Вера...
Вера – это истина, никогда не подвергающаяся сомнению, это правда большинства.
Существуют вещи, о которых лучше не писать, поэтому - истинно верующих прошу не читать далее... Я постараюсь объяснить такие материи, в которых и сам не могу претендовать на знание истины. Все, что я опишу, это всего лишь мое собственное понимание происходящего, взятое в основном, из анализа человеческой истории. В силу того, что вопросы истины и лжи беспокоят обычного человека, мне было важно знать, что – правда, а что нет. Сам я приверженец того, что не существует вечных фактов, как не существует абсолютных истин. Основной упор моих умозаключений ляжет на вопросы религиозной истинности. Я считаю, что с религией, при современном состоянии знаний, абсолютно невозможно согласиться, не запятнав навсегда своей интеллектуальной совести и не пожертвовав ею перед лицом других и, в особенности, перед самим собой. Каждый человек должен иметь собственное мнение о каждой вещи, о которой возможны мнения и свое собственное отношение и понимание.
Как Вы поняли из моего вступления, по сути - я атеист, и полагаю, что все люди более или менее здравомыслящие, также являются атеистами. Человек есть продукт развития, и его познавательная способность также продукт развития. Но лишь ничтожное меньшинство ищет достоверности мнений и убеждений!..
Почему же я не «верую», как многие? Не буду писать обо всех своих познаниях, и вдаваться в глубокомысленные размышления всех эпох о Боге, о Вере, что такое самадха, Авиньон, Аламут, либо кто такие минориты, хашишины и т.д. и т.п. Сколько крови и ужаса заложено в основе всех религий! Как все вжигалось, чтобы осталось в памяти: ведь лишь то, что не перестает причинять боль, остается в памяти! Во всех религиях дело главным образом шло о борьбе с некоего рода усталостью и тяжестью, носившими эпидемический характер. В основном сильная вера доказывала только свою силу, а не истинность своей веры. Сам путь веры, был победоносным в силу принудительного характера. Люди верят в истинность всего, что явственно служит предметом сильной веры. Быть может, счастье от веры в обладании истиной никогда не было большим на земле, но никогда также не были большими жестокость, высокомерие, тираническое и злое настроение, питаемое такой верой. Вера – это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это «истина последней инстанции». Народ в религии изначально разделен на пастырей (то есть клириков, имамов, раввинов), псов (воинов, наибов, власть) и паству (народ, пенде). Опускаю путь просветления (буддизм), если в любой другой религии главная проблема в самом начале – было преодоление границы между верой и неверием, то в буддизме все иначе: все происходит из пустоты и все уходит в пустоту. Как понять это?..
Почему люди приходят к вере, как так получается, что обретается истина, не подвергающаяся сомнению?..
Разговаривая со своими верующими знакомыми, думаю, у всех есть такие знакомые, это говорит о большом распространении религии в массы. Они всегда стремятся обратить меня в их веру, приобщить, так сказать, к их мировоззрению. Они полагают, что чем больше людей будет верить в то же, во что и они, тем скорей их представления превратятся в реальность. Ничего подобного. Пытаясь узнать у них, каким образом они сами уверовали и пришли к пониманию о необходимости веры, мне обычно отвечают, мой друг, мой знакомый, мой отец, мои родственники, веруют, они очень добрые, хорошие и достойные люди. Следовательно, они верят лишь для того, чтобы пытаться походить на других, быть такими же хорошими, какими являются их авторитетные знакомые (отцы, друзья, учителя), в общем, люди - заслуживающие их доверия. И если они не веруют, то чувствуют угрызения совести перед верующими людьми. В общем, вначале ставят других выше самих себя и пытаются сравняться. А если, в начале своем, люди, долго и упорно хотят казаться кем-нибудь, то в результате им уже трудно быть кем-либо другим. В общем, можно сделать вывод, что у таких людей, сама вера начинается с лицемерия, с внешнего подражания, с копирования эффектов. Наша вера в других выдает, где мы охотно хотели бы верить в самих себя. Другими словами, в основе всякой веры лежит чувство приятного или болезненного в отношении к ощущаемому субъекту (объекту). В вопросах, насколько мои верующие знакомые постигли истинность, мне обычно отвечают: «ты что, невозможно постичь всего, я знаю не больше, приблизительно 3-х % от всех предписаний». Возвеличивают само притязание на истинность истолкования, то бишь. Значит, в вере достаточно иметь поверхностные знания, спрашиваю я. Ну конечно нет, отвечают мне, со временем узнаешь больше, будешь постигать и совершенствоваться, но постичь всего невозможно, слишком короток срок человеческой жизни, то есть, все это можно оставить людям посвященным, более сведущим, которые посвятили всю свою жизнь этому. Но ведь затрагивается само понятие истины, поиска этой истины, неужели им не интересно узнать всего, к чему ведет истина? Получается любой случайно подвернувшийся смысл – таки лучше бессмыслицы, так?.. Одно из ошибочных умозаключений состоит в следующем: если кто-либо правдив и искренен в отношении нас, то он говорит правду. Конечно, люди посвященные, не могут нас обманывать, им нет в этом необходимости просто. Нам говорят: «Считай это истинным и в дальнейшем ты сам испытаешь, какую это приносит пользу». Но это означает, что из личной пользы какого-либо мнения должна быть доказана его истинность; удобство учения должно свидетельствовать о его интеллектуальной прочности и обоснованности. А как же Вы – люди верующие, почему пытаетесь привить мне то, в чем сами не обрели полную ясность? Я хочу сказать, обманутые, не обманывайте других. Люди, которым их ежедневная жизнь кажется пустой и монотонной, легко становятся религиозными; это понятно и простительно; но только они не имеют права требовать религиозности от тех, чья ежедневная жизнь протекает не пусто и не монотонно. Предоставьте людям самим решать и выбирать. Я согласен, никто ничего не навязывает, и тем более не требует, но частота, с которой все верующие об этом говорят, и то, что их мысли и помыслы направлены только в одном направлении удручает и напрягает, честно говоря. Чаще всего, отношение людей к вере определяется не основаниями, а привычкой, вы человек верующий, потому что нашли свою религию уже готовой и поверили в нее без всяких оснований, подобно тому, что вы имеете ту национальность, под которой родились. В этом случае, привычка к духовным основным принципам, лишенным основания, называется верой. Поэтому прошу, требовать оснований, а не только одной веры!..
