Двоюродная сестренка 25-ти лет от роду собралась замуж, причем с парнем встречалась месяца 3, встречалась громко сказано, виделись раз 5 и то в мечети, остальное время по телефону общались, она читает намаз, он тоже. Почему то родственники жениха торопились и очень хотели поженится до НГ. Наши схватились за голову, но делать нечего, если молодежь настаивает, согласились, вроде парень неплохой, из соседнего аула. Пришли к нашим, куда тусуге (сватовство), одели серьги, состоялась официальная помолвка, обговорили сроки.
По казахским традициям вначале должен быть коржын той (что то вроде калыма, но не такой масштабный), затем узату той (проводы невесты). Решили делать в один день, коржын принесли в обед домой, а вечером узату в кафе, кафе тоже громко сказано, т.к. в том ауле котором они живут зданий приспособленных для того, чтобы принять более 50 гостей практически нет, только бывшее здание дома культуры (далее по тексту ДК).
Когда я приехала в аул, первое, что сказала мне мама, посмотри на этот ужас который она купила как платье на узату. Пошла посмотрела и в самом деле ужас, невеста купила можно сказать мешок, но не то, чтобы мешок, а абсолютно не облегающее фиолетовое атласное платье, с длинным рукавом и до пят, ну такое которое носят с хиджабом. Ладно из-за него все переругались, т.к. тетя (мать невесты) и моя мама, сказали, что им стыдно выдавать ее в таком наряде, что люди могут подумать, что мы купили лишь бы отвязаться, предлагали невесте купить тогда казахский нормальный, нарядный костюм, она отказалась, но раз невеста настояло на нем, так и быть. Все, что могли отстоять, это то, чтобы она не одевала платок, т.к. пока хиджаб она не носит (только во время намаза), средний братишка (тоже читает намаз) настаивал, чтобы она все же одела хиджаб, но его уже мы не слушали. Когда приехала из Аты подружка невесты, у нее тоже был шок от платья, т.к. она чувствовала себя совсем неуютно, т.к. ее платье, довольно выше колен и она на их фоне будет смотреться совсем не очень, но после того как прошел шок, сделала прическу невесте (она парикмахер), приговаривая, что все будут смотреть на прическу и платье никто не заметит . Потом я обнаружила в шкафу симпатичную болерошку, предложила накинуть на платье, вроде стало смотреться не так убого (дело не в том, что платье длинное и не обтягивающее, но его вобщем видеть надо, моя апашка такие носила). Плюс ко всему узату должен был быть халал, безалкогольный, только кумыс. Было немного не уютно, т.к. не знали как все пройдет и как воспримут все наши родственники.
Теперь опишу мероприятия (вдруг кому интересно):
Коржын той. Родственники жениха были приглашены к 2-м часам, мы усилено готовились чтобы накрыть стол и купить подарки по указанному ими списку (родственнику жениха также был предоставлен список). Кудалар (сваты) должны были прийти в составе 16 человек, мы на всякий случай приготовили подарки на 19 человек.
А теперь засада, во-первых они опоздали (а у нас в 17.00 кафе), во-вторых пришли они в гораздо большем составе, что означает, что подарков на всех не хватит.
Вобщем приехали, аркан вроде натянули, денег с жениха взяли, сели, их приветствовали наши авторитетные родственники. Полить масло в огонь невеста не разрешила, мотивируя, тем что хоть это и казахская традиция, но она не мусульманская, а от шаманства осталась (из-за этого тоже вышел спор между невестой и ее матерью, что это уже сектанство какое-то, что это наша традиция и т.п.). Сели за стол, развлекал тамада, пел песни на домбре, поели закусок, салатов, вынесли беш, каждому мясо по рангу как положено, самому уважаемому из родственников жениха вынесли голову, получили корымдык, потом жениху тос (грудинку), за этот почетный кусок (означает, что теперь всегда в доме родителей жены он может рассчитывать на жирный кусок), так же был снохам вручен корымдык. Вывели невесту показать родственникам, снова корымдык . Под конец вынесли куйрык-бауыр (кусочки печени и курдюка), что означает, что теперь две семьи породнились (они его обязательно должны еще и съесть и дать корымдык). Короче корымдыков очень много и их получают в основном женегелер (снохи).
Пока старики заседали, молодежь съездила в мечеть, неке киюге, там меня не было, но насколько я знаю, это, что-то вроде регистрации в мечети, где молла перед аллахом дает согласие на брак и жених должен пообещать невесте махир – подарок (забыла спросить, что пообещал подарить жених).
После того, как эта часть традиций закончилась, перешли к раскрытию коржына, открыли только одну часть, там сладости и кит (раздаются подарки близким родственникам невесты, каждому по рангу и списку), я стала обладателем золотого кольца с изумрудом, правда больше на 2 размера . Потом мы им, официально вручили только серьги его матери, подарки жениху, его сестре и отцу, остальное решили просто показывать, не называя имен, т.к. некоторые были бы наверно не довольны (есть такое если не достанется обида на всю жизнь), позволив родственникам жениха самим решать кому что, раз уж пришли больше чем заявляли. Потом быстренько поехали в ДК (вот нафига спрашивается надо было делать в один день), время уже 18.00 (аха уже на час опоздали на собственное мероприятие), но поскольку опоздания для казахским мероприятий обычное явление, народу было немного.
