Перейти к содержимому





- - - - -

Родители тоже люди

Опубликовал: Зараза, 21 Май 2013 · 3 574 Просмотров

Начала комментировать в блоге у Радуги про "Родительский эгоизм" и получилось такое количество знаков, что решила вынести в отдельный пост.
Меня позабавило такое большое количество комментариев с аргументацией "Так не бывает, потому что так не бывает" и переходы на личности, когда даже такая аргументация заканчивалась. Видимо, задело за живое.
Конечно же, ни один нормальный родитель не желает своему ребенку плохого. Сознательно. А вот с бессознательным все гораздо сложнее.
Любой человек, и я в том числе, привык считать себя хорошим и, совершая неблаговидные поступки, очень быстро находит себе оправдания и объяснения, дабы не разрушить свою картину мира. Мира, в котором он благородный, честный, добрый - просто хороший человек. А еще в этом мире у него хорошие родители. У кого-то до определенного момента, а у кого-то до конца жизни. В детстве ребенку тупо не с чем сравнивать, и родители по умолчанию хорошие, это его оплот, фундамент, в который он упирается своими неокрепшими ножками. Ну а потом, если есть собственный стержень, пользуемся им и снимаем розовые очки, если же нет, то психика защищает свою целостность как может, пользуясь подручными средствами. Потому что очень сложно принять и признать то, что родители тоже люди, которые совершают неблаговидные поступки. И они, также как и другие, могут быть неумными, склочными, завистливыми, лживыми, равнодушными, злыми и так далее. Это почти также сложно, как принять и признать наличие этих качеств в себе самом.
Сама недавно испытала это в полной мере, когда открытие того, что моя мама такой же живой человек, явилось для меня буквально инициацией. Но именно это помогло мне научиться нормально общаться с ней, не реагируя на ее манеру общаться со мной так же болезненно, как это было раньше. У нас с ней очень сложная история взаимоотношений.
Конечно, далеко не во всех семья все так плохо, как было у меня, есть достаточно благополучные семьи, образованные людьми со здоровой психикой. Но даже там случаются проколы.
- У тебя вечно бардак, ты такой неряха!
- Ты чем думал, когда делал это?
- Ты не должна дружить с этим мальчиком!
- Это вообще не стоит твоих переживаний.
Все эти вроде бы обыденные фразы на самом деле являются критикой, уничижением, давлением и обесцениванием. Их произносят между делом, не задумываясь над тем, что они травмируют психику, потому что ребенок воспринимает их как истину в последней инстанции. И если кто-то начнет настаивать, что его родители ни разу не сказали таких или похожих фраз, значит или он лукавит, или его воспитывали роботы.
А есть тяжелые случаи, когда детей воспитывают люди с покореженной психикой и таких семей большинство. Когда вышеприведенные фразы это самое ласковое, что слышит ребенок. Когда посредством воспитания компенсируются собственные комплексы. Когда его бьют за непослушание, смеются над его страхами, кричат, манипулируют через стыд и вину.
Несколько примеров:
1. "Ты будешь это делать, потому что я так сказал, иначе я тебя накажу" на самом деле следствие заниженной самооценки, которая нашептывает: "ты ничтожество, тебя даже собственный ребенок не слушается"
2. "Ты боишься зайти в темную комнату? Да какой ты мужчина после этого?" полное равнодушие к переживаниям ребенка и нежелание напрячься и помочь ему справиться с ними.
3. "Прекрати ныть, мне надоело твое нытье!!!" чаще всего произносится на повышенных тонах, унижая и отвергая ребенка.
4. "Если ты будешь так делать, все будут смеяться над тобой", "Если ты будешь так себя вести, у меня будет плохо с сердцем" чистые манипуляции, призванные заставить ребенка делать так, как угодно родителю, не желающему заморачиваться аргументацией.
И это еще не самые страшные фразы, которые произносят родители, желающие сделать своего ребенка послушным (читай: удобным), ублажая свой эгоизм, лень и комплексы.
И боже ж мой, как сложно родителю признаться в этом даже самому себе. Куда проще найти себе оправдание, что ребенок непослушный, что проблем много, что все так воспитывают и ничё.
А еще проще делать вид, что этого нет, что так не бывает.

  • 3


Невозможно из ребенка сделать что-то стоящее исключительно пряником. Нереально. Невозможно воспитать человека, потакая всем его капризам и избегая силового воздействия.

