Давно много читала про эту систему, но вживую увидела (и прожила) на семинаре в Бишкеке.
Что же там эдакого? Изумительного и красивого, отчего душа даже взрослого человека раскрывается и окрыляется, как по мановению волшебной палочки?))) Всё))) мне удалось поучаствовать в вальдорф-семинаре и посмотреть вальдорфский детский сад
принцип обучения "вдох-выдох". Т.е. у детей есть занятия, но они обязательно сменяются расслабляющей деятельностью
Например, в начальной школе 1.5ч идет основной урок, а остальную часть школьного дня (до 13-14ч) дети посвящают "выдоху" - рисованию, эвритмии, рукоделию, пению, танцам и тп. При этом "основной" урок проходит не только за партой, а тоже через пение, движение, сказки и тому подобные, близкие ребенку вещи.
обучение длится "эпохами" - эпоха математики, англ, русского и так далее. Эпоха длится 3-4 недели, и повторяется через 3-4 мес (идет повторение и усвоение нового материала)
а вот расписание детсада:
"Свободная игра" - это очень интересная часть дня: дети сами играют друг с другом в разные игры, строят из мебели домики, распределяют роли. Кто-то в это время может присоединиться к воспитателю и заниматься рукоделием или рисованием.
В вальдорфе очень важно понятие ритма - ритм "вдох-выдох" делает жизнь ребенка предсказуемой. Это не только режим дня. Это ритм года:
Апрель: сеем, проращиваем, ухаживаем за растениями и наблюдаем.
Май: закладываем сад и создаем жизненное пространство.
Июнь: экспериментируем с растительными красками, сами готовим молочные продукты и собираем лекарственные травы.
Июль: живем в согласии с четырьмя стихиями — водой, землей, воздухом и огнем.
Август: от зерна к хлебу.
Сентябрь: перерабатываем урожай.
Октябрь: плетем корзины.
Ноябрь: работаем с воском.
Декабрь: рождественские ясли из природных материалов.
Январь: шерстяная мастерская.
Ритм дня мягкий, одна деятельность сменяет другую плавно - через песенки: песенка для завершения игры, песенка для уборки, для мытья рук, для одевания и тп.
Сказки, очень много сказок, воспитательница рассказывает одну сказку в ежедневно в течение недели (5 дней). Маленьким это развивает память, взросликам позволяет уловить несколько смыслов. Старшие дети могут показывать сказку самостоятельно.
Сказки бывают не только кукольные (кукол и игрушки воспитательницы делают сами, иногда им в этом помогают родители)
Группа разновозрастная: 3-6 лет, в основном в ней 25-30 деток. Вальдорф-система выстроена гармонично, благодаря правильной организации занятий и пространства дети в такой группе социально гибкие, отзывчивые и заботливые.
Рукоделие: много-много творчества с природными (и не только) материалами. А еще - рисование, театр, эвритмия, лепка из глины.
Много музыки - музыкальные сказки, пение, хороводы
Безоценочная система воспитания: Если отношения конкуренции разобщают детей, то отношения общности и причастности друг к другу и к общему делу связывают их. Они не сравнивают себя с другими, не пытаются превзойти их и доказать своё превосходство. Поэтому успехи и достоинства товарищей не воспринимаются как собственное поражение а, напротив, радуют и вдохновляют. При этом каждый ребёнок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность.
Экологическое воспитание - ребенку прививается бережное отношение к природе и ко всему живому.
Вальдорф-сад очень близок ребенку, т.к. полностью совпадает с детской психологией. Он гармонизирует и расслабляет детей, которые с пеленок привыкли к бешенному ритму современной жизни. Очень многое из вальдорфа было и в нашем детстве: куча песка, глины, воды, компании сверстников, сказки, минимум телевизора (в саду его вообще нет), пение, частушки, поделки из травы и листьев, лазание, бегание и прыгание... Но наше детство осталось позади, а современным детям оно, такое же богатое и гармоничное, нужно все больше...)))
Даже работа с подростками с применением вальдорф-методик оздоравливает, выравнивает, пробуждает их, поломанных семьей и школой.
В Алмате есть центр (сад-школа) с элементами вальдорф-педагогики, но как там всё устроено - сказать пока не могу, т.к. сама не была и не видела))) В целом вальдорф-педагогика гармонична, если выстроена верно. И в то же время в ней, как и в любой системе "человек-человек", всё зависит от педагога
Педагогов в Мск готовят на специальных 2хгодичных семинарах, после чего они могут работать в вальдорф-садике или школе.
про мск центр "Путь зерна" можно почитать здесь
пс если бы не наш закон об образовании, я бы организовала такую школу дома. Но смысл подобной школы - не только в гармоничном развитии, но и, что еще важнее - в социализации, умении договариваться со сверстниками, трудиться и веселиться))) а для этого нужны другие дети...)))
а в феврале-марте что делают?