Перейти к содержимому

Фотография

Хан Аблай был казахома не чингизидом-торе

- - - - -

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 89

#1
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений

Аблай хан

В конце 20-х - начале 30-х годов XVIII века он выдвинулся в число казахских военных и политических лидеров. В ходе наступательных боевых операций казахского ополчения против джунгарских войск, в нелегкой и кровопролитной борьбе он показал впечатляющие образцы храбрости и проявил талант военачальника.
Благодаря своим выдающимся воинским и организаторским способностям Аблай был избран казахскими старшинами султаном в одном из подразделений аргынов. С этого момента началась активная не только военная, но и политическая деятельность султана Аблая, широко прославившая его имя среди казахского населения трех жузов.
За время своей продолжительной политической деятельности внутри Степи и за ее пределами Аблай проявил себя умным, хитрым и гибким правителем. Он своевременно осознал, что в условиях завоевания Джунгарией важнейших торговых центров, караванных путей и оседло-земледельческих оазисов на юге региона и нестабильной внешнеполитической обстановки на его северных рубежах приоритетной стратегической задачей для казахов являлась возможность продвижения своих кочевий на север и северо-восток Казахстана и установления стабильного торгового обмена с российскими купцами, торговавшими продуктами и товарами.
В 40-х - начале 50-х годов XVIII века султан Аблай сумел значительно укрепить свои позиции в Среднем жузе и расширить сферу собственного влияния среди кочевников Центрального, Восточного и Юго-Восточного Казахстана. Этому в немалой степени способствовала его успешная полководческая деятельность в ходе самоотверженной борьбы казахов с очередной военной агрессией джунгаров. Не случайно именно к этому периоду военной биографии знаменитого хана восходят исторические сюжеты многих казахских народных преданий об Аблае, повествующие в ярких красках о его ратных подвигах на поле брани и противоборстве со знаменитым джунгарским ханом Галдан Цэреном.
Действуя напористо и решительно против внешних неприятелей на юго-восточной границе Казахстана, молодой султан в то же время занимал нейтральную позицию по отношению к междоусобной распре влиятельных чингизидских кланов за верховную власть внутри Казахстана и проявлял разумную осторожность и прозорливость в этом амбициозном вопросе.
В период острого династического кризиса в Джунгарском ханстве после кончины в 1745 году правителя Галдан Цэ-рена и начала там кровавых междоусобных "игр в ханы" султан Аблай принял самое деятельное участие в этих событиях и показал себя тонким и умелым политиком.
Не вдаваясь в подробности, назовем только результат вмешательства Аблая в междоусобные распри ойратских князей. Кочевья казахов Среднего и Старшего жузов получили возможность продвинуться к Тарбагатаю и на северо-запад Семиречья - в районы, прежде находившиеся под юрисдикцией джунгарских ханов (после завоевания).
Формально оставаясь верным своей присяге на подданство российскому престолу, в 1757 году Аблай вступил под патронат китайского богдыхана. В дальнейшем он дипломатично использовал свой двойной статус подданного Российской и Цинской империй во взаимоотношениях с обоими патронами для успешного проведения собственной политики в казахских землях.
В 1771 году в связи со смертью хана Среднего жуза Абулмамбета в городе Туркестане состоялось официальное избрание Аблая ханом. На том же курултае он был провозглашен верховным правителем казахов - старшим ханом.
Аблаю удалось осенью 1779 года с помощью своей воинской хитрости и смекалки успешно провести собственными силами военную кампанию против тянь-шаньских кыргызов, а также завоевать в борьбе с правителями Ферганы часть присырдарьинских городов в окрестностях Туркестана и Ташкента.

профессор Санкт-Петербургского университета Турсун Султанов. История Казахского ханства, 2003

. . . это для ликбеза.
  • 0

#2
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений
Изображение

В некоторых кругах казахских историков есть теория что Аблай был не чингизидом, а обычным казахом.
Аргументы ? Пожалуйста...

Проследим появление Аблая на исторической арене.
В начале 18 века в ауле верховного бия Старшего жуза Толе появляется неизвестный мальчик, который вскоре там приживается. Далее по Шакариму:

У Толебия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и в конце концов настолько пришелся по нраву Толебию, что тот решил его усыновить. На вопрос, откуда он родом, говорит, не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает - как назовете, так и будет. Тогда Толебий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком [Сабалак (каз.) - лохматый, растрепа].

