Мой рассказ про четырех абсолютно разных людей, разных профессий и интересов, которые, тем не менее, нашли друг друга благодаря любви к путешествиям и страсти к активному виду отдыха на велосипеде. Илья из Москвы и трое парней из Бишкека, Ринат, Марат и Данил решили объехать Иссык-Куль вокруг.
Байки тоже были разные, Илья ехал на спецзаказовском
«титанике», хардтейл оборудованный багажником, на котором крепились велоштаны объемом 60 литров, в которых помещались все необходимые вещи, начиная от шоколадки, кончая ноутбуком. Еще Илья тащил рюкзак приличных размеров. На вопрос Рината, зачем столько вещей? Марат шуточно ответил за Илью: «Когда ты в Москву приедешь, у тебя столько же будет!»
Марат ехал на стремительном «капроновом» шоссейнике POLYGON, из вещей рюкзак со всем необходимым и нотник. И еще умудрялся работать во время поездки, поэтому не мог ездить с нами на «радиалки» в ущелья.
Ринат управлял легким и надежным Giant Trance X2, установил на него багажник, который крепится на подседельный штырь, кстати, такой был и у меня. Хочу сразу сказать, что девайс так себе… Как не затягивай его, все равно крутится на расколбасной дороге, груз все время съезжает. Написано что предел 10кг, но грузить больше 5 на него даже страшно. Тем не менее, багажник хоть и плохо, но справился со своей задачей, разгрузив спину от лишнего груза, что не мало важно в длинной дороге.
Я по традиции ехал на Fuji Thrill LT2 который не раз радовал меня на быстрых спусках по камням и грунтовке, но из за веса в 15-16кг. заставлял потеть на подъемах.
Сначала планировали поездку из Алматы на ИК через Озерный и Кок-Айрык, и состав участников был другим. Но из за непоняток которые устроили погранслужбы Казахстана и Киргизии решили отказаться от этой затеи. Конечно можно было бы проскочить, но рисковать не хотелось тем более когда один из участников из России. Поэтому пересмотрели маршрут.
Планы были такими:
Приезд на поезде из Биша в Балыкчи и педалово до Чолпон-Аты. Два-три дня в Чолпон-Ате с заездом в ущелье напротив города, так же Григорьевское, Семеновское.
Далее день посвещался трассе до Каракола. В Караколе пару дней, с заездом в Алтын-Арашан и горнолыжную базу. Была еще мысль посетить Жеты-Огуз, но не судьба...
Следующий этап – это переезд в Каджи-Сай и там уже остановка на 3-4 дня. С посещением Соленого озера, Барскаунского ущелья и рейды в ближайшие ущелья.
Ну все по порядку…
1-го Августа в 5 утра встречаю самолет, на котором прилетел Илья. Перед ним приземлился Аэробус с Турции из которого выходило очень много людей с туристическими байками из Европы, которые так же хотели покатать вокруг ИК и по всей Киргизии. Илья пишет смс что с ним летит пол самолета с байками и с такими же планами. Самое поганое что, на всех европейских и американских авиалиниях лисапед провозится бесплатно, как спротинвентарь, типа лыж, сноуборда, теннисной ракетки. На наших же авиалиниях за лисапед платишь как за перевес, так что не советую летать например в Новосибы с ДХ велом! Перевес в 20кг. это жестко!
Немного не выспавшийся из дверей появляется Илья. Теплые приветствия, садимся в машину, едем в город. Первые лучики солнца начинают проявлять снежные вершины гор на темно-синем небе. Илья заворожено смотрит на прекрасный пейзаж:
Полагаю, это Тянь-Шань?! С блеском в глазах спросил он. Илья впервые в нашей стране и никогда не видел столь величественных гор. Один день в Бише, покупка необходимых вещей, обмен денег, встреча всех участников и обсуждения поездки. Далее заехали с Ильей на горки выше автокинотеатра, у него полный экстаз от катания! Даже таких горок не найти в Подмосковье, одна равнина и лес. Что же будет с ним на ИК?
Всем четверым выдвинутся из Бишкека не получалось, у всех были разные обстоятельства. Поэтому решили что я с Ильей едем раньше и оседаем в Чолпон-Ате, ждем остальных. На следующий день приезжает Марат, а еще через день Ринат.
В 6 часов утра садимся на велы и едем к жд вокзалу. Воскресенье, совсем нет машин, приятная утренняя прохлада настраивает на позитивный лад. Все-таки едем отдыхать и кататься на одно из самых красивейших мест в мире! Поезд подали точно по расписанию в 6.40, грузимся в последний вагон, велы ставим в закрытый тамбур. Стоимость билета 70 сом + 70 за лисапед. Очень даже приемлемая цена. Хоть и едет поезд около 4 с половиной часов, получаешь от поездки удовольствие, не давясь в маршрутках как килька в банке, и лисапеды не надо разбирать! На поезде Боомское ущелье видишь в другом ракурсе. Около 12 прибываем в Балыкчи, обедаем лагманом и рвемся в бой!
Надо сказать что промежуток от Балыкчи до Чолпон-Аты хоть и был самым коротким в нашем путешествии, оказался самым беспонтовым. Очень много машин и очень узкая дорога! Нас то и дело сгоняли на гравий любители обгонять по встречной, так же шарахались от больших грузовиков, которые проезжали в сантиметрах от нас. Перед самой Чолпон-Атой у меня стали появляться судороги, хз от чего, даже регидрон не помогал. Вообщем допилили до дома, теплый душ и два литра пива смыли весь негатив. Поход на пляж и бодрящие воды Иссык-Куля полностью растворили усталость.