Ложное истолкование своих мотивов и внутренних переживаний есть необходимая предпосылка того, чтобы человек стал религиозным и испытал потребность в спасении. Многие приходят к вере из-за страха перед неизбежностью, в общем, здешнее нам известно, а каково то, к чему все перейдут, мы не знаем и страшимся неведомого. И страх перед мраком (понятия: ад, джаханам), в который, как люди верят, погрузит нас смерть, естествен, конечно. Все боятся смерти, также как одинаково не знают жизни. Существуют люди, которые хотят обременить жизнь человека только для того, чтобы потом предложить ему свои рецепты для облегчения жизни, например свою религию. Вы когда-нибудь разговаривали со страховщиками жизни, сколько житейского ужаса они могут рассказать, только для того, чтобы Вы обезопасили свое будущее. В религии такой же подход. Не важно, какую веру проповедует то или иное учение, важно, какую оно подает надежду (понятия: рай, жаннат). Не знаю как, но только вымышленное тревожит людей сильнее на самом деле. Ведь горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ. Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют, для себя, лживые басни о том, что будет после смерти. И таким образом находят в своем сердце путь к религии, где, как им кажется, обитает истинность в этом вопросе. Вот тут, самое главное лицемерие таких религиозных людей. Вот почему, если бы, их вера была права в своих утверждениях о карающем Сверхсуществе (понятия: Бог, Аллах, Всевышний), всеобщей греховности, благодати по избранию и опасности вечного проклятия, то было бы признаком слабоумия и бесхарактерности не стать священником, попом, муллой или монахом и не трудиться со страхом и трепетом только над своим спасением; было бы бессмысленно упускать из виду вечное благо из-за временных удобств при жизни, не так ли?.. Для чего мы занимаемся нашей продолжительностью жизни, если мы в состоянии прожить правильную, счастливую, а главное короткую жизнь, перейдя затем в своего рода вечное блаженство. Вдумайтесь, пожалуйста! Основная задача всех религий была одна и та же: внушать бедным простолюдинам, что для них нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю – дело богоугодное. Масса – послушное стадо, оно должно спокойно пастись, многие просто не в силах жить без господина. У нее такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется всему, кто назовет себя ее властелином. Всем известно, чти зерно так называемой совести – «социальный страх». Человек должен смиряться со своей судьбой. Хорошо, должен, каждый заслуживает того, что имеет, все как всегда. Мир никому, никогда, ни за что не переделать. Им правило, правит и вечно будет править зло. Получается, жизнь – так жестока, почему же жизнь за гробом должна быть иной? На самом деле, каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным. Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объем работы, необходимый и в первом, и во втором случае, - один и тот же. Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел, мы рождаемся нагими и убываем в мир иной такими же. Мы привилегированная кучка людей, которые вопреки всем шансам выиграли в лотерею рождения. Как мы смеем жаловаться на наше не минуемое возвращение в то состояние, из которого подавляющее большинство никогда не рождалось?.. Главное, как Вы проживете отмеренный Вам промежуток времени, как воспользуетесь отпущенным Вам бытием, достойно или же нет, этим вопросом следует задаваться постоянно! Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно – это всем доступно, жить долго никому. Большинство людей умирает только в последний момент; остальные начинают делать это загодя – лет за двадцать, а то и больше. Эти – самые несчастные. Помните, мы рождаемся, страдаем, умираем, а горы стоят непоколебимо. Жизнь – забавный подарок. Поначалу этот подарок переоценивают: думают, что им вручили вечную жизнь. После – ее недооценивают, находят никудышной, слишком короткой, почти готовы бросить ее. И наконец, сознают, что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться. И тогда ее пытаются ценить по-настоящему. Только когда начинаешь действительно бояться смерти, начинаешь по-настоящему ценить жизнь!..
Теизм или Вера в Сверхразум! Вообще, очень много вопросов по этому поводу и не только у меня. Например, какая причина создать Мир была у Всевышнего? Он добр, а значит, добрый не жалеет другим ничего благого, - вот он и сделал лучшее, что мог. А ведь, самое главное Его творение никудышное – правда ведь, либо, может быть, достойного содержимого очень мало получилось. Вот еще, Всевышний, по определению, вездесущ и всемогущ. Если он есть, значит, он везде и может все. Но если он может все, может ли он создать мир, где его не будет и в котором он ничего не сможет сделать? Мне говорят, Он внутри каждого, Он в нас самих, Он милосерден, Он – это все! Но с другой стороны, Он требует поклонения, требует прилежания, требует собственного возвеличивания. А для чего, зачем Ему все это нужно? Да если бы Он был настолько разумен, ему и в голову не пришло бы такого, да еще и с такой жестокостью и таким ожесточением совершаемое. Это как, допустим, вера в гороскопы, почему то многие думают, что звездное небо вращается вокруг судьбы человека. Да Вы хоть понимаете, что даже свет от звезд, который достигает нашей с Вами планеты, может быть вчерашним, либо светом прошлого месяца, а может - этой звезды уже давно нет, в зависимости от расстояния, Вы представляете какие расстояния в Космосе, или что такое скорость света? И как в небесных светилах может быть причина всего, чтобы ни случилось, какой толк знать то, чего нельзя изменить? А если они все предуказывают – какая польза в предвиденье неизбежного? Знай не знай – все равно случится ведь! До каких пор мы будем чего-нибудь требовать от Всевышнего, словно не можем еще сами себя прокормить? Просто человек нуждается в цели – и он предпочтет скорее хотеть Ничто, чем ничего не хотеть. Все верят в то, что Всевышний есть истина, что истина божественна. А что, если именно это становится все более и более сомнительным, если ничто уже не оказывается божественным, разве что заблуждением, слепотою, ложью, - если Сам Всевышний оказывается продолжительнейшей нашей ложью?.. Вы задумывались об этом, Вас так же, как и меня посещали сомнения на этот счет?.. Вы вспомните недавнее прошлое, время строительства коммунизма в нашей стране, время, когда многие храмы разрушались, либо сдавались в эксплуатацию на нужды партии, а о мечетях даже разговоров не было. В СССР религия рассматривалась, как частное дело и ответственность за нее была переложена на совесть и привычку каждого отдельного человека. А что же сейчас? Сколько правительственных денег тратиться на строительство новых мест моления, вместо того, чтобы строить дома приюта для брошенных детей, к примеру. Думаете, наше правительство уверовало в истинность и непогрешимость верования?.. На самом деле, сильные мира сего понимают, как это необходимо. Религия должна удовлетворять душу отдельной личности в случае потери, нужды, ужаса, недоверия, т.