Перейти к содержимому

- - - - -

Поход на Копалы или экскурсия на «дикий Запад». (Сентябрь 2010 года).

Опубликовал: Stas-S, 27 Февраль 2011 · 570 Просмотров

Небольшое урочище в горах Анрахай привлекло мое внимание несколько лет назад. Чабаны рассказывали о наскальных рисунках и древних курганах в урочище Копалы. Но не было известно, где это странное место находится. На космических снимках в этом регионе ничего не видно, а на старых генштабовских картах изображены дороги, исчезнувшие 20 – 30 лет назад. Около года я подбирался к загадочному урочищу, пока удалось обнаружить старую дорогу уходящую в нужном направлении. Я не знал ни расстояние, ни насколько близко дорога подходит к ущелью, поэтому приготовился к недельной экспедиции.
Последний магазин остался почти в 100 км от места моего старта, на железнодорожной станции Копа, поэтому велосипед пришлось загрузить основательно: палатка, спальник, одежда, продукты на неделю, плитка, посуда и запас воды на сутки.
До места старта, меня довезли друзья на джипе. В Каракыре мы заночевали, потом пол дня я провозился с чертежом кургана и выехал уже около пяти часов вечера. Только я поднялся в долину, как пошел мелкий дождик. Около пятнадцати километров пришлось ехать под сильным ветром и постоянно усиливающимся дождем. Но перед заходом Солнца дождик немного стих и я, свернув в сторону, решил остановиться на ночлег. Не хотелось ставить палатку и готовить еду под дождем. Спрятавшись от ветра в небольшом логу, с удивлением обнаружил, что остановился на древнем поселении. В прошлом году я работал в этом месте, делал топографическую съемку и фотографировал наскальные рисунки. Но из-за ветра и дождя совершенно не узнал местность. А дальше предстояло ехать по незнакомой территории. Едва успел поставить палатку, как пошел сильный дождь. Вылезать из палатки и готовить еду не хотелось. Перекусил сухим пайком, запил все чаем из термоса, и лег спать.
Утром не вылезал из палатки, пока дождь не кончился. Потом началась большая просушка. Везти на затяжной подъем мокрую палатку и одежду совершенно не хотелось. Пока все сушилось, приготовил еду и основательно подкрепился. Выехать удалось уже почти к обеду. Но погода успокоилась. Несмотря на заметный подъем и частые поиски дороги, к вечеру удалось добраться до входа в ущелье. Все приметы указывали, что это и есть таинственное урочище Копалы. Усталость от пройденного подъема улетучилась. Я, затаив дыхание, с высоты осматривал извилистое скалистое ущелье. Наверное, в урочище следовало въезжать утром, но до темноты было еще часа два – полтора и я устремился вперед.
Скалы возвышались такой громадой, что осмотреть их удавалось только в бинокль. Огромные ярусы с каменными плитами тянулись на сотню метров вверх и километры вдоль ущелья. Чтобы найти здесь рисунки, нужен целый отряд и скалолазное снаряжение. Сделав несколько фотографий, я проехал еще пару километров. Обнаруженный большой ручей, подтвердил верность моего предположения, это действительно было урочище Копалы. Других ручьев более 300 метров в длину ни в долине, ни в горах Анрахай нет даже на генштабовских картах.
Ущелье то сужалось, сдавливая проселок, то расширялось. В расширяющихся участках росли какие-то большие кустарники и даже деревья. Пару раз я едва смог переправиться через заболоченные разливы ручья. Наконец у большого расширения путь мне преградил ручей. Уже темнело, а глубина и ширина ручья требовали разуваться и перетаскивать нагруженный велосипед. Я остановился в нерешительности. С одной стороны хотелось разведать, что там дальше? Но, с другой, - еще час назад следовало остановиться и заняться обустройством ночлега. От размышлений меня отвлекло необычное представление.
Местные чабаны устроили что-то непонятное. Один – загонял скот высоко на вершины скалистых сопок, двое других наоборот пытались собрать скотину в круг на равнине. Еще двое носились на лошадях между ними. Это было бы интересно наблюдать, если бы в этот момент не прозвучали выстрелы. Чабаны стреляли друг в друга! Тот, что был на вершине ближайшей сопки, оставил разбежавшуюся по вершине скотину и помчался в мою сторону. Пока я соображал, он приблизился и, придержав коня, выстрелил. Хорошо, что охотничья хлопушка на такое расстояние не бьет. Тут стало не до философствований и я, развернувшись, пустился наутек. Почему-то раздавшийся мне вдогонку новый выстрел и топот коня не придали оптимизма. Так появилась возможность испытать свой спринтерский рывок на нагруженном туристическом велосипеде. И, рывок получился отменный. Преследовавшего меня чабана отвлекла серия выстрелов в боковом отщелке. Это дало мне возможность скрыться.