Показатели: Балыкчи ж/д вокзал – Чолпон-Ата дом - 84км. Средняя скорость – 21 км/ч. Время в седле – 4ч. Затрачено 3055 калорий.
На следующий день хозяин нашего гостевого дома как раз решил купить барашка в селе Григорьевка. И любезно предложил добросить нас до шлагбаума в ущелье на своей Советско Министерской чорний волга! Собрали велы, и поехали вверх. Ущелье просто потрясающее по красоте! Плохо что в целях заработать денег, местные понаставили за каждым камнем юрты с закуской и через каждые десять метров предлагают сфотаться с беркутом. Тем не менее это не испортило общее впечатление от поездки. Хотели подняться до перевала и спуститься в Семеновское ущелье, далее на трассу, но дождь смешал все карты. Укрылись под высокой елью, вскипятили чаю. Время шло и мы уже не успевали совершить переход и с этого места решили вернуться назад, так как еще надо было вернуться в Ч-Ату и встретить Марата. Стоило только спуститься на трассу гром, молнии и дождь остался в ущелье и стало припекать курортное солнышко. Ехать из Григорьевки в Ч-Ату легко и быстро, так как 70% дороги идет под горку и можно без труда на некоторых участках держать скорость около 40км/ч. Как раз когда заехали в Ч-Ату встретили Марата. Он проделал тот же путь что и мы вчера из Балыкчи, только затратил он почти на час меньше.
Показатели: Григорьевское ущелье, вверх от шлагбаума, потом вниз и в Чолпон-Ату домой – 44,14км. Средняя скорость – 25,4 км/ч. Время в седле – 1ч.44мин. Затрачено 2126 калорий. Макс. набор высоты 2560 нум.
Следующий день – вылазка в ближайшее ущелье, по дороге покатушка по парку петроглифов. С утра немного болят колени, при подъеме боль стала усиливаться. Мне пришлось вернуться на базу, чтобы не травмировать себя дальше, ведь завтра предстоит педалово в Каракол, а это 150км. Илья не смотря не на что поехал дальше до упора, любовался лесами на крутых склонах, до нитки промок под дождем, доехал до конца ущелья где стоит последняя кошара, 2600 нум, угостил высокогорных жителей «Бабаевским» шоколадом, что привело их в восторг и помчался вниз получив кучу адреналина от довольно опасного даунхилла! Туда сюда вышло около 40км.
И тут подъехал Ринат, наш четвертый участник пробега, который затратил от Балыкчи 4 часа ходу.
5 Августа 8 часов утра, выдвигаемся в Каракол уже в полном составе. Ночью шел дождь, на улице прохладно, что очень даже радует, чем пилить под палящим солнцем целый день. Мокрый песок отлетая от покрышек щекочет ноги. Одним махом минуем Бозтери и сразу поток машин становится практически нулевым! Самые курортные места пройдены, видно по количеству людей и автомобилей. Местные пацанята кричат вслед: «Хелоу, хелоу!» Видимо привыкли что на великах в шлемах и с большими сумками катают только иностранцы. Услышав в ответ русское «здарова!» делали круглые глаза, и продолжали кричать привет, привет! Вообще местное население реагирует на байкеров очень дружелюбно на всем побережье!
После Комсомола дорога почти все время идет в горку, вплоть до Семеновки, откуда начинается спуск почти до Фрунзенского, далее вверх и вниз и перед самим Караколом два подьемчика. Марат на трассе естественно чувствует себя как форель в Иссык-Куле. На своем капроновом шоссейнике со словами «я отъеду на десятку или на двадцатку» удалялся в точку за горизонт. И ждал потом нас по полчаса.
Сделали остановку на обед в селе Кутургу часа в 3 дня, спустились к берегу, варили пельмени в кане на горелке, заваривали бешбармак из бичпакетов и крепкий чай с шоколадом. Купались в озере, которое уже не такое как в Чолпон-Ате. Более пресное и мутное, но теплое. Набравшись сил, едем дальше. Каракол уже видно на том берегу, хоть до него еще около 45км. Пару раз в районе Тюпа попадаем под дождь, это были первые сигналы перед большим ливнем, но слава богу мы успели доехать до Каракола, устроиться на ночлег к знакомым после чего небеса разразились и ливень поливал всю ночь. После этого огромные сели прошли в районе Каджи-Сая, куда нам предстояло ехать через пару дней. От них даже образовались несколько новых мысов на побережье.
Фффодка, ужин, душ и спать…
Показатели: Чолпон-Ата дом – Каракол дом - 149км. Средняя скорость – 20 км/ч. Время в седле – 7ч.22мин. Затрачено 5368 калорий.
6 Августа. Идем завтракать в трактир «Калинка». Приятное, тихое заведение, с хорошей кухней. Будете в Караколе, обязательно посетите!
Далее снимаем багажники и держим путь на горнолыжную базу которая расположена всего в 10км. от города. Доезжаем до шлагбаума. После традиционного вопроса сколько стоит лисапед, спросил вы откуда? С Бишкека! Радостно ответили мы. Тогда по 5 сом. Если сказать что с России или Ай эм фром ЮэСэЙ, проезд будет по 250сом. Не понятно почему? Как будто иностранцы выдыхают вредный газ, очень опасный для окружающей среды.