е. там, где правительство чувствует себя бессильным, и сделать что-либо непосредственно для облегчения душевных страданий частного лица; и даже при общих, неизбежных и в ближайшее время неустранимых бедствиях (при голоде, денежных кризисах, войнах наконец) религия внушает толпе спокойное, выжидательное, доверчивое поведение. Нынешняя вера, это всего на всего, смесь греческой философии и римского прагматизма. Победа нынешней веры над верованием греков и римлян есть доказательство большей истинности первого – хотя в этом случае более грубое и насильственное одержало победу над более тонким и духовным. Они верили в политеизм (многобожие), а сейчас в монотеизм (единый Бог), у них были мифы и сказания, сейчас пророчества, заветы, хадисы, можно продолжать и продолжать сравнения и сопоставления, но не будем об этом. Когда нас постигает беда, то ее можно одолеть либо устранением ее причины, либо изменением действия, которое она оказывает на наше сознание, т.е. истолкованием ее как блага, польза которой, быть может уяснится нам позднее, либо на то воля Всевышнего. Но это ведь не так, я бы выбрал устранять причины, а не второе. Думаю, с тех пор, как будет утрачена вера, что Всевышний руководит судьбами мира в целом и, несмотря на все кажущиеся отклонения в пути человечества, все же превосходно ведет его, - люди должны сами ставить себе вселенские, объемлющие всю землю, цели!..
Меня беспокоит ситуация в нашей стране, я был шокирован случившимся в городе Таразе, ошеломлен происходящим в городе Актобе. По сути, выражаясь литературным языком, вера всегда выступает в роли протагониста, чего-то положительного, а вот сомнения – это уже явный антагонист, что-либо отрицательное. Сомнение – есть зло, веруйте и веруйте неоспоримо, веруйте истинно, говорит нам религия. Больше всего любой религии не нравятся лицемеры, если ты пришел к вере, то хуже всего затем отречься от нее, этому просто нет прощенья. В общем, пути назад нет. Лучше не верить, чем верить лживо, а не верить нельзя, Вы знаете, что Вам уготовано в таком случае. Получается выбор без выбора. Когда вера перешагивает свободу духа, когда из-за истины отменяется даже вера в истину, когда не остается ничего истинного, все позволено, тогда рождается – путь фанатизма! Они называют себя истинно верующими, верующими без доли сомнения, которые знают, что им, в силу их силы веры уготовано только блаженство после смерти. Вот о них и хотелось бы написать. Истинно верующие не могут понять, что существуют и другие мнения, также как их религия не является единственной. Иметь мнение у таких людей – значит уже фанатически исповедовать его и впредь приютить в своем сердце в качестве убеждения. Из внутренних страстей вырастают мнения; косность духа превращает последние в застывшие убеждения. Иногда убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь. Убеждение есть вера, что в известном пункте познания обладаешь безусловной истиной. С такими людьми очень опасно разговаривать, мне доводилось. В ходе разговора, если получится лишить истинно верующего основы его убеждений, он все равно от них не откажется, только заменит слово «убеждения» словом «вера», потому что не сомневается в своей правоте. А не сомневается он потому, что верит. Мнимая логика строит замкнутый круг в его рассудке, на который не дозволено покушаться. Собственно, такие люди только хотят оставаться правыми, потому что полагают, что они должны быть правыми. Отказаться от своей веры означает, быть может, рисковать своим вечным блаженством. И вот люди верующие называют всех остальных неверными, по другому можно сказать, врагами своей Веры, следовательно, им уготовано нечто ужасное после смерти, поэтому их следует заставить верить, принудить насильно. Потому, что их вера истиннее, чем вера всех остальных, и самое главное, все одного и того же мнения о своей религии. Предпосылкой каждого верующего, каждого направления есть то, что они не могут быть опровергнуты; и если противоположные аргументы оказывались бы слишком сильными, то у них есть возможность оклеветать разум вообще и, быть может, даже водрузить формулу «верую, ибо не возможно не верить», как знамя самого крайнего фанатизма. Тогда вопрос, а Вы бы тоже хотели войны всех против всех?.. И что значит смерть одного человека по сравнению с муками ада почти для всех?.. И что страшнее быть в преисподней или не быть нигде?.. И наконец, на чьей же стороне истина?.. К сожалению, часто бывает, что ни на чьей. Принудить кого-либо к молчанию через проявление физической дикости и возбуждение страха – это признак первобытной культуры, что ярко выражено у фанатичных людей. Думаю, в нашу эпоху сравнения, когда сама нравственность является более высокой, такой подход неприемлем! Мне кажется, должно быть, обязанностью всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина – что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине. Вы должны научиться смеяться. Это путь к настоящей любви. Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть, а есть немалое – сама жизнь. Ведь до сужденья о том, чьи слова истиннее всего, нам далеко, как и до самой истины. Истина должна делать людей свободными!..
После всего написанного, какую же религию исповедаю я сам, хотели бы Вы спросить? Ни одной из всех, которые Вы мне назовете. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души. Что же это такое, Вам хочется спросить, как ты отличаешь тогда добро от зла? Каждое существо во Вселенной отличает добро от зла! Не убей, не насилуй, не кради! Это принципы, которые может соблюдать любой человек, любой веры. Это не вежливые советы! Это основы поведения! Это мораль! Все писания только и говорят об этом, возьмите философию Эпикура, либо «Моральный кодекс строителя коммунизма», да в любом мультфильме, с самого детства нас учат, как отличить добро от зла! Я не перестаю повторять, что мотив человеческого общества оказывается в конечном счете экономическим; так как у нас недостаточно жизненных средств, чтобы содержать своих членов без своего труда, то мы должны ограничивать число нас самих же, а свою энергию отвлекать от сексуальной деятельности и направлять на труд. Вечная, исконная, существующая до настоящего времени жизненная необходимость. Все это дает утверждать, что религия дала любви психическую ценность, за что я так благодарен ей. Только поэтому, думаю, следует найти время для религии – это путь благочестия и добродетели. Но знаете, кого я могу назвать таковым? Человека совершенного и независимого, которого никакая сила, никакая нужда не испортит!..
