Перейти к содержимому





- - - - -

Куле Вампе, или кому принадлежит мир? (1932)

Опубликовал: FL1, 01 Декабрь 2009 · 270 Просмотров

Фильм "Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt? (Куле Вампе, или кому принадлежит мир?)" (1932).
Первый и последний фильм, выпущенный в Германии до 1933 года, открыто пропагандировавший коммунистическую идеологию. Музыку к фильму написал Ганс Эйслер, над сценарием работал Бертольт Брехт, одну из главных ролей и две песни в фильме исполняет Эрнст Буш.
Ввиду долгой борьбы с цензурой премьера фильма состоялась сначала в Москве 14 мая 1932 г., а затем в Берлине - 30 мая 1932 г.

"Куле Вампе" (в переводе "прохладное брюхо") - это реально существовавший палаточный лагерь недалеко от Берлина. Он находился на южном берегу Большого Мюггельзее и назывался таким образом, потому что берег там был пузатый, а вода была прохладна даже летом, так, во всяком случае, говорит путеводитель "Müggelheimer Bote". В 1913 г. он возник как база отдыха, во время мирового кризиса он служил примитивным домашним очагом для тех, кто уже не мог оплачивать аренду жилья. Съемки проходили в районе этого лагеря. На момент съемок, 1931 год, там проживало около 300 человек. Многие из них снимались в качестве статистов в фильме.

Другой вариант понятия "Куле Вампе" ("прохладное брюхо") – подразумевает ничто иное как "пустой живот".


Фильм можно посмотреть на сайте http://video.google.com на немецком языке, а также на немецком языке с английскими субтитрами:

1). "Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt?"
http://video.google....04215337859336#
1:08:31
Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt? ist ein proletarischer Film aus der Zeit der Weimarer Republik. An seiner Erstellung arbeitete unter anderem Bertolt Brecht mit. Regisseur war der Bulgare Slátan Dudow, der kurz zuvor eine Art Dokumentarfilm über die Wohnverhältnisse der Arbeiterklasse in Berlin gedreht hatte. Entstanden ist der kommunistische Film unter massivem Zeitdruck und politischer Repression.

2). "Kuhle Wampe (with english subtitles)"
http://video.google....676152094085175
1:08:31
Kuhle Wampe - To Whom Does the World Belong? - Whither Germany? ENGLISH SUBTITLES VERSION Kuhle Wampe ( the full title is Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt) is a German feature film, released in 1932, about unemployment and left wing politics in the Weimar Republic. The title refers to a tent camp in the countryside near to Berlin. The script was conceived and written by Bertolt Brecht. He also directed the concluding scene: a political debate between strangers on a tram about the world coffee market. The rest of the film was directed by Slatan Dudow. The impact of this black and white film is enhanced by the cinematography of Gunther Krampf and a musical score by Hanns Eisler.

Большим событием в истории немецкой кинематографии стал звуковой фильм "Куле Вампе", сценарий которого написали Бертольт Брехт и Эрнст Оттвальд. Поставил картину талантливый режиссер Златан Дудов. Революционная классовая направленность этой картины, трактующей трагическую тему безработицы в Германии, была так ярко выражена, что хозяева Веймарской республики не на шутку встревожились и еще до выхода картины в свет наложили на нее вето. Мотивировка - "отчетливо выраженная коммунистическая тенденция, угрожающая жизненным интересам государства и общества".

Эта полицейская акция была встречена протестами со стороны рабочего зрителя и художественной интеллигенции Германии. Во всех левых органах печати появились заявления, резко осуждавшие запрещение фильма, требующие пересмотра постановления политической цензуры. В результате длительных переговоров между различными ведомствами и авторами фильма из него были изъяты наиболее социально острые сцены, и в таком урезанном виде фильм вышел на экраны. Успех картины был сенсационным. Финальная "Песня солидарности", которую по ходу действия поет Буш вместе с объединенным рабочим хором, была немедленно подхвачена зрителями и вскоре стала самым популярным "шлягером" в стране. Г.Ш.


Фото. Бертольт Брехт (в кресле), Ганс Эйслер (стоит слева) и Златан Дудов (стоит справа) во время работы над фильмом "Куле Вампе", 1931 г.
Изображение

Одновременно с репетициями «Матери» Брехт, Эйслер и сценарист Эрнст Оттвальд работают над кинофильмом «Куле Вампе, или кому принадлежит мир». Это фильм о горестных судьбах безработных, о трудном быте рабочей окраины, о боевых содружествах революционной молодежи, о необходимости революционной борьбы. С экрана звучит песня Брехта – Эйслера, призывающая к солидарности. Запевает Эрнст Буш:

...Чье же утро это утро?
Чей же мир этот мир?