мнэээ... выражаясь вашим овечьим языком... а вы пробовали?
    • 1
Вот Топа правильно сказала, что бы быть хорошими родителями достаточно ребёнка просто любить
    • 0
Я вообще удивляюсь - а как мы все выросли? И выросли неплохими людьми. И с родителями у большинства нормальные отношения.

Некоторые выросли неплохими не благодаря, а вопреки :)
Люди не задумываются над тем, что многие их реакции на жизненные ситуации вовсе не являются их собственным мнением, а обусловлены установками, сделанными родителями. Проблемы в противоположным полом, наши внутренние обвинения "ну вечно ты ведешь себя как дура", невозможность честно сказать о своих чувствах, все наши болевые точки - все это является последствиями травмирующего родительского отношения. И я еще не встречала человека без болевых точек.

- У тебя вечно бардак, ты такой неряха! (Так в чем трагичность?)
Трагичность в оценочном отношении к ребенку. Нужно отделять его личность и его действия. Я лично на такие посылы вообще переставала убираться. Какой смысл, если я все-равно "неряха" и бардак у меня "вечно"?

- Ты чем думал, когда делал это? (Очень хороший и логичный вопрос)
А я для меня эта фраза синонимична заявлению "ты тупица". Почему бы не сказать "Ты поступил глупо"? Опять же отделение личности от действий.

- Ты не должна дружить с этим мальчиком! (Кто обращал внимание на подобные фразы? Что? Неужели? Кто-то обращал? Какие вы послушные... А практика показывала, что родители, выдавая подобное, в подавляющем большинстве случаев были совершенно правы. Единственное, пожалуй, тут не помешала бы аргументация - почему не дружить. Почему не делать. Запреты быть должны. Но они должны быть логичными и обоснованными).
Именно, что обоснованными и рекомендательными, а не потому что "так мама сказала, мама лучше знает".

- Это вообще не стоит твоих переживаний. (И если бы она носилась с переживающей по глупости мной, как дурень с писаной торбой - в дальнейшем я вряд ли научилась фильтровать главное).
А не нужно носиться с переживаниями. Иногда нужно просто выслушать и посочувствовать. Ребенок, успокоившись и сам придет к тому, что это не стоит таких слез. Эта фраза обесценивает чувства, которыми делятся и от нее становится еще хуже. Лучше уж молча.

1. "Ты будешь это делать, потому что я так сказал, иначе я тебя накажу" на самом деле следствие заниженной самооценки, которая нашептывает: "ты ничтожество, тебя даже собственный ребенок не слушается"
Имхо, ерунда.
Для кого как. Я считаю, что ребенок имеет право на собственное мнение, в том числе отличное от родительского. И если родителю не хватает интеллекта обосновать свою точку зрения, уважения к ребенку, чтоб прислушаться к его мнению и прийти к компромиссу. Проще и быстрее заставить его силой, заодно потешить свое эго "вот какой у меня послушный ребенок, я ему сказал и он сразу выполняет".

2. "Ты боишься зайти в темную комнату? Да какой ты мужчина после этого?" полное равнодушие к переживаниям ребенка и нежелание напрячься и помочь ему справиться с ними.
Ээээ... вообще слов нет. А если это двадцатый заход в темную комнату?
Да хоть какой. Высмеивание не решит проблему, а только заставит ребенка заткнуть свои страхи поглубже и начать стыдиться их. И, насколько я поняла из Вашего рассказа, Ваша мама как раз не высмеивала, а дала возможность самой справиться.

3. "Прекрати ныть, мне надоело твое нытье!!!" чаще всего произносится на повышенных тонах, унижая и отвергая ребенка.
Это великолепный инструмент манипуляции взрослыми. На него реагировать? Правда что ли?
Да, для начала послушать, чего он хочет, а потом спросить себя, на самом ли деле это что-то сверхъестественное и тогда объяснить, почему "нет", или мы говорим "нет" потому что плохое настроение, лень заморачиваться или исчерпался лимит на "да" и пора уже продемонстрировать родительскую власть.

Невозможно из ребенка сделать что-то стоящее исключительно пряником. Нереально. Невозможно воспитать человека, потакая всем его капризам и избегая силового воздействия.
А речь идет как раз не о прянике и полном попустительстве, а о проявлении уважения к ребенку. Уважения к его чувствам, переживаниям, его мнению, его границам, личностным и территориальным. Что как раз в нашей культуре совсем не принято.
    • 4

бедный шмель. и прочие насекомыши.

