Как играть с ребенком (автор П.Л.Ж.).
Итак, я часто пишу и говорю о том, что играть с ребенком нужно увлеченно, с интересом и что это является важным условием развития ребенка, пробуждения его интереса к окружающему.
И не менее часто я слышу в ответ: я не умею играть с ребенком, я не понимаю, как сделать игру интересной, я не могу с увлечением укачивать куклу, мне проще организовать занятие с ним.
Действительно, трудно представить себе взрослого, который с интересом катает мяч или строит башенку из кубиков. Если же он это делает только потому, что так "нужно" ребенку, то тот очень быстро начинает чувствовать эту "натужность" действий и тоже теряет интерес к игре. Казалось бы положение безвыходное...
Представьте себе, что вы уехали из города, где родились, и где прошло ваше детство, но периодически посещаете его по делам. В этом приезде нет ничего нового и интересного, так - рядовое событие.
Но вот вы приглашаете очень близкого вам человека посетить этот город вместе с вами. И все меняется: вы замечаете перемены, которые произошли вокруг, вам становится интересным ходить вместе по улицам и дворам своего детства. Вы знакомите своего друга с тем, что вас когда-то привлекало, что было дорого, вам важна и значима его реакция на все, что вы предложили ему, как часть себя.
Вы, наверное, уже догадались, к чему я веду
Играя с малышом, вы знакомите его с новым удивительным миром. Это для нас понятно, что колокольчик, который мы спрятали в коробку, продолжает существовать, а для малыша это открытие.
Это для нас кошка, лежащая на солнце – обыденное явление, и нас раздражает тот факт, что ребенок замер, при виде нее и не идет с нами в магазин так быстро, как нам этого хочется. И мы забываем, что для него – это встреча с живым непостижимым существом.
Это для нас горький плач младенца выглядит как истерика, как способ манипулировать нами, а для него это единственный способ поделиться с нами своей болью, одиночеством, обидой.
И вот, когда мы отвлечемся от своих важных дел и увидим этого маленького человечка, который ждет не только ухода, но и понимания, уважения к себе, когда мы увидим его жесты, взгляды, поймем, как много он хочет и может сказать нам, тогда игра в мяч или постройка башни обретет для нас новый смысл - это станет тем пространством, где произойдет наша встреча с малышом.
А если эта встреча произойдет, то в награду мы получим замечательный дар - увидеть этот мир обновленным, как город вашего детства,с которого я начала свой рассказ.
И именно то, как меняется малыш, как он познает новое, как учится делать то, что еще вчера было ему недоступным, будет питать наш интерес к играм и общению с ним. Мы увидим не примитивные и неинтересные для нас игры, а то, как малыш движется по пути познания, как за три года раннего детства он меняется от беспомощного новорожденного до ребенка, осознающего свои желания, умеющего объяснить чего он хочет (если его слушают и слышат), отстаивающего свои права и границы.
Это самый интенсивный и быстрый этап перемен в жизни человека. И как нам не трудно, мы должны успевать за этими переменами, не отрицать их, не тянуть ребенка назад, нам необходимо меняться самим.
Вот как-то так
Итак, я часто пишу и говорю о том, что играть с ребенком нужно увлеченно, с интересом и что это является важным условием развития ребенка, пробуждения его интереса к окружающему.
И не менее часто я слышу в ответ: я не умею играть с ребенком, я не понимаю, как сделать игру интересной, я не могу с увлечением укачивать куклу, мне проще организовать занятие с ним.
Действительно, трудно представить себе взрослого, который с интересом катает мяч или строит башенку из кубиков. Если же он это делает только потому, что так "нужно" ребенку, то тот очень быстро начинает чувствовать эту "натужность" действий и тоже теряет интерес к игре. Казалось бы положение безвыходное...
Представьте себе, что вы уехали из города, где родились, и где прошло ваше детство, но периодически посещаете его по делам. В этом приезде нет ничего нового и интересного, так - рядовое событие.
Но вот вы приглашаете очень близкого вам человека посетить этот город вместе с вами. И все меняется: вы замечаете перемены, которые произошли вокруг, вам становится интересным ходить вместе по улицам и дворам своего детства. Вы знакомите своего друга с тем, что вас когда-то привлекало, что было дорого, вам важна и значима его реакция на все, что вы предложили ему, как часть себя.
Вы, наверное, уже догадались, к чему я веду
Играя с малышом, вы знакомите его с новым удивительным миром. Это для нас понятно, что колокольчик, который мы спрятали в коробку, продолжает существовать, а для малыша это открытие.
Это для нас кошка, лежащая на солнце – обыденное явление, и нас раздражает тот факт, что ребенок замер, при виде нее и не идет с нами в магазин так быстро, как нам этого хочется. И мы забываем, что для него – это встреча с живым непостижимым существом.
Это для нас горький плач младенца выглядит как истерика, как способ манипулировать нами, а для него это единственный способ поделиться с нами своей болью, одиночеством, обидой.
И вот, когда мы отвлечемся от своих важных дел и увидим этого маленького человечка, который ждет не только ухода, но и понимания, уважения к себе, когда мы увидим его жесты, взгляды, поймем, как много он хочет и может сказать нам, тогда игра в мяч или постройка башни обретет для нас новый смысл - это станет тем пространством, где произойдет наша встреча с малышом.
А если эта встреча произойдет, то в награду мы получим замечательный дар - увидеть этот мир обновленным, как город вашего детства,с которого я начала свой рассказ.
И именно то, как меняется малыш, как он познает новое, как учится делать то, что еще вчера было ему недоступным, будет питать наш интерес к играм и общению с ним. Мы увидим не примитивные и неинтересные для нас игры, а то, как малыш движется по пути познания, как за три года раннего детства он меняется от беспомощного новорожденного до ребенка, осознающего свои желания, умеющего объяснить чего он хочет (если его слушают и слышат), отстаивающего свои права и границы.
Это самый интенсивный и быстрый этап перемен в жизни человека. И как нам не трудно, мы должны успевать за этими переменами, не отрицать их, не тянуть ребенка назад, нам необходимо меняться самим.
Вот как-то так