Перейти к содержимому

- - - - -

Ноябрьская прогулка с волками.

Опубликовал: Stas-S, 27 Февраль 2011 · 752 Просмотров

Эти необычные события произошли в ноябре 2005 года. Я сразу хотел все это описать в виде путевых заметок или отчета, но все как-то не складывалось. Много эмоций, впечатлений не позволили зафиксировать те события по горячим следам. С течением времени все как-то «утряслось» и возродилась потребность написать этот маленький очерк.
Как обычно, провозившись с государственными экспедициями все лето, я не успел сделать самое интересное по своей теме. Очень хотелось сфотографировать древние рисунки обнаруженные на скалах урочища Кагалы-Бастау. Освободившись от обязательных дел, я собрался в Кагалы-Бастау.
Планировалась рядовая коротенькая экспедиция на четыре дня. Но некоторые обстоятельства делали эту экспедицию более сложной и интересной. Во-первых, ранняя и холодная осень, шел ноябрь месяц и ночные температуры переваливали заметно за минус. Во-вторых, ехать пришлось одному, так как во всех ВУЗах уже начались занятия. И третье обстоятельство – поездка совершалась на велосипеде. Сейчас, когда я планирую провести велосипедную экспедицию в январе, та поездка кажется обычной. Но тогда я ехал на стареньком «Старт-шоссе», у меня не было легкой палатки, и был огромный геологический спальный мешок, который весил больше половины всего груза. Ко всему я еще плохо знал этот район и источники воды.
В общем, на машине меня довезли по трассе до русла Ащису и я, нагрузив несчастный «Старт-шоссе», поспешил к месту назначения. Темнеет в ноябре быстро, но мне удалось добраться до места еще засветло. В городе как-то об этом не задумываешься, но, оказавшись в диком месте в одиночестве, вдруг вспоминаешь о волках, которых в тех местах много. Но одно дело, слушать волков в большом лагере из трех – четырех палаток, и другое одному ночью и без палатки вообще. Не успел я подумать о волках, как меня приветствовал далекий вой. Пришлось отложить плитку с чайником и заняться строительством крепости. В степи туго со строительными материалами. Я решил свить гнездо из сухих стеблей. Расчет был на то, что если волк полезет, то громкий хруст выдаст его присутствие, и я, проснувшись, буду орать, что бы его отпугнуть. В голове на двух камнях я установил велосипед, который по замыслу должен был отпугивать тех самых волков.