Узату той. ДК был украшен, столы заботливо накрыты, тамада, оператор и фотограф на месте. В здании было жутко холодно, т.к. система отопления уже старая и такое большое здание нормально не отапливалось, мы сжимались от ужаса, как гости смогут сидеть трезвыми в таком холоде (помните же безалкогольная). Еще где то полчаса ждали всех гостей, потом под музыку и песню пригласили жениха с невестой. Когда все сели, оказалось, что сидят все впритык, приглашено было 80 человек (включая нас), на всякий случай накрыто было на 90. Но еще не приехали родственники из Аты, человек 5 и не сели мы человек 10, стали в срочном порядке готовить еще один стол, а дозаказать нельзя, т.к. во-первых, это не ресторан и во-вторых, там система такая, называешь количество народу, что хочешь, чтобы приготовили, они перечисляют сколько нужно продуктов и накрывают, получается мы берем в аренду зал, оплачиваем услуги поваров и официантов. К тому же, никто практически за ними не следил, т.к. все готовились к коржын тою и некого было туда послать, они накрыли ровно на указанное количество и якобы не осталась ничего на добавку из салатов и закусок.
Отправили сестру домой, за теми закусками и салатами которые остались дома, в общем успели накрыть еще один большой стол для опаздывающих из Аты и нас. Ну думаем, можно и нам теперь сесть, фиг там, пришли друзья жениха, вот какого фига спрашивается надо приводить на чужое мероприятие, да да считается, что это наш праздник и они должны приходить в строго определенном ими заранее количестве и только близкие его родственники (человек 20 максимум), а звать чуть ли не всех родственников и еще и друзей приглашать они не должны были, друзья жениха могут приходить только на свадьбу, которую устраивает жених. Короче родственники да и сам жених подвели нас конкретно, т.к. в общей сложности, их пришло на человек 15 больше чем должно было быть (мы терь горим местью прийти к ним человек 30 гы гы), к тому же еще и другие наши аульские пришли без приглашения (не говоря уже о детях). Ну ладно гостей всех кое-как разметили (хорошо хоть посуды и стульев хватило), а мы сами бродили по залу. Что интересно, мною замечено, что в Аты чаще всего остается еще свободные столы, а в аулах всегда не хватает…
Самое примечательно, что было на этом мероприятии, это тамады (не знаю как в множественном числе пишется их 2-е было), т.к. они были молодые, задорные, всем подряд слово не давали, в смысле вызывали всех по списку, но шутливо, не по хамски давали слово только 2-м, 3-м из толпы (а выходят по человек 10). Проводили конкурсы различные, шутливые, пели песни, танцовщики зажигали своими танцами (тавтология кажись). На первое беш, перерыв, танцы, во время танцев самым активным дарили подарки, там была одна женщина, она так красиво танцевала кара жорга, аж на грязный пол опускалась на колени. Если кому интересно, что за танец и песня можно здесь посмотреть
http://www.youtube.com/watch?v=VFQXpXxvBv0&feature=related
После перерыва подали куырдак, потом еще слово нескольким и пора подавать той бастар (это блюда, на которых разложены сладости, платки, отрезы, безделушки), на каждый стол (мне всегда интересно если бастар то почему в конце), гости сами определяют кому, что, потом каждый собирает, в разложенные заранее пакеты, саркыт (доля с дастархана: мясо, сладости, баурсаки, фрукты).
Теперь по традиции в самом конце (вроде главное до 11 часов) расстелили ак-жол (белая ткань символизирующая чистую белую дорогу) и все близкие родственники невесте встали по краям ткани, под руку невесту берут женгешки (снохи), она прощается с родителями и родственниками, обычно это сопровождается слезами невесты и ее близких (самый младший братишка, хоть и 20 лет отроду, плакал навздрыв), жених в это время уже ждет в машине. Теперь с невестой должны поехать женгешки и посмотреть на дом куда везут невесту, решили, что поедет одна женгешка, подружка невесты и я. Сели в машину и поехали, главное, чтобы невеста не оборачивалась назад.
Приехали в соседнюю деревню к жениху домой, там нас уже ждали гости с шашу, платком на невесту и накрытым столом. Пришлось еще сидеть и там, к нам присоединились жених и его друзья. Дом жениха оказался довольно сносным, 4 комнаты, посидели пообщались (вынос моска был нереальный, т.к. во-первых, на казахском, а я в нем не сильна, а во-вторых говорили об исламе), жутко хотелось спать, болело все тело, т.к. на узату не присела вообще, но мы должны были откушать горячее. Смотрю на сестренку, а у нее в глазах начал появляться ужас (она жестами показывает типа давайте сбежим), т.к. она нигде кроме дома не была, чаи не готовила, во-вторых, с женихом даже не целовалась, не говоря уже и о предстоящей брачной ночи (они же неке кию сделали, так, что уже можно ). После того, как были соблюдены все формальности, вручены в дорогу еще подарки (вы бы видели тот костюм который мне передали ), пора было ехать домой и тут я расплакалась, мне ее стало так жалко, как она в чужом доме, как она будет вставать по утрам (хотя и встает в 6 на утренний намаз), все ли сложится с почти незнакомым ей человеком. Родственники жениха начали прикалываться, типа басына келсын, потом, осознала, что нельзя с таким тяжелым сердцем отпускать, к тому же жениха выбрала она сама, успокоилась и мы поехали домой (к родственникам). Дома предстоял еще рассказ, что и как прошло, в часа 4 утра легли спать.
Оказалось, что это еще не все и на следующий день должны прийти еще гости, т.к. будет кыздын ольтырысы (жертва во имя девушки). Я лично благополучно спала до 12 часов (меня городскую решили не трогать), а наши уже зарезали барана и почти накрыли на стол. Пришли соседи и родственники (не много человек 10-12), открыли вторую часть коржына и раздали его содержимое. Все, что я сделала на этом мероприятии это прополоскала посуду и с чувством выполненного долга по-быстрому, не дожидаясь утра и своих родителей, свалила в Аты, благо полтора часа езды.
Надеюсь вам было интересно и я вас не утомила, своим подробным рассказом