Перейти к содержимому





* * * * * 1 голосов

Вальдорф

Опубликовал: Радуга:), 14 Июнь 2013 · 6 018 Просмотров

школа вальдорф
Вальдорф Вальдорф - это альтернативная система педагогики, довольно распространенная: 2000 садов, 1000 школ по всему миру, и это официально))) сколько их - неофициальных вальдорф-сообществ, сказать сложно, т.к. в нашем государстве любое отклонение от госпрограммы запрещено законом.

Давно много читала про эту систему, но вживую увидела (и прожила) на семинаре в Бишкеке.

Что же там эдакого? Изумительного и красивого, отчего душа даже взрослого человека раскрывается и окрыляется, как по мановению волшебной палочки?))) Всё))) мне удалось поучаствовать в вальдорф-семинаре и посмотреть вальдорфский детский сад :)

принцип обучения "вдох-выдох". Т.е. у детей есть занятия, но они обязательно сменяются расслабляющей деятельностью
Например, в начальной школе 1.5ч идет основной урок, а остальную часть школьного дня (до 13-14ч) дети посвящают "выдоху" - рисованию, эвритмии, рукоделию, пению, танцам и тп. При этом "основной" урок проходит не только за партой, а тоже через пение, движение, сказки и тому подобные, близкие ребенку вещи.

обучение длится "эпохами" - эпоха математики, англ, русского и так далее. Эпоха длится 3-4 недели, и повторяется через 3-4 мес (идет повторение и усвоение нового материала)

а вот расписание детсада:

Изображение

"Свободная игра" - это очень интересная часть дня: дети сами играют друг с другом в разные игры, строят из мебели домики, распределяют роли. Кто-то в это время может присоединиться к воспитателю и заниматься рукоделием или рисованием.

В вальдорфе очень важно понятие ритма - ритм "вдох-выдох" делает жизнь ребенка предсказуемой. Это не только режим дня. Это ритм года:
Апрель: сеем, проращиваем, ухаживаем за растениями и наблюдаем.
Май: закладываем сад и создаем жизненное пространство.
Июнь: экспериментируем с растительными красками, сами готовим молочные продукты и собираем лекарственные травы.
Июль: живем в согласии с четырьмя стихиями — водой, землей, воздухом и огнем.
Август: от зерна к хлебу.
Сентябрь: перерабатываем урожай.
Октябрь: плетем корзины.
Ноябрь: работаем с воском.
Декабрь: рождественские ясли из природных материалов.
Январь: шерстяная мастерская.


Ритм дня мягкий, одна деятельность сменяет другую плавно - через песенки: песенка для завершения игры, песенка для уборки, для мытья рук, для одевания и тп.

Сказки, очень много сказок, воспитательница рассказывает одну сказку в ежедневно в течение недели (5 дней). Маленьким это развивает память, взросликам позволяет уловить несколько смыслов. Старшие дети могут показывать сказку самостоятельно.
Сказки бывают не только кукольные (кукол и игрушки воспитательницы делают сами, иногда им в этом помогают родители)

Группа разновозрастная: 3-6 лет, в основном в ней 25-30 деток. Вальдорф-система выстроена гармонично, благодаря правильной организации занятий и пространства дети в такой группе социально гибкие, отзывчивые и заботливые.

Рукоделие: много-много творчества с природными (и не только) материалами. А еще - рисование, театр, эвритмия, лепка из глины.

Много музыки - музыкальные сказки, пение, хороводы

Безоценочная система воспитания: Если отношения конкуренции разобщают детей, то отношения общности и причастности друг к другу и к общему делу связывают их. Они не сравнивают себя с другими, не пытаются превзойти их и доказать своё превосходство. Поэтому успехи и достоинства товарищей не воспринимаются как собственное поражение а, напротив, радуют и вдохновляют. При этом каждый ребёнок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность.

Экологическое воспитание - ребенку прививается бережное отношение к природе и ко всему живому.