Закончив строительство, я вновь разжег плитку и спокойно предался долгому ужину. Волчьи голоса стихли, все успокоилось. Наступила тихая, холодная и невероятно звездная ноябрьская ночь. Хотелось сидеть так до утра, но холод и усталость погнали меня в спальный мешок. Только я немного согрелся, как стали раздаваться шорохи и множество других странных звуков. Наконец, всякая неопределенность исчезла. С восточной стороны подошли три волка. Они не приближались и вероятно, не собирались нападать. Но я этого не знал, и почему-то уснуть не получалось. От малейшего шороха я просыпался и долго вслушивался в темноту, определяя, где находятся хищники. Так волки кружили вокруг моего гнезда несколько часов и ушли. Уснуть я смог только под утро, но выспаться не получилось из-за холода. Все покрылось толстым слоем инея, скорее напоминавшего снег.
Кое-как отогревшись горячим чаем, я успокоился и полез на скалы с фотоаппаратом. Отлично поработав и перекусив, я успел даже немного отдохнуть до наступления темноты и главное холода. По мере приближения темноты настроение стало меняться. Очень не хотелось еще одну ночь каждую минуту ожидать нападения волков. И тут мне вспомнилось описание из книги чешского биолога. Он, изучая волков, помечал территорию и волки за эту «границу» не заходили. Терять мне было нечего, и я решил проверить, как это действует на практике. Два дополнительно выпитых чайника должны были придать мне силы. Уже темнело, когда я закончил помечать территорию. И этот метод сработал! Ни один волк не переступил невидимую черту. Но выспаться все равно не удалось. По неопытности разметку территории я провел слишком близко от своего гнездышка. При такой близости волков, сон как-то не шел. Хоть я и был уверен, что нападать они не станут.
Толком не выспавшись, я отработал еще пол дня и направился на север. Нужно было пополнить запасы воды и выбираться в сторону трассы. Была короткая дорога на юг, но там не было воды, а у меня осталась одна литровая бутылка. На север я пробирался до темноты, но где-то пропустил нужный проселок. Так на ночь, глядя, я оказался неизвестно где. Искать дорогу в темноте бесполезно, и я решил возвращаться. Проехав мимо Кагалы-Бастау, можно было добраться до заброшенной кошары. Воды там конечно нет, но в двух километрах от кошары был ручей. А в самой кошаре можно было укрыться от ветра и волков.
Южная дорога шла под уклон, и я рассчитывал проехать быстро. Но в темноте эта дорога-тропинка оказалась не такой быстрой. Загруженный велосипед на шоссейных колесах глубоко проваливался в грунт. Так что спуск не многим отличался от подъема. Все же мне удавалось разогнаться до 15 км в час. И на одном из таких скоростных участков, свет фонарика вырвал из темноты стремительную фигуру волка. Инстинктивно я притормозил, и волк перескочил на левую сторону от тропы. Он так и бежал немного впереди слева. Переезжая очередной лог, и резко развернув руль влево, я увидел еще несколько фигур волков. Оказавшись на прямом участке, я насчитал двенадцать волков. Мой эскорт состоял почти из всей стаи! На фоне светлой сухой травы волчьи фигуры выделялись четкими черными контурами. Первым желанием было сбросить груз и умчаться от опасных соседей. Но, вспомнив, что они развивают скорость за 70 км в час, я от этой идеи отказался. На такой тропе, на скорости в 30 км в час легко было бы свернуть шею. Взяв себя в руки, я поехал медленнее. Стая так же сбавила скорость. Они просто бежали по левому склону параллельно моему курсу.
Около часа мы двигались вместе. Волки не проявляли никакой агрессии. Но, первое время мне было страшно. Достаточно было одному хищнику прыгнуть и все! Я даже не успел бы вытащить ноги из туклипсов, упал бы как связанный велосипедом и грузом. Осталось бы только горло передавить одним сжатием челюстей! Но волкам было интересно за мной наблюдать. Видимо, этой ночью они уже поели. Отбросив яркий образ собственного падения и поедания, я успокоился. И посмотрел на удивительных хищников новым взглядом. Я больше не ощущал себя дичью. Я сам стал если не волком, то, по крайней мере, не менее сильным хищником (это я себе льстил). В какой-то степени мы стали союзниками. Не останавливаясь, я начал разговаривать с волками. Они не отвечали, но я чувствовал, что договор о ненападении подписан.
Волки отстали только за двести метров до кошары. Оставив у кошары велосипед, я пошел к ручью. Волков нигде не было. Дорожка к ручью шла в узком ущелье. Сам ручей находился под огромными реликтовыми ивами. Эти гигантские деревья и днем вызывают трепет, а ночью потрескивание их огромных сухих ветвей действует восхитительно. У самой воды меня чуть не хватил удар. Слева, всего в паре шагов раздалась такая смесь тявканья воя и рычания, что душа ушла в пятки. Неужели волки все же решили меня прикончить? Но это была всего лишь лисичка. Эти красивые шустрые зверьки умеют издавать ужасные звуки!
Благополучно вернувшись к велосипеду, я заночевал в кошаре. Но здесь удача от меня отвернулась. Во-первых, огромные дыры и отсутствие крыши плохо защищали от холода. Во-вторых, почти вскипевший чайник я умудрился опрокинуть. Сильно выругавшись, я вновь обулся и побрел к ручью. Набрал воду, обругал сову, которая решила меня напугать, и вернулся к газовой плитке. Но проклятая плитка отказывалась работать. Так провозившись еще час, я лег спать, без чая. Вместо чая для согрева пришлось допить последние 30 грамм коньяка.
Утром проклятую плитку доставать не стал. Готовил на костре, благо возле кошары было много деревяшек и мусора. Закончив очень поздний завтрак, я благополучно выбрался на дорогу и медленно покатил в сторону асфальтовой трассы. Километров за десять до трассы, что-то заставило меня остановиться. Осмотревшись, я увидел, что два волка вышли меня провожать. То ли они хотели убедиться, что этот «ненормальный» покинул их владения, то ли что-то еще. Но редко эти серые хищники так открыто появляются днем. Они остановились далеко, наверное, метров за 400. Я помахал им рукой и покатил в сторону шоссе. На обочине долго ждать не пришлось. Машина за мной приехала точно по графику. Уже в сумерках мы поехали в сторону Бишкекской трассы. Эта удивительная короткая, но эмоциональная поездка закончилась. В городе с зарплаты я купил новую плитку и отличную маленькую палатку.
Теперь волки меня не трогают. Все эти годы они, как и я хранят верность договору. Я всех охотников, которые спрашивают о волках, отправляю в другую сторону. А волки часто подходят к моей палатке или большому лагерю, но не нападают.

• 1

Просто нет слов. Волк хищник, зверь и он может напасть. Но так же они очень благородны. Почитав все очень внимательно, я сделал вывод, что бы понять волка и что то требовать от него, нужно стать волком. :-)
    • 0

22232425262728
2930

Категории

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.