Ну почему все жалеют шмелей и прочих насекомых. :( Кто бы меня пожалел... Я же к ним не лезу. Я их вообще за версту стараюсь обходить. Но богомол в моей квартире научил меня телепортации...
Gamma, это не притягивание фактов за уши. Факт, что около 90% в США и около 70% в Канаде учеников в школе используют прописанные психотропные вещества. Факт, что США на 49 месте по грамотности населения. Нет, ну правда - могут ли педагоги страны, где официально запрещены употребления в документах слов "отец" и "мать", научить кого-то как надо воспитывать детей?
Самое интересное, пост Заразы очень классно лег на мою семью. В моем поколении нас трое - мы с сестрой и кузина. Я - старшая. И мне доставалось по полной программе, включая витамин Р. В 90% случаев - за дело. Меня воспитывали жестко. И за это я безумно благодарна. Кузина была тем самым нытиком, с которым носились. И ковшик с ледяной водой был в моем исполнении - в ответ на очередную истерику "хочу вишню", которую ей нельзя из-за аллергии. Ей потакали. Она привыкла, что все в жизни происходит так, как она считает нужным и правильным. Из-за этого у нее проблемы с мужем, который, удивительно, имеет свое мнение. Ну и сестренка - ей можно было все. Ее не наказывали, не воспитывали. Она - замечательная и чудесная. Но... это "но" между нами. И я точно знаю, что своих детей я не буду воспитывать как ее, создавая максимально комфортную атмосферу с минимум родительского воздействия.
    • 0
Зараза, я очень много в последнее время читала про все эти отделения личности от действия. Про то, что нельзя давать оценку и так далее. И с моей точки зрения подобный подход воспитывает существо, совершенно за себя не отвечающего. Нет, не поступок плохой, а человек поступил плохо. Или, нет, не поступок хороший, а человек поступил хорошо. Человек отличается от животного свободой выбора, но и ответственностью за свой выбор. Подход отделения личности от действия ответственности не научит. Личность - это вся совокупность деятельности человека: его мысли, его слова, поступки, реакции и так далее и тому подобное. Разграничение убивает ту самую личность. Которую лично я ценю превыше всего.
    • 0

Gamma, это не притягивание фактов за уши. Факт, что около 90% в США и около 70% в Канаде учеников в школе используют прописанные психотропные вещества. Факт, что США на 49 месте по грамотности населения. Нет, ну правда - могут ли педагоги страны, где официально запрещены употребления в документах слов "отец" и "мать", научить кого-то как надо воспитывать детей?

какова связь между уровнем грамотности, назначением психотропных веществ и идеей о том, что предлагается бережно относиться к чувствам ребенкам, немного ограничивать свою родительскую власть?
кто-то приводил пример: а попробуйте со взрослыми поговорить так, как иногда разговаривают с детьми их же родители. Кто это выдержит?
    • 1
Между уважением чувств ребенка и потаканием ему - огромная пропасть, не так ли?
По-моему, здесь никто не призывал к отсутствию правил в семье.
    • 0

Зараза, я очень много в последнее время читала про все эти отделения личности от действия. Про то, что нельзя давать оценку и так далее. И с моей точки зрения подобный подход воспитывает существо, совершенно за себя не отвечающего. Нет, не поступок плохой, а человек поступил плохо. Или, нет, не поступок хороший, а человек поступил хорошо.