А если серьезно, как на счет того, чтобы поставить Мир на уши вместе со мной? Вы и я, вместе – против кретинов? Откуда берется та энергия, та непреклонная сила и выдержка, с которой отдельный человек, вопреки традиции, стремиться приобрести совершенно индивидуальное познание мира? Как на счет новой истины? Но, прежде чем постигать новые истины, следует опровергнуть старые заблуждения, что и было проделано мною, я так думаю. Если у нас будет нахальство, то будет позволено почти все, нет, просто все; тогда за тебя большинство, а оно и решает, псих ты или нет. Ведь, что было нормально вчера, сегодня уже не нормально. Где же другая «единая цель»? Где противоупор религии? Я отвечу, это наша современная наука, в любом ее проявлении! Понимание происходящего. Таковы свойства всего истинного, которое, как все доброе, легко находит путь в душу. Я понимаю, никому благомыслие не досталось сразу же, - у всех дух был раньше захвачен злом. Но время пришло, наш час пробил, как говорится! Если желаете взять власть над всем миром, отдайте власть над собою разуму, либо моему разуму! Многим Вы сможете повелевать, если разум будет повелевать Вами. Вы должны знать, что такое метод и как необходима рассудительность. Следует обучаться строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях. В наше время познанию сильно препятствует то, что все слова благодаря тысячелетнему преувеличению чувств стали чересчур напыщенными. Строгое размышление, сжатость, холодность, безыскусственность, намеренно доводимая до последней границы, вообще сдержанность чувства и молчаливость – только это может помочь нам. Можно даже задаться вопросом, сумели бы мы, просвещенные люди, при такой организации и тактике быть столь же хорошими орудиями и обнаруживать столь же изумительную самодисциплину, неутомимость и преданность познаниям, как люди «верующие» своей вере. Давайте, поверьте в меня, сплотимся же ради единой цели!.. Хорошо было сказано, также как и абсурдно. Я знаю, что многие не сумеют так запросто отбросить свои предубеждения, это тяжело на самом деле. Каждый сочтет для себя лучшим вернуться в тень и неправду – из страха перед последствиями, ведь иначе их ждет «неблаженная жизнь» после, и масса других предрассудков, как например те же «фанатики», либо власть, хоть мы и будем нести идею познания, мы будем «сектой знаний», вы понимаете?.. В наше время, наш разум обыкновенно столь трезв, осторожен и скептичен в отношении любых гипотез и тем более истин, потому в мире существует такое множество теорий. По сути, пафос поиска истины – это уметь неутомимо переучиваться и заново исследовать, а самое важное проделывать это самостоятельно. С этим я согласен, не мне судить, оставим это Ему! В познании истины все сводится к тому, что она достигнута, а не к тому, по какому мотиву человек искал ее и каким путем нашел. Как и не существует единого пути, каждый должен сам искать свою собственную истину! Многое несет в себе добро, если его правильно понимать. Верьте в любую религию, верьте в своих детей, верьте в спортивную команду за которую «болеете», все в Ваших руках, Вам предоставлен выбор, выбирайте правильно. Думаю, следует жить с людьми так, будто на Вас смотрит Всевышний, а говорить со Всевышним так, будто Вас слушают люди, будьте чисты в своих помыслах и действиях. Я рад, что в настоящее время, человек признал себя чем-то высшим и поставил над собой строгие законы. Нельзя отречься от религии сразу же, я понимаю это, потому что наличной окажется новая проблема; проблема ценности самой истины. И на самом деле тяжело предположить, что хуже, люди, заблуждавшиеся все это время в силу собственных чувств, либо совсем бесчувственные люди. Вот мы совершенствуемся, совершенствуемся, становимся лучше, умнее, добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя решение, правда ведь, лучше всего это понимает женская половина человечества. Главное следует знать, что страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины!..
Не следует верить в кого бы то ни было, кто бы себя кем ни называл, и сколько бы ни было у него приверженцев. Вы чувствуете себя «глупым» попадая в сетевой маркетинг? Если нет, то стоило бы. Почему бы Вам самим не создавать подобные структуры? Послушайте, верьте в себя!.. И обращайтесь за помощью к другим, за советом, за пониманием, а не так... Взаимная помощь – это прекрасно. И она не только в знаниях. Она в поэзии. Она в истории. Она во всем. Я хотел бы по возможности помочь всем людям, вне зависимости от их вероисповедания или происхождения. Все мы хотим помогать друг другу. Мы так устроены. Хотим жить счастьем других, не их страданиями. Мы не хотим ни ненавидеть, ни презирать. Есть место для каждого. Земля богата и может накормить всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с пути. Алчность отравила души людей, воздвигла барьеры ненависти, привела нас к страданиям и кровопролитию. Мы набрали скорость, но замкнулись в себе. Изобретения дают изобилие избранным, оставляя в нужде многих. Знания сделали нас циничными, а талант жесткими. Мы много думаем и мало чувствуем. Иногда, нам нужны не знания, а человечность. Многим недостает таланта, но еще больше доброты. Без них в жизни властвует жестокость и подавляется воля. Но ведь, именно у вас имеется власть для создания собственного счастья! Вы способны дать этой жизни свободу и красоту, сделать ее прекрасным увлечением. Оттого-то и должны мы с каждым днем неотвратимо делаться все более достойными вопроса, обо всем происходящем, все более достойными задавать вопросы, оттого-то, быть может, и более достойными – жизни! Истина открыта для всех, ею никто не завладел! Немалая доля ее останется и нашим потомкам!..
P.S. Мир сложнее моих понятий о мире. Слишком многое приходится узнавать...