Прослышав о том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, Сабалак пришел к Толебию и попросил у него разрешения пойти на войну. ...
Придя на поле брани, Сабалак видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга. А посередине перед войсками один лишь сын (джунгарского) хунтайжи, зять самого Галдан Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благословение хана, он разогнал коня и, издав клич: "Аблай! Аблай!", налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком "враг сражен!" увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был "Аблай"? Тогда тот признался, что он внук Аблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: "Я, слышал, что от Уалибека остался единственный наследник - и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов".

Если опустить некоторые пафосные моменты (например, где только что прибывший на битву джигит сражает вражеского батыра (которого он действительно убьет, но позже) и как этого молодца тут же на месте назначают ханом),
если опустить все это, то видно что этот человек (Сабалак), будучи весьма амбициозным, сразившись в ряде битв, проявив себя как искусный батыр и военачальник и тем самым набрав "вес" и уважение, решает "сделать" себе хорошую родословную, и неожиданно "вспоминает" что он внук Аблая Кровопийцы и наследник Уалибека, хотя в начале не знал о своем происхождении ничего.

  • а кто такие эти Аблай Кровопийца и Уалибек ?
вновь обратимся к Шакариму:

один из претендентов на ханский престол - сын Салкам Жангира Уалибек (брат Тауке хана) ушел в Ургенч, к своему дяде Гаип-хану (Каип). Сын Уалибека бек Абылай прославился в (батырских) поединках своей беспощадностью, за что и получил прозвище Кровопийца (Канiшер). Сын его - Коркем Уали ("Красавец Вали"), сын которого Абулмансур. Все три вышеупомянутых колена его [т.е. - Уалибек, Кровопийца Абылай, Коркем Вали ] умерли при дворе хана Гаипа, так и не став ханами.

  • так, а что же случилось с Абулмансуром (сыном Красавца Уали, внуком Кровопийцы Аблая) после смерти его отца ?
по Шакариму этот сирота отправляется на поиски своей родни в Сары-Арку. Писатель Есенберлин описывает красивое путешествие Абулмансура с рабом Ораком к Толе бию.
Но дорога из Хорезмского Ургенча в казахские степи нелегка и опасна, а исторических сведений по поводу дальнейшей судьбы Абулмансура нет.
Не в счет внезапные воспоминания Сабалака, который сначала не знает какого он рода, а потом скромно признается, что он тот самый исчезнувший Абулмансур.

Т.е. то время, между осиротением Абулмансура в Ургенче и появлением некоего Сабалака в ауле Толе би, никак исторически не освещено и является белым пятном.

А ведь неплохое происхождение выбрал себе Сабалак:
Абулмансур (якобы Аблай хан) <- Красавец Уали <- Кровопийца Аблай <- Уалибек (брат Тауке хана) <- Жангир хан <- Есим хан <- Тауекель хан <- Шыгай <- Касым хан <- Жанибек хан (один из основателей Казахского ханства)

Это основные аргументы.

Но мы просто не имеем никакого права в этом упрекать Аблая, который без правильного чингизидского родословного никак не смог бы добиться титула хана, и сделать всего, что он сделал для своего народа.
И то, что по происхождению он был обычным казахом, человеком черной кости (кара суйек), нисколько не отражается на всех его деяниях.
Наоборот, мне даже импонирует то, что Аблай - выходец из народа.

естественно это всего лишь теория, которая, я думаю, имеет право на жизнь, а может даже большее.
кто-то согласиться, кто-то нет.
контраргументы приветствуются.

з.ы. название темы немного некорректно, поскольку чингизиды-торе также входят в состав казахов, в качестве аристократии.

Сообщение отредактировал BAUR$AK: 30.11.2003, 03:38:46

  • 0

#3
Малой

Малой
  • В доску свой
  • 2 112 сообщений
очень впечатляет!
  • 0

#4
Miss Lucky and Crazy

Miss Lucky and Crazy

    Рыжее чудо

  • Модератор
  • 85 763 сообщений
интересно было все это почитать......:dandy:
  • 0

#5
Одинаковорабочий

Одинаковорабочий

    Читатель

  • Свой человек
  • 684 сообщений
ну, слава Аллаху и пророку его, Мухаммеду.
А то я ночей не спал - казахи на своих деньгах портрет чингизида (которого, на самом деле, по памяти современный художник нарисовал, как-будто он его видел) печатают.
Но я подозревал, что он - казах.
Еще, мне кажется, Аль-Фараби - узбек.
Фурманов - русский.
Пастер - француз (за что и поплатился, не был никогда в Алма-Ате).
  • 0

#6
Merlin

Merlin

    Читатель

  • Забанен
  • 937 сообщений
А вообще первого человека на Земле создали тоже казахом и назвали по-казахски "адам" (в пере. с каз. - человек) Просто и элементарно:dandy:
А если без шуток, зачем все это: "копать" под древних предков, перекраивать историю - лучше самим надо оставить свой след в ней!