После шлагбаума асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорога, которая ведет сквозь высокие ели, местами с приличными подъемами на которых я крутил 1:9 передачу. Вот и въезд на горнолыжку, ведется ремонт и установка дополнительных подъемников. Теперь их будет пять! Заходим в ресторан на предмет покушать. Администрация идет нам на встречу и кормит на убой за 200сом с человека. Так вкусно и сытно за пару сотен в Бише нигде не поешь. Подкрипились и едем дальше. Решили подняться по обходной дороге до самого верха, куда идет канатка. Вновь получаем удовольствие от прекрасных пейзажей. Но время поджимает, уже около 8 вечера, надо успеть спуститься в город затемно. Чуть-чуть не доезжая до «панорамы», как ее называют сами строители горнолыжки, разворачиваем своих железных коней и даунхиллим в город. Спуск просто великолепный! Кайфуешь от быстрой и техничной трассы с различными природными препятствиями в виде камней, корней, крутых поворотов и т.д.
Показатели: Каракол дом – Горнолыжная база и обратно - 30км. Средняя скорость – 10 км/ч. Время в седле – 3ч. Затрачено 1268 калорий.
В доме где мы остановились у знакомых, опять с утра попойка. Нас это обстоятельство очень напрягает и гнетет. Особенно мою супругу, которая приехала три дня назад и ждала нас, чтобы поехать в Каджи-Сай. Искать новое жилье, на ночь глядя, нет ни желания, ни возможности. Решаем, что хватит терпеть пьяные рожи целыми днями, завтра выезжаем в Кажди-Сай. Единственное что жалко, обломалась поездка в Алтын Арашан.
7 Августа. Нанимаем мотор, чтобы отправить мою Маюшу в Каджи-Сай и заодно скидываем некоторые вещи, которые не пригодятся в дороге.
Где-то в пол одиннадцатого выезжаем из Каракола. За эти дни видимо уже вкатались, набрали форму, ехалось просто в кайф. Не успели глазом моргнуть, вот уже и поворот на Жеты-Огуз. В планах было попасть в это ущелье, но не заезжать по дороге в Каджи-Сай, а поехать в него из Каракола и назад. Но по вышеизложенным причинам оставаться там мы больше не могли. Жеты-Огуз накрылся медным тазом.
Дорога от Каракола идет все время в горку, как бы надо перевалить через седловину небольших гор, наивысшая точка которой находится в районе села Кызыл Суу, но подъемчик практически не чувствуешь. Зато далее следует просто кайфовый и расслабушный спуск, километров 30, вплоть до поворота на Барскаун! Потом дорога идет по прямой, иногда вверх-вниз. Делаем остановку на обед в Тамге. Достаточно приемлемая кафешка с не плохим гюру лагманом. Затем едем на пляж искупаться. Солнечная погода, ласковое море с прозрачной водой среди гор, что может быть лучше!? После отдыха педалим дальше, начинают появляться «марсианские» пейзажи, типичные для южного побережья Иссык-Куля. Часто останавливаемся запечатлеть эту красоту. Вот показался пансионат «Утес», который говорит нам, что до Каджи-Сая рукой подать. Заруливаем в гостевой дом где нас уже ждет моя жена и Марат, который как всегда урвал по трассе вперед нас км на 10. По традиции пьем «Арпу», ужинаем и спать…
Показатели: Каракол дом – Каджи-Сай дом - 120км. Средняя скорость – 20,6 км/ч. Время в седле – 5ч.51мин. Затрачено 5120 калорий.
На следующий день была полная расслабуха, никаких байков, пляж и пешая прогулка в отделение марса на земле, как называет эти места Илья. Когда шли по дороге видели последствия многочисленных селей, которые то и дело перекрывали дорогу. Наверное если бы не бравые ребята из Кумтора на своих бульдозерах, Каджи-Сай, Тосор, Тон были бы полностью отрезаны от мира. Ну и конечно же фотались на фоне этих неописуемых красных гор, из которых то и дело торчать различные рога, причудливые головы и т.д.
9 Августа – задача доехать до Соленого озера и вернуться не по трассе, а по побережью, где нет ни сел ни дорог. Итак выезжаем. Дорога от села Тон все время идет вверх до Боконбаева, затем более-менее ровно, от Ак-Сая начинается подъем на перевал Кескен Бел, высотой 2109 нум. Забравшись на него лихо съезжаем вниз до поворота на Соленое озеро. Грунтовка, ведущая к туда вся в ямах и рытвинах и с постоянным спуском.Как раз для маунтин байка! С большим преимуществом обгоняли целые колоны машин, которые корячились от ямы к яме. Да уж, озеро уже совсем не то что было раньше. Понаставили кучу юрт, шлагбаум по 50сом с носа, масса народу плещется в зловонной, страшно соленой и грязной луже. Ничего особенного… Ну даа, плаваешь там как поплавок, утонуть невозможно. Самый прикол, поставили щит с надписью что запрещено выносить воду и грязь с озера и охранник при выходе старых бабок шманает, чтоб не дай бог кучку *овна не унесли. Смех да и только! После, идем смывать соль, которая остается на теле белыми потеками на Иссык-Куль. Причем если ее не смывать, и надеть майку, можно умереть от щикотки. Вода в ИК совсем другое дело, прозрачная как слеза и бодрит своей прохладой. После купания заходим в юрту пообедать. Приемлемая пища за приемлемые деньги, чтоб знали. Трогаем в обратный путь по берегу. Отъехав подальше, решаем еще раз искупаться голышом. В этом месте оказалось очень прикольное дно, даже опасное! Входишь в воду вроде по твердым камешкам, вдруг начинаешь проваливаться как в болото, еле ноги успеваешь вытащить из трясины. Засасывает не по детски. Потом с ребятами обозвали это место «там, где отсасывает!» Оказалось что под камнями большой слой той самой лечебной, черной грязи, за которую на Соленом озере охранники готовы застрелить. Дорога по берегу довольно приличная для байка,не считая песчаные участки, на которых просто не возможно ехать, и местами размыта селями. Потом она уходит от побережья к селу Ак Сай и выходит на трассу перед самым подъемом на перевал. Мы решили ехать дальше по берегу, по картам должна быть еще одна дорога которая идет через рыбзавод и выводит прямо к Боконбаево. Но дороги не было, даже намека на какую-нибудь тропинку, настоящий «бэд ленд»!