Не совсем так. Именно, что человек поступил плохо, но это совсем не значит, что он априори плохой.
Отделение личности от действия это различия между сообщениями:
ты глупый - ты поступил глупо
ты слабый - ты не справился в этот раз
ты упрямый - ты не согласен с моим мнением
ты свинья - у тебя грязно
первое ярлык, а второе констатация факта.
    • 1
Некоторым людям прежде чем категорично критиковать чьи-либо методы воспитания не мешало бы сначала испробовать на реальной практике хоть одну из них. Расскажу свою историю.
Моя мама - антипедагог. Стиль воспитания - авторитарно-деспотический. Я ее люблю, но разумом понимаю, что в вопросах воспитания она - это что-то ужасное.
Мне удалось вырасти более-менее нормальным человеком (со своими тараканами в голове) не благодаря, а вопреки. Я маму считаю великим антиучителем моей жизни. Она великолепный образец того, как не надо поступать, как нельзя воспитывать.
А вот с моими детьми такие номера, что она проделывала с нами - хрен прокатят. Конечно, наверняка я не знаю, но экспериментировать с психикой своих детей мне не хочется. Я стараюсь быть хорошей матерью: уравновешенной, уважающей ребенка как личность, но, поверьте, иногда я не могу сдержаться и не прикрикнуть или даже не треснуть разок. Иногда просто слов недостаточно. Иногда доходит только после моего свирепейшего выражения лица. Иногда вообще не доходит. При этом, дети у меня не глупые, самостоятельные, свободолюбивые и часто удивляют меня пониманием каких-то сложных вещей.
И, честно скажу, нет у меня никакой системы. Могу и треснуть, если по-другому не понимает. Хотя, до этого не поленюсь десять раз сказать, попросить, разъяснить. И вывода у меня никакого нету. Дай бог, вырастет из них что-то хорошее. Просто воспитываю детей как бог на душу положит, руководствуясь ситуацией, интуицией и личным опытом. Хотя, есть вывод: 1) не всегда от некорректного воспитания получаются плохие и несчастные люди; 2) корректное воспитание не гарантирует никому счастья... 3) А какое воспитание вообще корректное (самое правильное)?
Сумбур какой-то вышел, но, может, кому-то что-то будет понятно))
    • 1

Между уважением чувств ребенка и потаканием ему - огромная пропасть, не так ли?
По-моему, здесь никто не призывал к отсутствию правил в семье.

Кстати, все хочу привести один пример и услышать авторитетные мнения родителей на этот счет. Ребенку 4 (я его знаю косвенно, он живет по соседству у подруги за городом), скоро будет 5 лет. У него неподдельный интерес к животным. Он пытается их поймать, вскрыть и посмотреть что там внутри. Животные любые, от насекомых до котят, с кем он может справиться.
Как быть в этой ситуации? Вдруг этот его интерес признак чего-то хорошего и в будущем он превратиться в гениального хирурга. Но с другой стороны, такой интерес может быть и признаками маньяка. Как тут быть? Как проявить потакание, уважение и пустить его качества в нужное русло?
а что говорит, для чего делает?
    • 0
Говорит, что интересно посмотреть что внутри. А на то, что делает больно животным, он не реагирует, не понимает этого.

Я этого ребенка только по рассказам подруги знаю, мельком видела пару раз. Она с местными мамами общается, те делятся своими проблемами. А мне просто этот ребенок запомнился, потому что не каждый познает животный мир вот так.

Моя мама - антипедагог. Стиль воспитания - авторитарно-деспотический. Я ее люблю, но разумом понимаю, что в вопросах воспитания она - это что-то ужасное.

Моя мама была такая же. Причем, если со мной она была деспотом, то на мою сестру вообще не обращала внимания - даже не знаю, что хуже. Но вы знаете, что интересно, она очень хорошая бабушка. Прямо как из мультиков - и пирожки, и подарки, и сказки, и пикники, и Лего собирает часами с ним, и все на свете. Если когда-нибудь я скажу сыну, как она воспитывала меня, он, наверное, решит, что я брежу. А как ваша мама с внуками?
    • 0

Моя мама - антипедагог. Стиль воспитания - авторитарно-деспотический. Я ее люблю, но разумом понимаю, что в вопросах воспитания она - это что-то ужасное.

Моя мама была такая же. Причем, если со мной она была деспотом, то на мою сестру вообще не обращала внимания - даже не знаю, что хуже. Но вы знаете, что интересно, она очень хорошая бабушка. Прямо как из мультиков - и пирожки, и подарки, и сказки, и пикники, и Лего собирает часами с ним, и все на свете. Если когда-нибудь я скажу сыну, как она воспитывала меня, он, наверное, решит, что я брежу. А как ваша мама с внуками?

Такая же фигня. Бабушка из нее отличная: и добрая, и терпеливая, и побаловать - пожалуйста. Если я начинаю сурово разговаривать с моими пацанами (а спокойные замечания до них не всегда доходят), она смотрит на меня с укоризной (!)....
Изумляться устала, привыкла. К хорошему-то привыкнуть легче))
    • 0

Нет, ну правда - могут ли педагоги страны, где официально запрещены употребления в документах слов "отец" и "мать", научить кого-то как надо воспитывать детей?