Вальдорф-сад очень близок ребенку, т.к. полностью совпадает с детской психологией. Он гармонизирует и расслабляет детей, которые с пеленок привыкли к бешенному ритму современной жизни. Очень многое из вальдорфа было и в нашем детстве: куча песка, глины, воды, компании сверстников, сказки, минимум телевизора (в саду его вообще нет), пение, частушки, поделки из травы и листьев, лазание, бегание и прыгание... Но наше детство осталось позади, а современным детям оно, такое же богатое и гармоничное, нужно все больше...)))

Даже работа с подростками с применением вальдорф-методик оздоравливает, выравнивает, пробуждает их, поломанных семьей и школой.

В Алмате есть центр (сад-школа) с элементами вальдорф-педагогики, но как там всё устроено - сказать пока не могу, т.к. сама не была и не видела))) В целом вальдорф-педагогика гармонична, если выстроена верно. И в то же время в ней, как и в любой системе "человек-человек", всё зависит от педагога :dandy:
Педагогов в Мск готовят на специальных 2хгодичных семинарах, после чего они могут работать в вальдорф-садике или школе.

про мск центр "Путь зерна" можно почитать здесь :)

пс если бы не наш закон об образовании, я бы организовала такую школу дома. Но смысл подобной школы - не только в гармоничном развитии, но и, что еще важнее - в социализации, умении договариваться со сверстниками, трудиться и веселиться))) а для этого нужны другие дети...)))

  • 0


пс если бы не наш закон об образовании, я бы организовала такую школу дома.

была же в Алматы. Закрыли?

Апрель: сеем, проращиваем, ухаживаем за растениями и наблюдаем.
Май: закладываем сад и создаем жизненное пространство.
Июнь: экспериментируем с растительными красками, сами готовим молочные продукты и собираем лекарственные травы.
Июль: живем в согласии с четырьмя стихиями — водой, землей, воздухом и огнем.
Август: от зерна к хлебу.
Сентябрь: перерабатываем урожай.
Октябрь: плетем корзины.
Ноябрь: работаем с воском.
Декабрь: рождественские ясли из природных материалов.
Январь: шерстяная мастерская.

а в феврале-марте что делают?
    • 0

была же в Алматы. Закрыли?

не закрыли, но как там изнутри, сказать не могу, не видела

а в феврале-марте что делают?

сама не знаю, тоже интересно :)
    • 0
а что с законом? частные детсады же есть.
    • 0
закон то, для всех одинаков.частный сад или государственный.будут заниматься по утвержденной проге и все.

умении договариваться со сверстниками

считаю самым важным в жизни.от того, как будут выстраиваться отношения с людьми, многое зависит.
    • 0

а что с законом? частные детсады же есть.

как татьянишна и написала:

закон то, для всех одинаков.частный сад или государственный.будут заниматься по утвержденной проге и все.

к сожалению, да. Но сад меня меньше расстраивает - много адекватных садов, и даже государственных (если воспитательница хорошая), а вот школы - другое дело.

считаю самым важным в жизни

поддерживаю)))
    • 0
А что мешает в эту утвержденную прогу вставить эту методику? Насколько я поняла она вполне вписывается. Не, правда не понимаю. Мне надо на примере))
Я думала, проблема с частным д/с из-за здания/кв метров, персонала и тыды и тыпы.
    • 0

А что мешает в эту утвержденную прогу вставить эту методику?

Разговаривала с 2мя педагогами начальной школы, обоим удалось применять вальдорф-подход (основной урок, обучение эпохами и т.п.) только в течение года. Потом директора отказывались, один работал в частной школе в Алмате, другой - в государственной в У-Камане.
Ну и вторая причина - нехватка подготовленных педагогов.
и есть третья - государство запрещает любые альтернативные системы. Тот вальдорф-семинар, на котором я была, начинался в Ате 8 или 10 л назад, но потом министерство их отсюда попросило.

Я думала, проблема с частным д/с из-за здания/кв метров, персонала и тыды и тыпы.