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
(Wikipedia)
Вера – это истина, никогда не подвергающаяся сомнению, это правда большинства.
Существуют вещи, о которых лучше не писать, поэтому - истинно верующих прошу не читать далее... Я постараюсь объяснить такие материи, в которых и сам не могу претендовать на знание истины. Все, что я опишу, это всего лишь мое собственное понимание происходящего, взятое в основном, из анализа человеческой истории. В силу того, что вопросы истины и лжи беспокоят обычного человека, мне было важно знать, что – правда, а что нет. Сам я приверженец того, что не существует вечных фактов, как не существует абсолютных истин. Основной упор моих умозаключений ляжет на вопросы религиозной истинности. Я считаю, что с религией, при современном состоянии знаний, абсолютно невозможно согласиться, не запятнав навсегда своей интеллектуальной совести и не пожертвовав ею перед лицом других и, в особенности, перед самим собой. Каждый человек должен иметь собственное мнение о каждой вещи, о которой возможны мнения и свое собственное отношение и понимание.
Как Вы поняли из моего вступления, по сути - я атеист, и полагаю, что все люди более или менее здравомыслящие, также являются атеистами. Человек есть продукт развития, и его познавательная способность также продукт развития. Но лишь ничтожное меньшинство ищет достоверности мнений и убеждений!..
Почему же я не «верую», как многие? Не буду писать обо всех своих познаниях, и вдаваться в глубокомысленные размышления всех эпох о Боге, о Вере, что такое самадха, Авиньон, Аламут, либо кто такие минориты, хашишины и т.д. и т.п. Сколько крови и ужаса заложено в основе всех религий! Как все вжигалось, чтобы осталось в памяти: ведь лишь то, что не перестает причинять боль, остается в памяти! Во всех религиях дело главным образом шло о борьбе с некоего рода усталостью и тяжестью, носившими эпидемический характер. В основном сильная вера доказывала только свою силу, а не истинность своей веры. Сам путь веры, был победоносным в силу принудительного характера. Люди верят в истинность всего, что явственно служит предметом сильной веры. Быть может, счастье от веры в обладании истиной никогда не было большим на земле, но никогда также не были большими жестокость, высокомерие, тираническое и злое настроение, питаемое такой верой. Вера – это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это «истина последней инстанции». Народ в религии изначально разделен на пастырей (то есть клириков, имамов, раввинов), псов (воинов, наибов, власть) и паству (народ, пенде). Опускаю путь просветления (буддизм), если в любой другой религии главная проблема в самом начале – было преодоление границы между верой и неверием, то в буддизме все иначе: все происходит из пустоты и все уходит в пустоту. Как понять это?..
Почему люди приходят к вере, как так получается, что обретается истина, не подвергающаяся сомнению?..
Разговаривая со своими верующими знакомыми, думаю, у всех есть такие знакомые, это говорит о большом распространении религии в массы. Они всегда стремятся обратить меня в их веру, приобщить, так сказать, к их мировоззрению. Они полагают, что чем больше людей будет верить в то же, во что и они, тем скорей их представления превратятся в реальность. Ничего подобного. Пытаясь узнать у них, каким образом они сами уверовали и пришли к пониманию о необходимости веры, мне обычно отвечают, мой друг, мой знакомый, мой отец, мои родственники, веруют, они очень добрые, хорошие и достойные люди. Следовательно, они верят лишь для того, чтобы пытаться походить на других, быть такими же хорошими, какими являются их авторитетные знакомые (отцы, друзья, учителя), в общем, люди - заслуживающие их доверия. И если они не веруют, то чувствуют угрызения совести перед верующими людьми. В общем, вначале ставят других выше самих себя и пытаются сравняться. А если, в начале своем, люди, долго и упорно хотят казаться кем-нибудь, то в результате им уже трудно быть кем-либо другим. В общем, можно сделать вывод, что у таких людей, сама вера начинается с лицемерия, с внешнего подражания, с копирования эффектов. Наша вера в других выдает, где мы охотно хотели бы верить в самих себя. Другими словами, в основе всякой веры лежит чувство приятного или болезненного в отношении к ощущаемому субъекту (объекту). В вопросах, насколько мои верующие знакомые постигли истинность, мне обычно отвечают: «ты что, невозможно постичь всего, я знаю не больше, приблизительно 3-х % от всех предписаний». Возвеличивают само притязание на истинность истолкования, то бишь. Значит, в вере достаточно иметь поверхностные знания, спрашиваю я. Ну конечно нет, отвечают мне, со временем узнаешь больше, будешь постигать и совершенствоваться, но постичь всего невозможно, слишком короток срок человеческой жизни, то есть, все это можно оставить людям посвященным, более сведущим, которые посвятили всю свою жизнь этому. Но ведь затрагивается само понятие истины, поиска этой истины, неужели им не интересно узнать всего, к чему ведет истина? Получается любой случайно подвернувшийся смысл – таки лучше бессмыслицы, так?.. Одно из ошибочных умозаключений состоит в следующем: если кто-либо правдив и искренен в отношении нас, то он говорит правду. Конечно, люди посвященные, не могут нас обманывать, им нет в этом необходимости просто. Нам говорят: «Считай это истинным и в дальнейшем ты сам испытаешь, какую это приносит пользу». Но это означает, что из личной пользы какого-либо мнения должна быть доказана его истинность; удобство учения должно свидетельствовать о его интеллектуальной прочности и обоснованности. А как же Вы – люди верующие, почему пытаетесь привить мне то, в чем сами не обрели полную ясность? Я хочу сказать, обманутые, не обманывайте других. Люди, которым их ежедневная жизнь кажется пустой и монотонной, легко становятся религиозными; это понятно и простительно; но только они не имеют права требовать религиозности от тех, чья ежедневная жизнь протекает не пусто и не монотонно. Предоставьте людям самим решать и выбирать. Я согласен, никто ничего не навязывает, и тем более не требует, но частота, с которой все верующие об этом говорят, и то, что их мысли и помыслы направлены только в одном направлении удручает и напрягает, честно говоря. Чаще всего, отношение людей к вере определяется не основаниями, а привычкой, вы человек верующий, потому что нашли свою религию уже готовой и поверили в нее без всяких оснований, подобно тому, что вы имеете ту национальность, под которой родились. В этом случае, привычка к духовным основным принципам, лишенным основания, называется верой. Поэтому прошу, требовать оснований, а не только одной веры!..