Есть только направление и куча всяких колючих кустов. В итоге перед заливом Тон все трое закололись на облепихе. У Ильи в камерах был герметик, поэтому прелести перебортовки он прочувствует только завтра. Ринат бортовался два раза, так как думал, что заклеил дырку, оказалось, что шип от облепихи проколол камеру насквозь до обода! Первый раз с таким встречаюсь. Именно в это место, по известным только им тропинкам приехал бортовой ГАЗон с кучей местных бешбармачников. Человек 30 с детми, женщинами, большим казаном и самоваром. Я так понял, выезжают на берег на целый день купаться, ну и там арак – бешбармак. Облепили нас со всех сторон. К счастью все доброжелательные. Угощали мясом, поили айраном. Расспросили их про дорогу на Боконбаево, показывали свои карты. Мен карта не бельмесм, говорил один из них, и палкой рисовал нам на песке куда ехать. Запомнив данные петроглифы, двигаем дальше, пару раз промахиваемся дорогой, попадая в тупик. Наконец находим правильное направление. И опять эти причудливые красные горы, словно растаявшие на солнце пирожные.Вдалеке видно трассу, но мы сворачиваем по крутому серпантину в огромный овраг, который окаймляют слоистые горы и едем по его дну. Он нас выводит прямо к селу Боконбаево, далее спуск к Тону по ужасной дороге, где можно отбить себе жумуртка даже на двухподвесе. И по прямой к Каджи-Саю.
Показатели: Каджи-Сай дом, Соленое озеро и обратно по берегу - 114км. Средняя скорость – 16,7 км/ч. Время в седле – 6ч.48мин. Затрачено 4720 калорий.
10 Августа. Решили покатать «матрасно». Наняли машину в Барскаунское ущелье, которая забросила нас с велами до самого серпантина. ЖПС показывает высоту 2760 нум. Начинаем спуск. Дорога просто прелесть, хоть и грунтовая, но Канадцы с Кумтора так хорошо за ней следят что она лучше чем любая асфальтовая на всем побережье Иссык-Куля. Постоянно поливают водой и укатывают. Барскаунское ущелье славится своими водопадами и высокими скалами. Здесь погода так же меняется с калейдоскопической скоростью. Сильный ветер местами не давал даже ехать вниз и приносил с гор черные тучи с дождем. Когда миновали знаменитый камень, на котором расписался Гагарин, ветер стих и на спуске велосипед разгонялся до 70км/ч. На такой скорости проезжая даже по маленькой лужице или просто по мокрому грунту, превращаешься в пятнистое существо, грязное, но очень довольное! Велосипед меняет окраску с черного на серый в мгновение.
Попробовали не возвращаться до самой трассы к селу Барскоун, а срезать через поля по проселочной дороге сразу в Тамгу. Путь получился интересный, с пересечением речки. Видели Тамгинский аэропорт, или то что от него осталось. В Тамге перекусываем в той же кафешке, что и когда ехали из Каракола, понравилось. За 20км от Каджи-Сай останавливаемся купаться. Солнце уже садиться, мягко освещая берег и горы, создавая интересные тени.Перед самым Каджи-Саем прилетает грозовая туча,из под которой дует сильный ветер в сторону озера, так называемый горняк. Было прикольно смотреть, как впереди едущий Илья отклонялся градусов на 15 от вертикальной оси. Не было бы ветра, сразу грохнулся бы!
Показатели: Серпантин на Кумтор - Каджи-Сай дом - 67км. Средняя скорость – 20,8 км/ч. Время в седле – 3ч.13мин. Затрачено 2020 калорий.
11 Августа, последний день для покатушки. Завтра в обед нас заберет машина в Бишкек. Илья улетит домой в Москву, заглянув в Новосибы к родственникам.
Я не поехал с ребятами, решил остаться с женой и посвятит последний день валянию на пляже. А то она совсем заскучала…
Илья с Ринатом наметили такой маршрут: вверх через Каджи-Сай по ущелью, попадают в урочище Каджи-Саз, далее спуск или в Боконбаево или в Тосор и назад по трассе на базу. Ехатьпо этому ущелью было не реально, больше пол дороги шли пешком. Когда попали в долину,опять пошел дождь с грозой. Но местные аборигены и в этот раз выручили, дали укрыться от дождя в юрте.Поголовно все бухие, но опять таки без намека на агрессию! Были бы в городе, сразу началось бы - эй бергелсень! Корточка отурбайсын нах и т.д. Город и безработица ожесточает людей.
В общем, переждали дождь и двинулись дальше. Урочище Каджи-Саз довольно большое, лежит на высоте почти 2500 нум. Проехав по нему, ребята спускаются в Боконбаево, на спуски с ними пытается потягаться паренек на ослике,наивный…
Так закончилось наше путешествие вокруг прекрасного озера Иссык-Куль. В общей сложности накатали больше 700км. За время поездки я сбросил 3,5 кг, получается мой расход 1 литр жира на 100км. Рад, что все понравилось нашему гостю из Москвы, Илье. Милости просим еще к нам! Поедем на Сон Куль в следующий раз или еще куда. У нас прекрасная страна и есть много мест в которых стоит побывать!