Фильм завершается диалогом. «Кто же изменит этот мир?» – «Те, кому он не нравится».
Министерство внутренних дел и министерство культуры запрещают демонстрировать этот фильм, так как он «призывает к сопротивлению государственной власти... угрожает жизненно важным интересам государства... Призывает к перевороту, к насилию... и завершается призывом изменить мир».
Брехт и Эйслер настойчиво требуют отменить запрет, их поддерживают не только коммунисты, но и социал-демократы и демократическая интеллигенция. Все, кто видел «Куле Вампе», считают, что это лучшее произведение немецкого звукового кино. Подавляющее большинство исполнителей не профессиональные артисты, а молодые рабочие, спортсмены, но они превосходно играют самих себя, и правда их поведения становится художественной правдой. Немецкая лига борьбы за права человека организует демонстрации протеста. Правительство вынуждено уступить, но цензура кромсает ленту. Брехт и его друзья отстаивают каждый кадр.


Вторая песня, исполняемая Бушем в фильме (сцена спортивных соревнований):

Brecht und Eisler illustrieren sie akustisch mit dem
»Sportlied«:
»Kommend aus vollen Hinterhäusern /
Finstern Straßen der umkämpften Städte /
Findet ihr euch zusammen /
Um gemeinsam zu kämpfen. /
Und lernt siegen.«.

Брехт и Эйслер иллюстрируют их акустически "спортивной песней":
»Пришедшие из наполненных задних дворов /
темных улиц борющихся городов /
вы вместе находитесь/,
чтобы бороться вместе /
И учиться побеждать.«


Кадры из фильма.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В интернете есть также версия с русским переводом (Перевод: Любительский (одноголосый))

http://www.kino-xa.r...t-die-welt.html
Куле Вампе или Кому принадлежит мир / Kuhle Wampe, Oder wem gehort die Welt
Год выпуска: 1932
Страна: Германия
Жанр: драма, пропаганда
Длина фильма: 1:08:38
Режиссер: Златан Дудов
Актеры: Герда Тиеле, Марта Вольтер, Лили Шёнборн, Эрнст Буш, Адольф Фишер
Краткое описание: Германия, последние годы Веймарской республики, глубокий экономический кризис, массовая безработица достигшая 5 млн. человек. Все члены берлинской рабочей семьи Бенике теряют работу. Сын, не выдержав, покончил с собой. За неуплату арендной платы всю семью выселяют из квартиры. Друг дочери приглашает их жить к себе, поставив им палатку, в дачном поселке Куле Вампе.
Доп. информация: Фильм является ярким образцом коммунистического пропагандистского кино последних лет Веймарской республики.
Бертольд Брехт, автор сценария, принял активнейшее участие в создании этого фильма, работая и на съемочной площадке.
Режиссер фильма Златан Дудов, болгарин по национальности, но еще ребенком переехавший с родителями в Германию, учился кинематографическому искусству в СССР. Это был его второй фильм, до прихода нацистов к власти он успел снять три фильма. С приходом нацистов к власти был вынужден уехать за границу. После войны продолжал работать режиссером и автором сценариев в ГДР, погиб в автокатастрофе в 1963 г.
Первоначально фильм был запрещен цензурой под тем предлогом, что он чернит, во-первых, президента республики, во-вторых, административные порядки и, в-третьих, религию. В доказательство первого обвинения приводился эпизод, где "вынужденные правительственные меры", исходящие от Гинденбурга, толкают сына на самоубийство; вторым обвинением служили кадры, изобличавшие тогдашние методы выселения из квартиры и показывавшие, что Фриц равнодушно относится к запрещению абортов; третьим обвинением выступали кадры, изображавшие голых молодых людей, нырявших в воду, в то время как звонили церковные колокола.
Однако благодаря выступлениям многих деятелей искусств запрет на фильм был снят.
В массовке снимались участники таких левых организаций, как "Рабочий спортивный союз", "Театральное содружество рабочих" и "Хоровое общество берлинских рабочих".