#7
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений

Еще, мне кажется, Аль-Фараби - узбек.

креститься надо, Леха :dandy:
он не узбек
к вашему сведенью этноним "узбек" впервые употребляется в 15 веке, а Фараби жил в веке 10

Сообщение отредактировал BAUR$AK: 30.11.2003, 19:10:21

  • 0

#8
IGK

IGK
  • Модератор
  • 6 961 сообщений
Создал бы кто исторический форум, чтобы не помещать достаточно специфичные темы то в литературный, то в общий, то ещё куда...
  • 0

#9
Одинаковорабочий

Одинаковорабочий

    Читатель

  • Свой человек
  • 684 сообщений

Еще, мне кажется, Аль-Фараби - узбек.

креститься надо, Леха :dandy:
он не узбек
к вашему сведенью этноним "узбек" впервые употребляется в 15 веке, а Фараби жил в веке 10


Гриня, а что, обрезаные тоже крестятся? Дано-ли?

Поправочка: я уверен, что Аль-Фараби - узбек.
В 10 веке, еще до появления этнонима "узбек" узбеки уже жили и известнейший из них - Аль-Фараби.
Это так же, как папуасы - они жили всегда, только Миклухо-Маклай придумал этот этноним "папуас". Это не значит, что папуасов не было в природе до Миклухо-Маклая.
  • 0

#10
Акскл

Акскл

    Читатель

  • Свой человек
  • 824 сообщений
Если бы у вятичей-кривичей-древлян-деревлян родился бы на территории нынешней скажем, Смоленской области какой-нибудь великий средневековый ученый, получивший образование и работавший в Европе и писавший свои труды на латыни, и которого называли бы "Вторым Учителем" - как Аль-Фараби ("Первым" называли Аристотеля) - то, я думаю, русские историки уж точно считали бы его русским, или может нет? :dandy: Хотя конечно были бы и "скептики", которые бы утверждали - да какой он русский!? Да тогда и русских не существовало, и писал он труды не на русском языке, а на латыни, и жил не на Руси, а в Европе! :mad:

Сообщение отредактировал Акскл: 30.11.2003, 23:21:06

  • 0

#11
The_Roof

The_Roof
  • Завсегдатай
  • 272 сообщений
А не пофигу ли? :dandy:)))

Какой то молодец на коне с саблей в руках повел за собой толпу молодцов на конях с саблями в руках, которые изрубили другую толпу таких же молодцов с саблями в руках, а теперь спорят - был ли этот молодец казахом или чингизидом? :mad:)))))
ответ на этот вопрос может что то решить? :fie:
это необходимо для развития жизни на всей планете? :(
зачем люди ворошат тени прошлого? ;) что бы найти ответы в вопросах настоящего, говорят ученые....какую проблему настоящего мог бы решить этот вопрос? :p))))
  • 0

#12
BAWIR$AQ

BAWIR$AQ

    Последний Сумырай

  • В доску свой
  • 5 602 сообщений

Если бы у вятичей-кривичей-древлян-деревлян родился бы на территории нынешней скажем, Смоленской области какой-нибудь великий средневековый ученый, получивший образование и работавший в Европе и писавший свои труды на латыни

увы, Аксакал, увы :dandy:

Еще, мне кажется, Аль-Фараби - узбек.

креститься надо, Леха :mad:

а что, обрезаные тоже крестятся? Дано-ли?

а вы что обрезанный ?

Еще, мне кажется, Аль-Фараби - узбек.

креститься надо, Леха :fie:
он не узбек
к вашему сведенью этноним "узбек" впервые употребляется в 15 веке, а Фараби жил в веке 10

Поправочка: я уверен, что Аль-Фараби - узбек.
В 10 веке, еще до появления этнонима "узбек" узбеки уже жили и известнейший из них - Аль-Фараби.
Это так же, как папуасы - они жили всегда, только Миклухо-Маклай придумал этот этноним "папуас". Это не значит, что папуасов не было в природе до Миклухо-Маклая.