Байки тоже были разные, Илья ехал на спецзаказовском
«титанике», хардтейл оборудованный багажником, на котором крепились велоштаны объемом 60 литров, в которых помещались все необходимые вещи, начиная от шоколадки, кончая ноутбуком. Еще Илья тащил рюкзак приличных размеров. На вопрос Рината, зачем столько вещей? Марат шуточно ответил за Илью: «Когда ты в Москву приедешь, у тебя столько же будет!»
Марат ехал на стремительном «капроновом» шоссейнике POLYGON, из вещей рюкзак со всем необходимым и нотник. И еще умудрялся работать во время поездки, поэтому не мог ездить с нами на «радиалки» в ущелья.
Ринат управлял легким и надежным Giant Trance X2, установил на него багажник, который крепится на подседельный штырь, кстати, такой был и у меня. Хочу сразу сказать, что девайс так себе… Как не затягивай его, все равно крутится на расколбасной дороге, груз все время съезжает. Написано что предел 10кг, но грузить больше 5 на него даже страшно. Тем не менее, багажник хоть и плохо, но справился со своей задачей, разгрузив спину от лишнего груза, что не мало важно в длинной дороге.
Я по традиции ехал на Fuji Thrill LT2 который не раз радовал меня на быстрых спусках по камням и грунтовке, но из за веса в 15-16кг. заставлял потеть на подъемах.
Сначала планировали поездку из Алматы на ИК через Озерный и Кок-Айрык, и состав участников был другим. Но из за непоняток которые устроили погранслужбы Казахстана и Киргизии решили отказаться от этой затеи. Конечно можно было бы проскочить, но рисковать не хотелось тем более когда один из участников из России. Поэтому пересмотрели маршрут.
Планы были такими:
Приезд на поезде из Биша в Балыкчи и педалово до Чолпон-Аты. Два-три дня в Чолпон-Ате с заездом в ущелье напротив города, так же Григорьевское, Семеновское.
Далее день посвещался трассе до Каракола. В Караколе пару дней, с заездом в Алтын-Арашан и горнолыжную базу. Была еще мысль посетить Жеты-Огуз, но не судьба...
Следующий этап – это переезд в Каджи-Сай и там уже остановка на 3-4 дня. С посещением Соленого озера, Барскаунского ущелья и рейды в ближайшие ущелья.
Ну все по порядку…
1-го Августа в 5 утра встречаю самолет, на котором прилетел Илья. Перед ним приземлился Аэробус с Турции из которого выходило очень много людей с туристическими байками из Европы, которые так же хотели покатать вокруг ИК и по всей Киргизии. Илья пишет смс что с ним летит пол самолета с байками и с такими же планами. Самое поганое что, на всех европейских и американских авиалиниях лисапед провозится бесплатно, как спротинвентарь, типа лыж, сноуборда, теннисной ракетки. На наших же авиалиниях за лисапед платишь как за перевес, так что не советую летать например в Новосибы с ДХ велом! Перевес в 20кг. это жестко!
Немного не выспавшийся из дверей появляется Илья. Теплые приветствия, садимся в машину, едем в город. Первые лучики солнца начинают проявлять снежные вершины гор на темно-синем небе. Илья заворожено смотрит на прекрасный пейзаж:
Полагаю, это Тянь-Шань?! С блеском в глазах спросил он. Илья впервые в нашей стране и никогда не видел столь величественных гор. Один день в Бише, покупка необходимых вещей, обмен денег, встреча всех участников и обсуждения поездки. Далее заехали с Ильей на горки выше автокинотеатра, у него полный экстаз от катания! Даже таких горок не найти в Подмосковье, одна равнина и лес. Что же будет с ним на ИК?
Всем четверым выдвинутся из Бишкека не получалось, у всех были разные обстоятельства. Поэтому решили что я с Ильей едем раньше и оседаем в Чолпон-Ате, ждем остальных. На следующий день приезжает Марат, а еще через день Ринат.
В 6 часов утра садимся на велы и едем к жд вокзалу. Воскресенье, совсем нет машин, приятная утренняя прохлада настраивает на позитивный лад. Все-таки едем отдыхать и кататься на одно из самых красивейших мест в мире! Поезд подали точно по расписанию в 6.40, грузимся в последний вагон, велы ставим в закрытый тамбур. Стоимость билета 70 сом + 70 за лисапед. Очень даже приемлемая цена. Хоть и едет поезд около 4 с половиной часов, получаешь от поездки удовольствие, не давясь в маршрутках как килька в банке, и лисапеды не надо разбирать! На поезде Боомское ущелье видишь в другом ракурсе. Около 12 прибываем в Балыкчи, обедаем лагманом и рвемся в бой!
Надо сказать что промежуток от Балыкчи до Чолпон-Аты хоть и был самым коротким в нашем путешествии, оказался самым беспонтовым. Очень много машин и очень узкая дорога! Нас то и дело сгоняли на гравий любители обгонять по встречной, так же шарахались от больших грузовиков, которые проезжали в сантиметрах от нас. Перед самой Чолпон-Атой у меня стали появляться судороги, хз от чего, даже регидрон не помогал. Вообщем допилили до дома, теплый душ и два литра пива смыли весь негатив. Поход на пляж и бодрящие воды Иссык-Куля полностью растворили усталость.
Показатели: Балыкчи ж/д вокзал – Чолпон-Ата дом - 84км. Средняя скорость – 21 км/ч. Время в седле – 4ч. Затрачено 3055 калорий.