я согласна, система там просто аховая. Поэтому туда точно не переедем)))
у нас то же самое сейчас происходит сейчас
- не говорит ребенок - таблеток отсыпят
- агрессивен - к невропатологу, ноотропы пропишет
- "гиперактивный" (психиатрический диагноз, его может поставить только дет. психиатр, на деле ставит любой невропатолог) - таблеток ему, и побольше.
А причины такой повальной задержки речевого (и прочего) развития, лже-СДВГ, агрессивности и тп - как раз от незнания потребностей ребенка: вместо адекватной разрядки энергии происходит ее консервирование, а после этого - и взрыв

смысл обобщать? в США полно шизофреников, но это не значит, что там вообще нет социально полезных людей :)
Есть они. Книги пишут. Семинары проводят. Но одно дело - книгу прочесть, другое - ее применить, когда ребенок валится на пол и орет, как оглашенный.
У нас тоже есть прекрасные педагоги вроде Амонашвили и Щетинина, но в целом система образования просто ужас. Есть прекрасные врачи, но в целом система здравоохранения еще хуже, чем учёба :faceoff:

есть методы воспитания, которые работают независимо от того, кто их описал. Потому что придумали их уже давно, не в США и не в другой любой стране. Это просто общечеловеческие подходы, которые позволяют детям и родителям построить гармоничные отношения.
    • 1

Но вы знаете, что интересно, она очень хорошая бабушка.

внуки это первые дети)))
    • 0

Кстати, все хочу привести один пример и услышать авторитетные мнения родителей на этот счет. Ребенку 4 (я его знаю косвенно, он живет по соседству у подруги за городом), скоро будет 5 лет. У него неподдельный интерес к животным. Он пытается их поймать, вскрыть и посмотреть что там внутри. Животные любые, от насекомых до котят, с кем он может справиться.
Как быть в этой ситуации? Вдруг этот его интерес признак чего-то хорошего и в будущем он превратиться в гениального хирурга. Но с другой стороны, такой интерес может быть и признаками маньяка. Как тут быть? Как проявить потакание, уважение и пустить его качества в нужное русло?


Говорит, что интересно посмотреть что внутри. А на то, что делает больно животным, он не реагирует, не понимает этого.

Я этого ребенка только по рассказам подруги знаю, мельком видела пару раз. Она с местными мамами общается, те делятся своими проблемами. А мне просто этот ребенок запомнился, потому что не каждый познает животный мир вот так.

4-5 лет - достаточный возраст, чтобы понимать возможность боли от физического воздействия, как, например, порез. Имхо, это тревожный признак и родителям надо обратить на это пристальное внимание. Не хотелось бы делать преждевременные выводы, тем более, что всегда (хочется верить!) есть возможность обратить что-либо во благо. Где-то я читала, что некоторые жестокие убийцы по астрологическим картам имели шансы стать выдающимися хирургами. Также, ознакомившись с биографиями более, чем десятка маньяков, могу сказать, что в детстве у некоторых из них были аналогичные наклонности: интерес к "внутреннему миру" животных, сопряженный с абсолютной нечувствительностью к их страданиям.
Все-таки, будем надеяться, что этот ребенок - будущий замечательный врач :smoke:
    • 0

внуки это первые дети)))

а еще мальчик ведь))) даже моя доча замечает, что бабушки больше любят братика.
    • 0

Прямо как из мультиков - и пирожки, и подарки, и сказки, и пикники, и Лего собирает часами с ним, и все на свете.

моя мама тоже так себя ведет со внуками :) а вот свекровь - нет.
    • 0

Не совсем так. Именно, что человек поступил плохо, но это совсем не значит, что он априори плохой.
Отделение личности от действия это различия между сообщениями:
ты глупый - ты поступил глупо
ты слабый - ты не справился в этот раз
ты упрямый - ты не согласен с моим мнением
ты свинья - у тебя грязно
первое ярлык, а второе констатация факта.

Здесь я согласна. Нельзя оценивать человека в целом по его отдельным поступкам, тем более ребенка. Надо смотреть на совокупность. А так, и умные, бывает, тупят и чистюли гадят))))
    • 0

Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
22232425 26 2728
2930     

Последние комментарии

Категории

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.