казахский
школа вальдорф 2 класс
изучали, как почти везде - кое-как, сопротивление росло с каждым годом а надежда медленно умирала...
повезло только в универе (на 2 недели) - к нам пришла преподша, которая давала язык настолько живо, что пробудила интерес, но везенье оказалось кратковременным...
в Турции Маня научила меня немного болтать по-турецки, и, вернувшись домой, я стала говорить и по-казахски на автомате, пока не вспомнила, что я на нем "не говорю". Мои тараканы спели арию, и наступил разговорный затык. Но если разок получилось, можно пробовать и дальше. Всё упиралось в толковый коммуникативный самоучитель, бестолковые (с нудной грамматикой) у меня тоже есть)
и тут в ленте фб 2 раза всплывает Елена Романенкои ее учебники. "Это судьба" - подумала я и купила в Гулянде все 4, благо, цена незаоблачная, можно попробовать.
Милана казахский невзлюбила с прошлого года, за орущую училку (как и все остальные предметы, кроме физры, рисования, английского и трудов )
каково же было ее удивление, даже больше - изумление!!! - когда, приехав домой, она обнаружила коллекцию книжек
- это твои?! - выпучила она глаза
- да
я почувствовала, что ее мир больше не будет прежним...
как раз сегодня нужно было выучить числительные десятками.
начали мы с того, что написали эти десятки. Поставили буквы там, где "сложно"; там, где "алпыс" происходит от "алты" и тыды, подписывать не стали
и потом на пальцах учили устно: 1 палец - один десяток - он, 2 пальца - жиырма...
потом я диктовала на казахском, Милана писала числа
потом наоборот
и вот мы перешли к интересному:
- Мама, это настоящие деньги?! - радостно закричала Милана
- конечно... - ответила флегматично мама
вот все-таки хорошо, что они проходят эти десятки во 2м классе, когда ребенок прошел их в матеше неделю назад.
задания были собрать сексен, жиырма, елу и так далее...
- алпыс
выкладывает 20,20,20,20
проверяем... заодно математику подключили, хехе))) сама нашла, где ошиблась
потом я деньги выкладывала...
а потом муж заявил, что давно пора ужинать и мы по-быстрому накатали и слова
посмеялись над словом " дұрыс" - что оно не от слово "дура", а имеет значение "правильный", посмеялись над "жиырма", что оно очень "жиЫрное" и пишется по правилу "жи-ши", немного затронули закон сингармонизма, связали с темой по русскому - с фонетическим разбором, что слова бывают твердые и мягкие, и поэтому буквы можно угадать. Чем больше связей с другими предметами - тем проще усвоить инфу.
"казахский - это очень легко" - так началась домашка
по ходу мы обнаружили, что казахский - это интересно и весело
ну а я... чувствую, как мне не хватает простейших слов, типа "давай проверим" или "давай посчитаем"... пойду задам вопросик Татьяне Валяевой, а то начинается эта подзабытая подляна - когда на место недостающего слова выскакивает его вариант на английском...
у Тани есть замечательный сайт по грамматике - "просто о сложном". Там все в цветах и схемах (как я люблю), понятно и легко. Оооо, какое это облегчение - что кто-то знающий уже сделал доступные и красивые схемы, с примерами
и еще у Татьяны есть книга "Грамматика - детям", обзаведусь, думаю, для начального уровня грамматики нам с Миланой вполне достаточно
спросила, мне ж хочется во время занятия хоть маленько по-казахски разговаривать... Делюсь:
- По поводу чисел. "Прибавлять" - "қосу", "отнимать" - "алу". "тең болады" - "будет равно". Можно коротко ""тең" - "равно". А вот примеры произносить можно по-разному. Мы же и по-русски можем по-разному говорить, например, "три плюс два равно пять" или "к трем прибавить два будет пять". Проще всего сказать так: "үш қосу екі тең бес" - "три плюс два равно пять". Ещё пример с отниманием: "Девять минус три равно шесть" - "тоғыз алу үш тең алты". "к трем прибавить два будет пять" - сказать сложнее "үш-ке екі-ні қос-са, бес".
- "Давай сделаем что-либо" - это повелительное наклонение глагола. Даю ссылку на эту тему на сайте http://kaz-tili.kz/glag6.htm "Проверять" - "тексеру", "давай проверим" (мы вместе проверим) - "тексер-ейік"
бывает, дети не хотят учиться и наотрез отказываются от родительской помощи только потому, что родители на чужой стороне.
и еще одна огромная ошибка - прессовать. Нудеть за оценки, делать вид, что оценки важны для ребенка, и тем самым выносить ему остатки мозга, те самые, что не вынесла школа... вот тогда у сильного ребенка будет полный комплект сопротивления, ярости и борьбы с собственными родителями.
война на ровном месте...
у нас ведь тоже так было - упорное сопротивление (нашла коса на камень) и отрицание всякой педагогической деятельности великого вальдорф-педагога
а вот когда доча увидела, что я с ней заодно, она захотела со мной дружить.
а где дружба - там и сотрудничество
все просто!
Цена лояльности? - мое спокойствие в ответ на ее двойки.
моя поддержка в ответ на ее трояки:
- мама, а что я скажу, если меня спросят, кем ты вышла за четверть?
- скажи, что вышла человеком
думаете, мне было легко? да прям! тыжпсихолог, детский (!!!) тыжпедагог, тыжвальдорфпедагог, блин! а ей пофиг на все мои методы, даже пробовать не хочет! да, я возмущалась. Да, меня колбасило, что нужно принимать нытье и недовольство училкой в свой адрес. А ребенок учится все хуже и хуже...
но отношения дороже... слишком хорошо помню ту цену, которую платила за свою учебу в гимназии...
так что спасибо нашей Борисовне! она, сама того не ведая, своей ненавистью помогает нам сплотиться, дружить, делать уроки весело, испытывать прелести домашнего образования и социализации в школе... и помогает чувствовать себя счастливыми
ведь 7-11 - это возраст удовольствия от учебы: вижу, как Милана довольна собой и как легко справляется с уроками
я уже давно выросла и радуюсь потому, что мне нравится быть педагогом, упрощать нудятину до схем, придумывать задания и превращать "сложные" темы в увлекательные
Джем, привет! Спасибо огромное! Ты такой позитив несешь Уже заказала в гулянде, будем с дочкой осваивать!