На следующий день хозяин нашего гостевого дома как раз решил купить барашка в селе Григорьевка. И любезно предложил добросить нас до шлагбаума в ущелье на своей Советско Министерской чорний волга! Собрали велы, и поехали вверх. Ущелье просто потрясающее по красоте! Плохо что в целях заработать денег, местные понаставили за каждым камнем юрты с закуской и через каждые десять метров предлагают сфотаться с беркутом. Тем не менее это не испортило общее впечатление от поездки. Хотели подняться до перевала и спуститься в Семеновское ущелье, далее на трассу, но дождь смешал все карты. Укрылись под высокой елью, вскипятили чаю. Время шло и мы уже не успевали совершить переход и с этого места решили вернуться назад, так как еще надо было вернуться в Ч-Ату и встретить Марата. Стоило только спуститься на трассу гром, молнии и дождь остался в ущелье и стало припекать курортное солнышко. Ехать из Григорьевки в Ч-Ату легко и быстро, так как 70% дороги идет под горку и можно без труда на некоторых участках держать скорость около 40км/ч. Как раз когда заехали в Ч-Ату встретили Марата. Он проделал тот же путь что и мы вчера из Балыкчи, только затратил он почти на час меньше.
Показатели: Григорьевское ущелье, вверх от шлагбаума, потом вниз и в Чолпон-Ату домой – 44,14км. Средняя скорость – 25,4 км/ч. Время в седле – 1ч.44мин. Затрачено 2126 калорий. Макс. набор высоты 2560 нум.
Следующий день – вылазка в ближайшее ущелье, по дороге покатушка по парку петроглифов. С утра немного болят колени, при подъеме боль стала усиливаться. Мне пришлось вернуться на базу, чтобы не травмировать себя дальше, ведь завтра предстоит педалово в Каракол, а это 150км. Илья не смотря не на что поехал дальше до упора, любовался лесами на крутых склонах, до нитки промок под дождем, доехал до конца ущелья где стоит последняя кошара, 2600 нум, угостил высокогорных жителей «Бабаевским» шоколадом, что привело их в восторг и помчался вниз получив кучу адреналина от довольно опасного даунхилла! Туда сюда вышло около 40км.
И тут подъехал Ринат, наш четвертый участник пробега, который затратил от Балыкчи 4 часа ходу.
5 Августа 8 часов утра, выдвигаемся в Каракол уже в полном составе. Ночью шел дождь, на улице прохладно, что очень даже радует, чем пилить под палящим солнцем целый день. Мокрый песок отлетая от покрышек щекочет ноги. Одним махом минуем Бозтери и сразу поток машин становится практически нулевым! Самые курортные места пройдены, видно по количеству людей и автомобилей. Местные пацанята кричат вслед: «Хелоу, хелоу!» Видимо привыкли что на великах в шлемах и с большими сумками катают только иностранцы. Услышав в ответ русское «здарова!» делали круглые глаза, и продолжали кричать привет, привет! Вообще местное население реагирует на байкеров очень дружелюбно на всем побережье!
После Комсомола дорога почти все время идет в горку, вплоть до Семеновки, откуда начинается спуск почти до Фрунзенского, далее вверх и вниз и перед самим Караколом два подьемчика. Марат на трассе естественно чувствует себя как форель в Иссык-Куле. На своем капроновом шоссейнике со словами «я отъеду на десятку или на двадцатку» удалялся в точку за горизонт. И ждал потом нас по полчаса.
Сделали остановку на обед в селе Кутургу часа в 3 дня, спустились к берегу, варили пельмени в кане на горелке, заваривали бешбармак из бичпакетов и крепкий чай с шоколадом. Купались в озере, которое уже не такое как в Чолпон-Ате. Более пресное и мутное, но теплое. Набравшись сил, едем дальше. Каракол уже видно на том берегу, хоть до него еще около 45км. Пару раз в районе Тюпа попадаем под дождь, это были первые сигналы перед большим ливнем, но слава богу мы успели доехать до Каракола, устроиться на ночлег к знакомым после чего небеса разразились и ливень поливал всю ночь. После этого огромные сели прошли в районе Каджи-Сая, куда нам предстояло ехать через пару дней. От них даже образовались несколько новых мысов на побережье.
Фффодка, ужин, душ и спать…
Показатели: Чолпон-Ата дом – Каракол дом - 149км. Средняя скорость – 20 км/ч. Время в седле – 7ч.22мин. Затрачено 5368 калорий.
6 Августа. Идем завтракать в трактир «Калинка». Приятное, тихое заведение, с хорошей кухней. Будете в Караколе, обязательно посетите!
Далее снимаем багажники и держим путь на горнолыжную базу которая расположена всего в 10км. от города. Доезжаем до шлагбаума. После традиционного вопроса сколько стоит лисапед, спросил вы откуда? С Бишкека! Радостно ответили мы. Тогда по 5 сом. Если сказать что с России или Ай эм фром ЮэСэЙ, проезд будет по 250сом. Не понятно почему? Как будто иностранцы выдыхают вредный газ, очень опасный для окружающей среды.