разные частные сады бывают))) напр, у нас рядом есть домашний сад, где дети по 2ч гуляют каждый день, независимо от погоды, это ж просто супер.
тут всё от воспитателя :)
    • 0
и все равно не понимаю. ну элементы можно ввести? ну кто будет против того, что детям сказки рассказывают? наверное, надо хорошенько систему изучать. потому что то, что ты описала в посте - это основа работы любого детского сада и начальных классов. или не?
    • 0

и все равно не понимаю. ну элементы можно ввести? ну кто будет против того, что детям сказки рассказывают?

меня в 3 месяца дочкиных торкнуло и я давай сначала школы мониторить (в 3 месяца прямо надо срочно спланировать в какой университет ребенка потом пойдет), потом до садов подвинулась. И непременно хотелось чего-то этакого для своей кровиночки- Монтессори, Вальдорфская методика, я даже научилась эти названия выговаривать без запинки- это вам не дет.сад №**
Вот про Вальдорф тогда после восторженных ахов-охов, дочиталась до того, что сады к секте приравнивали!
Но в каком-то спокойно-разумном отзыве (москвич, кажется ,писал) были подбиты плюсы/минусы, и вот в минусах и писали, что методика предполагает полное погружение- если в садике играют самодельными игрушками, то и дома тоже надо создать такую же среду. Ну и тот кто писал, рассказывал, как приходят гости, приносят игрушки, а ты в коридоре перехватываешь и забираешь, как ребенка во двор не выведешь, потому что трудно объяснить почему у других детей одни игрушки, а у него самосшитые, или лобзиком выпиленные.
А если идти на полумеры- в саду сказки, песни, прибаутки, а дома айподы, но "ты только в саду об этом не говори", то это еще хуже для детской психики, лучше уж тогда выбрать самый обычный сад.
    • 1

и все равно не понимаю. ну элементы можно ввести?

конечно можно, кадров нет ((( там немного другая атмосфера, само отношение педагога к детям и к воспитанию.

это основа работы любого детского сада и начальных классов. или не?

основа современной началки - точно нет. Потому что в началке (и в д/с часто, особенно в частных) сейчас система вдох-вдох, т.е. один урок (вдох), 5 мин перемена (выдох), еще урок... и так 5-6 уроков (если ребенок в гимназии, но и негимназия тоже не сильно меняет ситуацию). При таком подходе неудивительно, что дети все зубрят и ничего не проживают, т.к. в школе все идет через голову, в вальдрфе - через пение, движение, творчество. Это совсем другое... В обычной школьной с/с-ме выдох очень маленький, мало ручного труда, творчества, очень жесткие рамки и дисциплина, прокрустово ложе, блинский
    • 0

Вот про Вальдорф тогда после восторженных ахов-охов, дочиталась до того, что сады к секте приравнивали!

тут зависит от конкретного сада, т.е. от конкретного педагога. Если у них клин (а такое бывает) на натуральности и ограждении ребенка от современных игрушек (и современного мира, по возможности) - то да, вполне вероятно то, о чем Вы пишете. Но я таких вальдорф-педагогов не встречала: те, с которыми работали, очень адекватные люди и понимают, что современный мир отключить невозможно. Т.е. они не требуют убрать совр. игрушки, телевизор и тп.

Они могут объяснить, чем плохо, что дошкольник сидит за компом; могут научить создавать другую среду - как заниматься творчеством, рукоделием с детьми, какие для этого нужны материалы и как можно это все интересно организовать. Но никто из них не выставлял подобных требований, как Вы описывали. Их задача - не отпугнуть родителей, а показать им альтернативу. Посеять семечко. А прорастет или нет - тут уж выбор каждого, и педагог не занимается насильным превращением асфальта в чернозем :)
    • 0
Джема, в современной - это ключевое слово, оказывается. Ведь в нашем, ну или в моем, детстве было больше отдыха и разнообразия в саду и школе. меня иногда малость раздражает, что все прут своих детей в шрр на полдня и еще меня спрашивают "а почему ты своего не водишь -не развиваешь"? правда, я отвечаю, что у меня ребенок и так развит (он и правда развит сильно лучше своих сверстников и многих тех, кто в шрр ходит, не скажу, что это прям моя заслуга, просто он от природы умный :lol:)
    • 0

Ведь в нашем, ну или в моем, детстве было больше отдыха и разнообразия в саду и школе.