Герда Тиеле, актриса, сыгравшая Анну, основной претендент на роль секс-символа немецкого кино начала 30-х годов. После прихода нацистов к власти, ей было предложено сыграть в нацистских пропагандистских фильмах (в том числе, например, и в «Ганс Вестмар»). После её решительного отказа ей было запрещено с 1935 г. сниматься в кино и работать в театре вообще. Но до 1935 г. она успела сняться в нескольких картинах, в том числе сыграла и главную роль в фильме «Дневник женского врача» (в котором, кстати, впервые появилась в эпизодической роли и Ротраут Рихтер ). В 1937 г. Герда выехала в Швейцарию, вернулась в Германию в 1947 г., с 1967 г. вновь начала сниматься, в том числе и в знаменитом немецком детективном телесериале «Телефон полиции 110».
Эрнст Буш – известнейший пролетарский певец и музыкант – в этом фильме исполнил знаменитый «Марш солидарности».
Адольф Фишер, сыгравший роль коммуниста, друга Герды (подруги Анны), после 1933 г. продолжал играть в кино, снялся, в том числе и в фильме «Штукас». После войны снимался в антинацистском кино.
Фильм очень интересен и тем, что политическая пропаганда в нем практически не задевала главных противников Коммунистической партии Германии в борьбе за власть – национал-социалистов (в фильме лишь раз упоминается нацисты, верней их печатный орган газета «Фолькишер беобахтер»). Это очень серьезная ошибка компартии в начале 30-х годов (поддержанная и Коминтерном). Считалось, что пролетариат, в связи с его интернациональной сущностью, отвергнет нацизм. Поэтому главным врагом коммунистического движения представлялись левоцентристские и центристские партии. И именно против них в основном направлено острие критики фильма (сцена помолвки, в поезде).


http://www.kinozapiski.ru/article/246/

По поводу юридического исхода своего конфликта с постановкой Пабста Брехт написал свое главное эссе о кино — «Процесс о “Трехгрошовой опере”». На следующий год он взялся за единственный кинопроект, которым он занимался от начала до конца: именно Брехт стоит у истоков фильма «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» («Kuhle Wampe oder Wem gehort die Welt?», 1932) молодого режиссера болгарского происхождения Златана Дудова. Брехт сам (вместе с Эрнстом Оттвальтом и Дудовым) пишет сценарий, участвует в кинопроизводстве, присутствует на съемочной площадке. Эта независимая и хрупкая затея дарит подлинное счастье работы над фильмом. Эпизод начала (человек на велосипеде отправляется на поиски работы) — торжество брехтовской драматургии (без единой фразы диалога) и звукового контрапункта; он противостоит чисто орнаментальным «монтажным эпизодам», которые, как отголосок былой славы, появляются у режиссеров, сформировавшихся в немом кино (например, в «Сальто мортале»/«Salto mortale» Дюпона). Фильм «Куле Вампе» — изолированный случай радикальной эстетики кино (чувствующейся в игре актеров), он доказывает живой интерес писателя к кинематографу. В «Куле Вампе» речь идет о классовой борьбе в Германии в современную эпоху, чего нет ни в одном законченном произведении Брехта в то время. Это одновременно и вершина «пролетарского фильма», и его безжалостная критика — со всеми схематическими или душераздирающими историями об обретении сознательности, свойственными жанру; к нему относятся «Поездка матушки Краузе за счастьем» и «Бухгалтер Кремке»/«Lohnbuchhalter Kremke» Марии Хардер, 1932 (где маленький человек тоже доведен кризисом до самоубийства). Самоубийство безработного в «Куле Вампе» показано без всякого эмоционального участия, «как будто он овощи чистит» (упрек сметливого цензора). Фильм делает акцент на иллюзиях, которые якобы помогают жертвам кризиса выпутаться: «Куле Вампе» — название палаточного лагеря под Берлином, где живут лишившиеся собственности мелкие буржуа, перенесшие туда свой образ жизни и слушающие по радио военные марши. Беременная героиня сталкивается с афишей и песенкой из фильма студии УФА «Не повторится любовь» («Nie wieder Liebe»). Авторы противопоставляют всему этому коллективную организацию, спорт, массовый досуг и политическую агитацию. Во время финальной дискуссии в метро молодые активисты приводят свои аргументы реформистам, националистам и аполитичным персонажам; «слепое пятно» фильма — отсутствие какого бы то ни было особого указания на нацистскую угрозу. Поведение главного героя и героини опредляется обстановкой безработицы, мелкобуржуазной моралью и пафосом борьбы, в которую они в итоге включаются.



  • 0



X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2017 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.