После шлагбаума асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорога, которая ведет сквозь высокие ели, местами с приличными подъемами на которых я крутил 1:9 передачу. Вот и въезд на горнолыжку, ведется ремонт и установка дополнительных подъемников. Теперь их будет пять! Заходим в ресторан на предмет покушать. Администрация идет нам на встречу и кормит на убой за 200сом с человека. Так вкусно и сытно за пару сотен в Бише нигде не поешь. Подкрипились и едем дальше. Решили подняться по обходной дороге до самого верха, куда идет канатка. Вновь получаем удовольствие от прекрасных пейзажей. Но время поджимает, уже около 8 вечера, надо успеть спуститься в город затемно. Чуть-чуть не доезжая до «панорамы», как ее называют сами строители горнолыжки, разворачиваем своих железных коней и даунхиллим в город. Спуск просто великолепный! Кайфуешь от быстрой и техничной трассы с различными природными препятствиями в виде камней, корней, крутых поворотов и т.д.
Показатели: Каракол дом – Горнолыжная база и обратно - 30км. Средняя скорость – 10 км/ч. Время в седле – 3ч. Затрачено 1268 калорий.
В доме где мы остановились у знакомых, опять с утра попойка. Нас это обстоятельство очень напрягает и гнетет. Особенно мою супругу, которая приехала три дня назад и ждала нас, чтобы поехать в Каджи-Сай. Искать новое жилье, на ночь глядя, нет ни желания, ни возможности. Решаем, что хватит терпеть пьяные рожи целыми днями, завтра выезжаем в Кажди-Сай. Единственное что жалко, обломалась поездка в Алтын Арашан.
7 Августа. Нанимаем мотор, чтобы отправить мою Маюшу в Каджи-Сай и заодно скидываем некоторые вещи, которые не пригодятся в дороге.
Где-то в пол одиннадцатого выезжаем из Каракола. За эти дни видимо уже вкатались, набрали форму, ехалось просто в кайф. Не успели глазом моргнуть, вот уже и поворот на Жеты-Огуз. В планах было попасть в это ущелье, но не заезжать по дороге в Каджи-Сай, а поехать в него из Каракола и назад. Но по вышеизложенным причинам оставаться там мы больше не могли. Жеты-Огуз накрылся медным тазом.
Дорога от Каракола идет все время в горку, как бы надо перевалить через седловину небольших гор, наивысшая точка которой находится в районе села Кызыл Суу, но подъемчик практически не чувствуешь. Зато далее следует просто кайфовый и расслабушный спуск, километров 30, вплоть до поворота на Барскаун! Потом дорога идет по прямой, иногда вверх-вниз. Делаем остановку на обед в Тамге. Достаточно приемлемая кафешка с не плохим гюру лагманом. Затем едем на пляж искупаться. Солнечная погода, ласковое море с прозрачной водой среди гор, что может быть лучше!? После отдыха педалим дальше, начинают появляться «марсианские» пейзажи, типичные для южного побережья Иссык-Куля. Часто останавливаемся запечатлеть эту красоту. Вот показался пансионат «Утес», который говорит нам, что до Каджи-Сая рукой подать. Заруливаем в гостевой дом где нас уже ждет моя жена и Марат, который как всегда урвал по трассе вперед нас км на 10. По традиции пьем «Арпу», ужинаем и спать…
Показатели: Каракол дом – Каджи-Сай дом - 120км. Средняя скорость – 20,6 км/ч. Время в седле – 5ч.51мин. Затрачено 5120 калорий.
На следующий день была полная расслабуха, никаких байков, пляж и пешая прогулка в отделение марса на земле, как называет эти места Илья. Когда шли по дороге видели последствия многочисленных селей, которые то и дело перекрывали дорогу. Наверное если бы не бравые ребята из Кумтора на своих бульдозерах, Каджи-Сай, Тосор, Тон были бы полностью отрезаны от мира. Ну и конечно же фотались на фоне этих неописуемых красных гор, из которых то и дело торчать различные рога, причудливые головы и т.д.
9 Августа – задача доехать до Соленого озера и вернуться не по трассе, а по побережью, где нет ни сел ни дорог. Итак выезжаем. Дорога от села Тон все время идет вверх до Боконбаева, затем более-менее ровно, от Ак-Сая начинается подъем на перевал Кескен Бел, высотой 2109 нум. Забравшись на него лихо съезжаем вниз до поворота на Соленое озеро. Грунтовка, ведущая к туда вся в ямах и рытвинах и с постоянным спуском.Как раз для маунтин байка! С большим преимуществом обгоняли целые колоны машин, которые корячились от ямы к яме. Да уж, озеро уже совсем не то что было раньше. Понаставили кучу юрт, шлагбаум по 50сом с носа, масса народу плещется в зловонной, страшно соленой и грязной луже. Ничего особенного… Ну даа, плаваешь там как поплавок, утонуть невозможно. Самый прикол, поставили щит с надписью что запрещено выносить воду и грязь с озера и охранник при выходе старых бабок шманает, чтоб не дай бог кучку *овна не унесли. Смех да и только! После, идем смывать соль, которая остается на теле белыми потеками на Иссык-Куль. Причем если ее не смывать, и надеть майку, можно умереть от щикотки. Вода в ИК совсем другое дело, прозрачная как слеза и бодрит своей прохладой. После купания заходим в юрту пообедать. Приемлемая пища за приемлемые деньги, чтоб знали. Трогаем в обратный путь по берегу. Отъехав подальше, решаем еще раз искупаться голышом. В этом месте оказалось очень прикольное дно, даже опасное! Входишь в воду вроде по твердым камешкам, вдруг начинаешь проваливаться как в болото, еле ноги успеваешь вытащить из трясины. Засасывает не по детски. Потом с ребятами обозвали это место «там, где отсасывает!» Оказалось что под камнями большой слой той самой лечебной, черной грязи, за которую на Соленом озере охранники готовы застрелить. Дорога по берегу довольно приличная для байка,не считая песчаные участки, на которых просто не возможно ехать, и местами размыта селями. Потом она уходит от побережья к селу Ак Сай и выходит на трассу перед самым подъемом на перевал. Мы решили ехать дальше по берегу, по картам должна быть еще одна дорога которая идет через рыбзавод и выводит прямо к Боконбаево. Но дороги не было, даже намека на какую-нибудь тропинку, настоящий «бэд ленд»!