да там вообще было многое гармонично. Правда, мне бы тоже больше нравилось петь и рисовать/писать стихи в качестве дом. заданий...)))

меня иногда малость раздражает, что все прут своих детей в шрр на полдня и еще меня спрашивают "а почему ты своего не водишь -не развиваешь"?

тяжело быть современным родителем, столько противоречивой информации, что только за голову хвататься. И вся построена на манипуляциях :faceoff:

он и правда развит сильно лучше своих сверстников и многих тех, кто в шрр ходит, не скажу, что это прям моя заслуга, просто он от природы умный

c другой стороны, если у него удовлетворяются потребности по возрасту, то вполне понятно, почему он более развит, чем многие сверстники, у них-то удовлетворяются другие потребности... и даже не их, а родительские, зачастую. Время такое :dandy:
    • 0
Джема, я, чтобы далеко не ходить, можно здесь спрошу?

сын у меня супервежливый. еще он выучил слово "прости" (выучил моментально). понятно, что вначале он просек, что как только он попросит прощения, его тут же кидаются обнимать и целовать. теперь он на каждом шагу просит простить его и рыдает. я не знаю как реагировать! для взрослых-то это серьезное слово. например, если реально накосячил и просит прощения - говорю, что прощаю, конечно, ты в следующий раз так не поступишь (и не поступает!). но когда просит прощения за что обычно не просят...типа испугался, заплакал - "прости", ушибся - "моя вава, прости, мама!" понятно, что это кодовое слово, понятно, когда знает, что я на это плохо отреагирую, но когда произошедшее в нашей семье допустимая ситуация, как реагировать на "прости"? (и смех и грех, дошло до того, что ребенок просит у меня прощения если я нечаянно наступила ему на ногу или толкнула!)))))
    • 0

сын у меня супервежливый.

ну да, это же Штир))) они умеют)))

понятно, что вначале он просек, что как только он попросит прощения, его тут же кидаются обнимать и целовать.

))))

теперь он на каждом шагу просит простить его и рыдает. я не знаю как реагировать!

спокойствие, только спокойствие - Карлсон был прав)))
насколько я поняла, тебя напрягает манипуляция, а ты из тех девушек, которыми легко манипулировать при помощи чувства вины. Понимаю, знакомо, сама такая же :faceoff: недавно только мужу сказала: устала, в детстве наелась до отвала, ну хоть ты-то понимаешь, что я взрослый человек, давай общаться как взрослые люди, без этих кнопочег...

из моего опыта, лучший способ прекратить манипуляцию - это игнорить ее. Либо совсем игнорить, либо переключать внимание))) со временем пройдет. Ну, можешь объяснить спокойно (без нотаций и морализаторства), что "прости" - это для серьезных случаев, а по мелочи можно и промолчать. Чтобы Штир понял, что к чему. А после этого - игнорить )))
    • 0
попробую объяснять. Но манипулировать мной не всегда можно, только когда я расслаблена и ленива. а в остальных случаях он знает, что у меня сладости и игрухи не выпросишь и даже не подкатывает. к бабушке идет))) в случае с "прости", когда он рыдает, я начинаю ржать, потом мне стыдно и я переключаю внимание. но ты все равно подсказку дала, я до такой простой вещи не додумалась!

"прости" - это для серьезных случаев, а по мелочи можно и промолчать.

и не хочу охоту извиняться вообще отбивать. седня опять, стукнулся об мою сумку головой, "ой, прости". за что говорю? "я ударился ухом в сумку". ржака.
    • 0

и не хочу охоту извиняться вообще отбивать.

это ж от тебя зависит. Если умеешь перед ребенком признавать свои ошибки, делиться трудностями, сохранять душевность - он этому тоже научиться. А формальные извинения - это лицемерие (для взрослых))))

седня опять, стукнулся об мою сумку головой, "ой, прости". за что говорю? "я ударился ухом в сумку". ржака.