В мягкой почве отлично просматривались следы велосипеда. Я, намотав несколько петлей вокруг больших кустов, выскочил на каменистый участок. Убедившись, что мои следы не видны, я спрятался и решил ночевать в урочище, пока меня будут искать на выходе из ущелья. За много лет экспедиций я ни разу не встречал агрессивного поведения чабанов, ну а что бы они стреляли друг в друга, это вообще что-то невообразимое! Обычно угоняют скотину или возвращают угнанный скот профессионалы, они никогда зря не стреляют. У таких боевиков оружие нарезное многозарядное и кони другие. Ну а такое поведение совершенно не типично ни для этих мест, ни для чабанов вообще. Все это не могло продлиться долго. Я был уверен, что скоро все стихнет. Но на всякий случай от разведения огня пришлось отказаться. Как не жалко было тратить газовый баллон, но выбирать не приходилось. Еду готовил без дыма на газовой плитке. Весь вечер продолжались странные разборки и выстрелы. Но мое убежище не обнаружили, а может, и не искали? Последний выстрел прозвучал где-то около полуночи.
На утро я успокоился, решив, что «разборки» закончились. Мимо по дороге вполне мирно проехал всадник. Но только я расслабился, как этот всадник, выхватив двустволку выстрелил два раза по правому склону и, не останавливаясь стал перезаряжать ружье. Решив дальше не испытывать судьбу, я быстро собрал палатку и навьючил велосипед. Дождавшись, когда все звуки прекратились, я выскочил на дорогу и помчался подальше из урочища. На выходе, осмотрев несколько древних рисунков, решил возвращаться. Исследование урочища Капалы пришлось перенести на 2011 год.
Я рассчитывал вернуться до базового лагеря за один день, но не получилось. Ехалось почему-то тяжело. Еще много времени потерял у гостеприимных геологов, потом отдохнул в реликтовой ивовой роще. В общем, темнота застала меня в пути. Свернув с проселка в степь, спрятался за сопкой и поставил палатку. Ночевать пришлось на северной границе не очень спокойной и приятной долины Карой. Но все было на удивление спокойно, ни людей, ни волков, только печальные и задумчивые крики странной ночной птицы.
На следующий день я без приключений добрался до начальной точки маршрута в урочище Каракыр. Здесь отдохнув, решил возвращаться в город. Терять треть дня не хотелось, и я поехал на трассу Кольшенгель – Таргап. В селе Карабастау, встретил начальника охраны Тамгалинского музея-заповедника Нурахана. Поговорили на удивление быстро. Так, не задерживаясь в селе (магазина там все равно нет), проехал дальше по трассе. Отъехав от села около десяти километров, свернул в сторону скалистых сопок в поисках удобного места для ночлега. Место оказалось отличным. От трассы меня скрывала терраса и кусты, а какой открылся вид! Внизу бесконечная степь, и трасса, по которой раз в пару часов проезжает машина. Вокруг скалистые сопки, а вверху упавшее на землю звездное небо.
Уже давно остыл чайник, а я все не ложился, слушал ветер, любовался потрясающей сентябрьской ночью. Где-то справа подошел волк. Но приближаться он не стал. Так посидели, посмотрели друг на дружку, и он ушел. Стая так и не появилась, больше этой ночью никто меня не беспокоил.
Утром с попутным ветром докатил до Бишкекской трассы. В Таргапе перекусил и покатил в сторону Алматы. Ветер теперь стал встречно-боковым, и скорость продвижения значительно упала. Проехав 97 км, в этот день до Алматы я так и не доехал. Уже за селом Самсы мне на встречу попались двое велосипедистов на шоссейных велах без груза. Уже темнело. Ехать по ночной трассе не хотелось и, отъехав в сторону на полтора километра, я поставил палатку.
На утро, после завтрака, меня обнаружил чабан. Он очень удивился, что это я ночую в степи за 70 км от города. Я объяснил, что не захотел ехать ночью, и вопросы закончились. Уже к обеду я вернулся домой. Только дома прокручивая все события этой экспедиции, я по-настоящему удивился странной перестрелке в урочище Копалы. Тогда было не до философских рассуждений, нужно было спасаться. А вот сейчас меня все терзает вопрос, а что это все-таки там происходило такое? Но ответ я узнаю, если повезет, только следующим летом, когда организую новую экспедицию в урочище Копалы.

• 0

22232425262728
2930

Категории

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.