Есть только направление и куча всяких колючих кустов. В итоге перед заливом Тон все трое закололись на облепихе. У Ильи в камерах был герметик, поэтому прелести перебортовки он прочувствует только завтра. Ринат бортовался два раза, так как думал, что заклеил дырку, оказалось, что шип от облепихи проколол камеру насквозь до обода! Первый раз с таким встречаюсь. Именно в это место, по известным только им тропинкам приехал бортовой ГАЗон с кучей местных бешбармачников. Человек 30 с детми, женщинами, большим казаном и самоваром. Я так понял, выезжают на берег на целый день купаться, ну и там арак – бешбармак. Облепили нас со всех сторон. К счастью все доброжелательные. Угощали мясом, поили айраном. Расспросили их про дорогу на Боконбаево, показывали свои карты. Мен карта не бельмесм, говорил один из них, и палкой рисовал нам на песке куда ехать. Запомнив данные петроглифы, двигаем дальше, пару раз промахиваемся дорогой, попадая в тупик. Наконец находим правильное направление. И опять эти причудливые красные горы, словно растаявшие на солнце пирожные.Вдалеке видно трассу, но мы сворачиваем по крутому серпантину в огромный овраг, который окаймляют слоистые горы и едем по его дну. Он нас выводит прямо к селу Боконбаево, далее спуск к Тону по ужасной дороге, где можно отбить себе жумуртка даже на двухподвесе. И по прямой к Каджи-Саю.
Показатели: Каджи-Сай дом, Соленое озеро и обратно по берегу - 114км. Средняя скорость – 16,7 км/ч. Время в седле – 6ч.48мин. Затрачено 4720 калорий.
10 Августа. Решили покатать «матрасно». Наняли машину в Барскаунское ущелье, которая забросила нас с велами до самого серпантина. ЖПС показывает высоту 2760 нум. Начинаем спуск. Дорога просто прелесть, хоть и грунтовая, но Канадцы с Кумтора так хорошо за ней следят что она лучше чем любая асфальтовая на всем побережье Иссык-Куля. Постоянно поливают водой и укатывают. Барскаунское ущелье славится своими водопадами и высокими скалами. Здесь погода так же меняется с калейдоскопической скоростью. Сильный ветер местами не давал даже ехать вниз и приносил с гор черные тучи с дождем. Когда миновали знаменитый камень, на котором расписался Гагарин, ветер стих и на спуске велосипед разгонялся до 70км/ч. На такой скорости проезжая даже по маленькой лужице или просто по мокрому грунту, превращаешься в пятнистое существо, грязное, но очень довольное! Велосипед меняет окраску с черного на серый в мгновение.
Попробовали не возвращаться до самой трассы к селу Барскоун, а срезать через поля по проселочной дороге сразу в Тамгу. Путь получился интересный, с пересечением речки. Видели Тамгинский аэропорт, или то что от него осталось. В Тамге перекусываем в той же кафешке, что и когда ехали из Каракола, понравилось. За 20км от Каджи-Сай останавливаемся купаться. Солнце уже садиться, мягко освещая берег и горы, создавая интересные тени.Перед самым Каджи-Саем прилетает грозовая туча,из под которой дует сильный ветер в сторону озера, так называемый горняк. Было прикольно смотреть, как впереди едущий Илья отклонялся градусов на 15 от вертикальной оси. Не было бы ветра, сразу грохнулся бы!
Показатели: Серпантин на Кумтор - Каджи-Сай дом - 67км. Средняя скорость – 20,8 км/ч. Время в седле – 3ч.13мин. Затрачено 2020 калорий.
11 Августа, последний день для покатушки. Завтра в обед нас заберет машина в Бишкек. Илья улетит домой в Москву, заглянув в Новосибы к родственникам.
Я не поехал с ребятами, решил остаться с женой и посвятит последний день валянию на пляже. А то она совсем заскучала…
Илья с Ринатом наметили такой маршрут: вверх через Каджи-Сай по ущелью, попадают в урочище Каджи-Саз, далее спуск или в Боконбаево или в Тосор и назад по трассе на базу. Ехатьпо этому ущелью было не реально, больше пол дороги шли пешком. Когда попали в долину,опять пошел дождь с грозой. Но местные аборигены и в этот раз выручили, дали укрыться от дождя в юрте.Поголовно все бухие, но опять таки без намека на агрессию! Были бы в городе, сразу началось бы - эй бергелсень! Корточка отурбайсын нах и т.д. Город и безработица ожесточает людей.
В общем, переждали дождь и двинулись дальше. Урочище Каджи-Саз довольно большое, лежит на высоте почти 2500 нум. Проехав по нему, ребята спускаются в Боконбаево, на спуски с ними пытается потягаться паренек на ослике,наивный…
Так закончилось наше путешествие вокруг прекрасного озера Иссык-Куль. В общей сложности накатали больше 700км. За время поездки я сбросил 3,5 кг, получается мой расход 1 литр жира на 100км. Рад, что все понравилось нашему гостю из Москвы, Илье. Милости просим еще к нам! Поедем на Сон Куль в следующий раз или еще куда. У нас прекрасная страна и есть много мест в которых стоит побывать!
спасибо!