Ложное истолкование своих мотивов и внутренних переживаний есть необходимая предпосылка того, чтобы человек стал религиозным и испытал потребность в спасении. Многие приходят к вере из-за страха перед неизбежностью, в общем, здешнее нам известно, а каково то, к чему все перейдут, мы не знаем и страшимся неведомого. И страх перед мраком (понятия: ад, джаханам), в который, как люди верят, погрузит нас смерть, естествен, конечно. Все боятся смерти, также как одинаково не знают жизни. Существуют люди, которые хотят обременить жизнь человека только для того, чтобы потом предложить ему свои рецепты для облегчения жизни, например свою религию. Вы когда-нибудь разговаривали со страховщиками жизни, сколько житейского ужаса они могут рассказать, только для того, чтобы Вы обезопасили свое будущее. В религии такой же подход. Не важно, какую веру проповедует то или иное учение, важно, какую оно подает надежду (понятия: рай, жаннат). Не знаю как, но только вымышленное тревожит людей сильнее на самом деле. Ведь горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ. Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют, для себя, лживые басни о том, что будет после смерти. И таким образом находят в своем сердце путь к религии, где, как им кажется, обитает истинность в этом вопросе. Вот тут, самое главное лицемерие таких религиозных людей. Вот почему, если бы, их вера была права в своих утверждениях о карающем Сверхсуществе (понятия: Бог, Аллах, Всевышний), всеобщей греховности, благодати по избранию и опасности вечного проклятия, то было бы признаком слабоумия и бесхарактерности не стать священником, попом, муллой или монахом и не трудиться со страхом и трепетом только над своим спасением; было бы бессмысленно упускать из виду вечное благо из-за временных удобств при жизни, не так ли?.. Для чего мы занимаемся нашей продолжительностью жизни, если мы в состоянии прожить правильную, счастливую, а главное короткую жизнь, перейдя затем в своего рода вечное блаженство. Вдумайтесь, пожалуйста! Основная задача всех религий была одна и та же: внушать бедным простолюдинам, что для них нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю – дело богоугодное. Масса – послушное стадо, оно должно спокойно пастись, многие просто не в силах жить без господина. У нее такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется всему, кто назовет себя ее властелином. Всем известно, чти зерно так называемой совести – «социальный страх». Человек должен смиряться со своей судьбой. Хорошо, должен, каждый заслуживает того, что имеет, все как всегда. Мир никому, никогда, ни за что не переделать. Им правило, правит и вечно будет править зло. Получается, жизнь – так жестока, почему же жизнь за гробом должна быть иной? На самом деле, каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным. Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объем работы, необходимый и в первом, и во втором случае, - один и тот же. Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел, мы рождаемся нагими и убываем в мир иной такими же. Мы привилегированная кучка людей, которые вопреки всем шансам выиграли в лотерею рождения. Как мы смеем жаловаться на наше не минуемое возвращение в то состояние, из которого подавляющее большинство никогда не рождалось?.. Главное, как Вы проживете отмеренный Вам промежуток времени, как воспользуетесь отпущенным Вам бытием, достойно или же нет, этим вопросом следует задаваться постоянно! Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно – это всем доступно, жить долго никому. Большинство людей умирает только в последний момент; остальные начинают делать это загодя – лет за двадцать, а то и больше. Эти – самые несчастные. Помните, мы рождаемся, страдаем, умираем, а горы стоят непоколебимо. Жизнь – забавный подарок. Поначалу этот подарок переоценивают: думают, что им вручили вечную жизнь. После – ее недооценивают, находят никудышной, слишком короткой, почти готовы бросить ее. И наконец, сознают, что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться. И тогда ее пытаются ценить по-настоящему. Только когда начинаешь действительно бояться смерти, начинаешь по-настоящему ценить жизнь!..
Теизм или Вера в Сверхразум! Вообще, очень много вопросов по этому поводу и не только у меня. Например, какая причина создать Мир была у Всевышнего? Он добр, а значит, добрый не жалеет другим ничего благого, - вот он и сделал лучшее, что мог. А ведь, самое главное Его творение никудышное – правда ведь, либо, может быть, достойного содержимого очень мало получилось. Вот еще, Всевышний, по определению, вездесущ и всемогущ. Если он есть, значит, он везде и может все. Но если он может все, может ли он создать мир, где его не будет и в котором он ничего не сможет сделать? Мне говорят, Он внутри каждого, Он в нас самих, Он милосерден, Он – это все! Но с другой стороны, Он требует поклонения, требует прилежания, требует собственного возвеличивания. А для чего, зачем Ему все это нужно? Да если бы Он был настолько разумен, ему и в голову не пришло бы такого, да еще и с такой жестокостью и таким ожесточением совершаемое. Это как, допустим, вера в гороскопы, почему то многие думают, что звездное небо вращается вокруг судьбы человека. Да Вы хоть понимаете, что даже свет от звезд, который достигает нашей с Вами планеты, может быть вчерашним, либо светом прошлого месяца, а может - этой звезды уже давно нет, в зависимости от расстояния, Вы представляете какие расстояния в Космосе, или что такое скорость света? И как в небесных светилах может быть причина всего, чтобы ни случилось, какой толк знать то, чего нельзя изменить? А если они все предуказывают – какая польза в предвиденье неизбежного? Знай не знай – все равно случится ведь! До каких пор мы будем чего-нибудь требовать от Всевышнего, словно не можем еще сами себя прокормить? Просто человек нуждается в цели – и он предпочтет скорее хотеть Ничто, чем ничего не хотеть. Все верят в то, что Всевышний есть истина, что истина божественна. А что, если именно это становится все более и более сомнительным, если ничто уже не оказывается божественным, разве что заблуждением, слепотою, ложью, - если Сам Всевышний оказывается продолжительнейшей нашей ложью?.. Вы задумывались об этом, Вас так же, как и меня посещали сомнения на этот счет?.. Вы вспомните недавнее прошлое, время строительства коммунизма в нашей стране, время, когда многие храмы разрушались, либо сдавались в эксплуатацию на нужды партии, а о мечетях даже разговоров не было. В СССР религия рассматривалась, как частное дело и ответственность за нее была переложена на совесть и привычку каждого отдельного человека. А что же сейчас? Сколько правительственных денег тратиться на строительство новых мест моления, вместо того, чтобы строить дома приюта для брошенных детей, к примеру. Думаете, наше правительство уверовало в истинность и непогрешимость верования?.. На самом деле, сильные мира сего понимают, как это необходимо. Религия должна удовлетворять душу отдельной личности в случае потери, нужды, ужаса, недоверия, т.