ну посмейтесь вместе, а потом серьезно объясни, что к чему. Со временем поймет)))
    • 0

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, может быть остались у вас хоть какие-нибудь контакты этого сада? Ищу своим девочкам вальдофский садик в Бишкеке и все безуспешно, а тут Ваш рассказ)). Как лучик света!)). Буду очень признательна за любую информацию  о садике.

Спасибо!

    • 0

Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

рассуждансы

жалость «Оправдывать свою гадость души физическими страданиями и внешними стрессами от родных - да, это можно понять, но это ВЫГОДНО. Большинство тех, кто болеет долго и тяжело, становится энергетическим вампиром всех окружающих, дико жалея себя и всеми силами заставляя других делать тоже самое. Во время жалости подпитка идет очень мощно. Если с подпиткой и нужным им отношением напряг, включается ненависть - вы меня не понимаете, вы такое не испытывали, вы сволочи уже за то, что здоровы. На ненависть идет мгновенный отклик ненависти, многие ведутся и кормушка не оскудевает. Стандартный набор рядового вампира. Так можно прожить долго и очень долго, пока несчастные жертвы-доноры будут это терпеть из чувства долга и правильности. Но свет души на этом тратится неслабо и доноры могут взбунтоваться или стать тоже вампирами и начать разводить мучителя на эмоции, на ту же ненависть, чтоб хоть как-то пополнить запасы»«- где грань между состраданием и жалостью? - Разная конечно. Почему говорят: не унижай жалостью? Да потому что жалость, прижать к себе человека, погладить по головушке, «бедненький ты несчастненький, плохо тебе поди» - это конкретно опустить его, это своими словами и своим сознанием внушить ему, что он действительно бедненький, что все плохо и остается только скулить на луну. Это не мобилизует сознание на подъем на выход из этого состояния, это заставляет закапать слезки из глазок, как трудно жить и опуститься до скуления на луну. И что сделал тот, кто пожалел? Он опустил своей жалостью другого до уровня скулящей собаки, а сам с высоты своего восприятия уже сможет управлять скулящим, как нравится. Вот тебе и подоплека жалости. Многие вампиры намеренно заставляют окружающих себя жалеть, бьют на жалость разными слезливыми историями, и когда жертвы попали, очень классно питаются вытекающей из них скулящей эмоцией жалости… И периодически жмут на нужную кнопку у тех, кто рядом… Рядом со мной в одной квартире живет малыш 2,5 лет и понятно, что периодически он падает или стукается обо что-то и ему больно, и приходит в слезах плакаться маме. Если я в это время рядом, мы с мамой вообще не обращаем внимания на его слезки – ушибся, ну и ладно, ерунда какая, вот посмотри… И переключаем его на что-нибудь. Или просто посмеемся, что из-за такой мелочи ты еще и слезки льешь… А ребенок не видит жалости и через минуту уже улыбается. Нет смысла сидеть в таком состоянии, иначе никогда до воина не подняться, своя боль будет всегда важнее того, что происходит с остальными."»

предательство

"Нет предательства и нет обмана вообще. Если свое Я выставить на первый план, то обидно, когда ты человека присвоил и построил планы на будущее, а человек потянулся за тем, что ему выгодней и интересней и отказался от тебя. Т.е. твоя проблема лишь в том, что ты присвоил подарок от Бога, а это не было твоим, но осознавать это больно. А проблема того, кто нашел что-то повыгоднее общения с тобой, что система ценностей этой незрелой души пока простенькая, и материальное ставится на более высокую ступень, чем красивые высокие чувства. Никто не виноват, прошло столкновение двух реальностей, двух систем ценностей и каждый получил свои уроки . Ты – как отдавать, не требуя ничего для себя и как не присваивать. Она – что кроме материальной выгоды есть нечто, что не измеришь деньгами и украшениями, и оно цепляет душу на столько сильно, что душа начинает перестаиваться и вопреки привычному ценности все же меняются. Так что не думай про вину."

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.