запер ящик, чтобы ты научился убирать инструменты!"
6. Решение проблемы.
«Что мы можем придумать, чтобы ты пользовался моими инструментами, если они тебе нужны, и чтобы я был уверен, что найду их на месте, когда они мне понадобятся?»
вместо "Больше ничего не дам, и даже не проси!"
далее:
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ – в спокойном состоянии!!!
Шаг 1. Поговорите о чувствах и потребностях ребенка.
Шаг 2. Поговорите о своих чувствах и потребностях (шаги 1-4 верхнего алгоритма)
Шаг 3. Запишите все идеи свои и ребенка без разбора и критики (мозговой штурм)
Шаг 4. Обсудите это вместе, чтобы найти решение, устраивающее вас обоих.
Шаг 5. Завершите дело
кусочек
Наказание отвлекает внимание. Наказывая ребенка, мы лишаем его возможности осознать свой поступок – вместо этого он строит планы мести и копит обиды.
Наказание – прекрасная иллюстрация правила «кто сильнее, тот и прав». Результат: либо ребенок вырастает во взрослого, который ломает всех под себя и несчастен от одиночества. Либо вырастает поломанным, с рабским сознанием, несчастный от неумения быть собой
ВАЖНО:
Исключите вопрос «Кто это сделал?!» из своего лексикона, т.к. этот вопрос
1. Отвлекает от поступка
2. Учит детей ябедничеству и поиску виноватых
3. Приводит к соперничеству между детьми
Вместо вопроса используйте алгоритм, начиная с выражения чувств.
Без обвинений, нападок и наказаний мы помогаем детям расти ответственными и учим их анализировать информацию и самостоятельно принимать решения.
Важно:
Избегать взаимных претензий. То, что было когда-то, осталось в прошлом. Сейчас важно найти решение.
Если наша цель - научить ребенка быть взрослым, уметь сотрудничать, идти на компромисс ради сохранения отношений - это делается своим примером