е. там, где правительство чувствует себя бессильным, и сделать что-либо непосредственно для облегчения душевных страданий частного лица; и даже при общих, неизбежных и в ближайшее время неустранимых бедствиях (при голоде, денежных кризисах, войнах наконец) религия внушает толпе спокойное, выжидательное, доверчивое поведение. Нынешняя вера, это всего на всего, смесь греческой философии и римского прагматизма. Победа нынешней веры над верованием греков и римлян есть доказательство большей истинности первого – хотя в этом случае более грубое и насильственное одержало победу над более тонким и духовным. Они верили в политеизм (многобожие), а сейчас в монотеизм (единый Бог), у них были мифы и сказания, сейчас пророчества, заветы, хадисы, можно продолжать и продолжать сравнения и сопоставления, но не будем об этом. Когда нас постигает беда, то ее можно одолеть либо устранением ее причины, либо изменением действия, которое она оказывает на наше сознание, т.е. истолкованием ее как блага, польза которой, быть может уяснится нам позднее, либо на то воля Всевышнего. Но это ведь не так, я бы выбрал устранять причины, а не второе. Думаю, с тех пор, как будет утрачена вера, что Всевышний руководит судьбами мира в целом и, несмотря на все кажущиеся отклонения в пути человечества, все же превосходно ведет его, - люди должны сами ставить себе вселенские, объемлющие всю землю, цели!..
Меня беспокоит ситуация в нашей стране, я был шокирован случившимся в городе Таразе, ошеломлен происходящим в городе Актобе. По сути, выражаясь литературным языком, вера всегда выступает в роли протагониста, чего-то положительного, а вот сомнения – это уже явный антагонист, что-либо отрицательное. Сомнение – есть зло, веруйте и веруйте неоспоримо, веруйте истинно, говорит нам религия. Больше всего любой религии не нравятся лицемеры, если ты пришел к вере, то хуже всего затем отречься от нее, этому просто нет прощенья. В общем, пути назад нет. Лучше не верить, чем верить лживо, а не верить нельзя, Вы знаете, что Вам уготовано в таком случае. Получается выбор без выбора. Когда вера перешагивает свободу духа, когда из-за истины отменяется даже вера в истину, когда не остается ничего истинного, все позволено, тогда рождается – путь фанатизма! Они называют себя истинно верующими, верующими без доли сомнения, которые знают, что им, в силу их силы веры уготовано только блаженство после смерти. Вот о них и хотелось бы написать. Истинно верующие не могут понять, что существуют и другие мнения, также как их религия не является единственной. Иметь мнение у таких людей – значит уже фанатически исповедовать его и впредь приютить в своем сердце в качестве убеждения. Из внутренних страстей вырастают мнения; косность духа превращает последние в застывшие убеждения. Иногда убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь. Убеждение есть вера, что в известном пункте познания обладаешь безусловной истиной. С такими людьми очень опасно разговаривать, мне доводилось. В ходе разговора, если получится лишить истинно верующего основы его убеждений, он все равно от них не откажется, только заменит слово «убеждения» словом «вера», потому что не сомневается в своей правоте. А не сомневается он потому, что верит. Мнимая логика строит замкнутый круг в его рассудке, на который не дозволено покушаться. Собственно, такие люди только хотят оставаться правыми, потому что полагают, что они должны быть правыми. Отказаться от своей веры означает, быть может, рисковать своим вечным блаженством. И вот люди верующие называют всех остальных неверными, по другому можно сказать, врагами своей Веры, следовательно, им уготовано нечто ужасное после смерти, поэтому их следует заставить верить, принудить насильно. Потому, что их вера истиннее, чем вера всех остальных, и самое главное, все одного и того же мнения о своей религии. Предпосылкой каждого верующего, каждого направления есть то, что они не могут быть опровергнуты; и если противоположные аргументы оказывались бы слишком сильными, то у них есть возможность оклеветать разум вообще и, быть может, даже водрузить формулу «верую, ибо не возможно не верить», как знамя самого крайнего фанатизма. Тогда вопрос, а Вы бы тоже хотели войны всех против всех?.. И что значит смерть одного человека по сравнению с муками ада почти для всех?.. И что страшнее быть в преисподней или не быть нигде?.. И наконец, на чьей же стороне истина?.. К сожалению, часто бывает, что ни на чьей. Принудить кого-либо к молчанию через проявление физической дикости и возбуждение страха – это признак первобытной культуры, что ярко выражено у фанатичных людей. Думаю, в нашу эпоху сравнения, когда сама нравственность является более высокой, такой подход неприемлем! Мне кажется, должно быть, обязанностью всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина – что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине. Вы должны научиться смеяться. Это путь к настоящей любви. Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть, а есть немалое – сама жизнь. Ведь до сужденья о том, чьи слова истиннее всего, нам далеко, как и до самой истины. Истина должна делать людей свободными!..
После всего написанного, какую же религию исповедаю я сам, хотели бы Вы спросить? Ни одной из всех, которые Вы мне назовете. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души. Что же это такое, Вам хочется спросить, как ты отличаешь тогда добро от зла? Каждое существо во Вселенной отличает добро от зла! Не убей, не насилуй, не кради! Это принципы, которые может соблюдать любой человек, любой веры. Это не вежливые советы! Это основы поведения! Это мораль! Все писания только и говорят об этом, возьмите философию Эпикура, либо «Моральный кодекс строителя коммунизма», да в любом мультфильме, с самого детства нас учат, как отличить добро от зла! Я не перестаю повторять, что мотив человеческого общества оказывается в конечном счете экономическим; так как у нас недостаточно жизненных средств, чтобы содержать своих членов без своего труда, то мы должны ограничивать число нас самих же, а свою энергию отвлекать от сексуальной деятельности и направлять на труд. Вечная, исконная, существующая до настоящего времени жизненная необходимость. Все это дает утверждать, что религия дала любви психическую ценность, за что я так благодарен ей. Только поэтому, думаю, следует найти время для религии – это путь благочестия и добродетели. Но знаете, кого я могу назвать таковым? Человека совершенного и независимого, которого никакая сила, никакая нужда не испортит!..