"А Васька слушает да ест"

если уж копать, то "узбек" - этноним появившийся в 15 веке не в современном Узбекистане, а в Дешт-и-Кипчаке. и был названием племен, поддерживавших золотоордынского хана Узбека (также как и народ ногаи - сторонники золотоордынского военачальника Ногая).

а народ живший в 10 веке в Средней Азии никак узбеками быть не мог. (как и не могли быть славяне ни русскими, ни украинцами, ни поляками) народ живший в СА был продуктом метисации народа согд с тюркскими племенами, и никакой современный народ (ни узбеки, ни казахи, ни туркмены) не в праве приписывать себе таких великих отпрысков этой земли как Авиценна, Бируни, Фараби, Хорезми, Кашкари, Баласугуни и др к себе, ибо хоть они и родились в Средней Азии, но труды свои писали на арабском а творили в центрах Халифата (Багдад, Дамаск и тд).
ими можно лишь гордиться, ибо они - общее достояние среднеазиатских тюрков.

с уважением

остальным: ребята, если нет что толкового сказать, извольте не тревожить...
  • 0

#13
rockON

rockON
  • В доску свой
  • 5 764 сообщений
да история - пошлая вещь и блин наукой даже не назовешь. это политтехнология, перекраиваемая под конкретное время и конкретного индивидуума. какая разница. действительно лучше созидать настоящее во имя будущего. а что было вчера - пыль.
Баке, я думаю, пусть каждый постарается именно СЕГОДНЯ, штоб птом наши потомки не ломали себе голову над тем кто же все-таки был первый нефтекороль.
  • 0

#14
Одинаковорабочий

Одинаковорабочий

    Читатель

  • Свой человек
  • 684 сообщений

да история - пошлая вещь и блин наукой даже не назовешь. это политтехнология, перекраиваемая под конкретное время и конкретного индивидуума. какая разница. действительно лучше созидать настоящее во имя будущего. а что было вчера - пыль.
Баке, я думаю, пусть каждый постарается именно СЕГОДНЯ, штоб птом наши потомки не ломали себе голову над тем кто же все-таки был первый нефтекороль.


БратышкА, поздно стараться- первый нефтекороль, он навеки - Рокфеллер имя ему.
  • 0

#15
rockON

rockON
  • В доску свой
  • 5 764 сообщений
от и братья появляца стали! рокфеллеру рокфеллерово, а нам свой пропеллер, ибо настоящий мужчина в сорок иметь должен победу над земным притяжением.
  • 0

#16
Bright Sun

Bright Sun

    Управляющий

  • В доску свой
  • 5 225 сообщений
Ну опять началось....кто кем был!!! :mad: Да яка нафиг разница?? Главное кто есть кто, щас. :dandy:
  • 0

#17
maxis

maxis
  • В доску свой
  • 1 524 сообщений
Такое ощущение, что у кого-то комплекс неполноценности и ?они? постоянно пытаются доказать что-то.
  • 0

#18
Bright Sun

Bright Sun

    Управляющий

  • В доску свой
  • 5 225 сообщений

Такое ощущение, что у кого-то комплекс неполноценности и ?они? постоянно пытаются доказать что-то.

Воистину глаголешь. Ну... а что доказывать то? Своими нынешними поступками и деяниями доказывать нада, а историей вертеть, сидя за компом, особо напрягаться не нужно. :dandy:
  • 0

#19
NiX-373

NiX-373

    старый поКатала

  • В доску свой
  • 5 398 сообщений

интересно было все это почитать......:dandy:

Кажется, в "Кочевниках" про все это есть во второй книге.
  • 0

#20
CUBANO

CUBANO
  • очередь на регистрацию
  • 704 сообщений
вот бы вам Баурсак написать про казахов-предателей и изменников родины!
(ваши исторические познания впечатляют - честно)
а то всё как-то слишком приторно получацца, а так бы мона сказать объективно выглядело бы.
все знаеют и читали про предателей разных наций и вероисповеданий
Иуда
провокатор поп Гапон
всякие там шпыёны которые перебежали на др сторону
а вот у казахов такие есть? или про них не любят писать и упоминать
(Дзесны манерэ хайтаракумэн мэр республикан (проф. Хачикян, Мимино))

по мне так все равно кто такой Аблай-хан и какого этноса сын - хоть марсианин
так же как и то что Екатерина-2 была немкой - а русская царица, Великая




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0

X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2016 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.