А если серьезно, как на счет того, чтобы поставить Мир на уши вместе со мной? Вы и я, вместе – против кретинов? Откуда берется та энергия, та непреклонная сила и выдержка, с которой отдельный человек, вопреки традиции, стремиться приобрести совершенно индивидуальное познание мира? Как на счет новой истины? Но, прежде чем постигать новые истины, следует опровергнуть старые заблуждения, что и было проделано мною, я так думаю. Если у нас будет нахальство, то будет позволено почти все, нет, просто все; тогда за тебя большинство, а оно и решает, псих ты или нет. Ведь, что было нормально вчера, сегодня уже не нормально. Где же другая «единая цель»? Где противоупор религии? Я отвечу, это наша современная наука, в любом ее проявлении! Понимание происходящего. Таковы свойства всего истинного, которое, как все доброе, легко находит путь в душу. Я понимаю, никому благомыслие не досталось сразу же, - у всех дух был раньше захвачен злом. Но время пришло, наш час пробил, как говорится! Если желаете взять власть над всем миром, отдайте власть над собою разуму, либо моему разуму! Многим Вы сможете повелевать, если разум будет повелевать Вами. Вы должны знать, что такое метод и как необходима рассудительность. Следует обучаться строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях. В наше время познанию сильно препятствует то, что все слова благодаря тысячелетнему преувеличению чувств стали чересчур напыщенными. Строгое размышление, сжатость, холодность, безыскусственность, намеренно доводимая до последней границы, вообще сдержанность чувства и молчаливость – только это может помочь нам. Можно даже задаться вопросом, сумели бы мы, просвещенные люди, при такой организации и тактике быть столь же хорошими орудиями и обнаруживать столь же изумительную самодисциплину, неутомимость и преданность познаниям, как люди «верующие» своей вере. Давайте, поверьте в меня, сплотимся же ради единой цели!.. Хорошо было сказано, также как и абсурдно. Я знаю, что многие не сумеют так запросто отбросить свои предубеждения, это тяжело на самом деле. Каждый сочтет для себя лучшим вернуться в тень и неправду – из страха перед последствиями, ведь иначе их ждет «неблаженная жизнь» после, и масса других предрассудков, как например те же «фанатики», либо власть, хоть мы и будем нести идею познания, мы будем «сектой знаний», вы понимаете?.. В наше время, наш разум обыкновенно столь трезв, осторожен и скептичен в отношении любых гипотез и тем более истин, потому в мире существует такое множество теорий. По сути, пафос поиска истины – это уметь неутомимо переучиваться и заново исследовать, а самое важное проделывать это самостоятельно. С этим я согласен, не мне судить, оставим это Ему! В познании истины все сводится к тому, что она достигнута, а не к тому, по какому мотиву человек искал ее и каким путем нашел. Как и не существует единого пути, каждый должен сам искать свою собственную истину! Многое несет в себе добро, если его правильно понимать. Верьте в любую религию, верьте в своих детей, верьте в спортивную команду за которую «болеете», все в Ваших руках, Вам предоставлен выбор, выбирайте правильно. Думаю, следует жить с людьми так, будто на Вас смотрит Всевышний, а говорить со Всевышним так, будто Вас слушают люди, будьте чисты в своих помыслах и действиях. Я рад, что в настоящее время, человек признал себя чем-то высшим и поставил над собой строгие законы. Нельзя отречься от религии сразу же, я понимаю это, потому что наличной окажется новая проблема; проблема ценности самой истины. И на самом деле тяжело предположить, что хуже, люди, заблуждавшиеся все это время в силу собственных чувств, либо совсем бесчувственные люди. Вот мы совершенствуемся, совершенствуемся, становимся лучше, умнее, добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя решение, правда ведь, лучше всего это понимает женская половина человечества. Главное следует знать, что страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины!..
Не следует верить в кого бы то ни было, кто бы себя кем ни называл, и сколько бы ни было у него приверженцев. Вы чувствуете себя «глупым» попадая в сетевой маркетинг? Если нет, то стоило бы. Почему бы Вам самим не создавать подобные структуры? Послушайте, верьте в себя!.. И обращайтесь за помощью к другим, за советом, за пониманием, а не так... Взаимная помощь – это прекрасно. И она не только в знаниях. Она в поэзии. Она в истории. Она во всем. Я хотел бы по возможности помочь всем людям, вне зависимости от их вероисповедания или происхождения. Все мы хотим помогать друг другу. Мы так устроены. Хотим жить счастьем других, не их страданиями. Мы не хотим ни ненавидеть, ни презирать. Есть место для каждого. Земля богата и может накормить всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с пути. Алчность отравила души людей, воздвигла барьеры ненависти, привела нас к страданиям и кровопролитию. Мы набрали скорость, но замкнулись в себе. Изобретения дают изобилие избранным, оставляя в нужде многих. Знания сделали нас циничными, а талант жесткими. Мы много думаем и мало чувствуем. Иногда, нам нужны не знания, а человечность. Многим недостает таланта, но еще больше доброты. Без них в жизни властвует жестокость и подавляется воля. Но ведь, именно у вас имеется власть для создания собственного счастья! Вы способны дать этой жизни свободу и красоту, сделать ее прекрасным увлечением. Оттого-то и должны мы с каждым днем неотвратимо делаться все более достойными вопроса, обо всем происходящем, все более достойными задавать вопросы, оттого-то, быть может, и более достойными – жизни! Истина открыта для всех, ею никто не завладел! Немалая доля ее останется и нашим потомкам!..
P.S. Мир сложнее моих понятий о мире. Слишком многое приходится узнавать...