Суфизм, или тасаввуф; так называется путь совершенствования духовного мира, постижения Всевышнего, которому следуют суфии и приверженцы тасаввуфа. Тасаввуф представляет собой теоретическую сторону пути истины, а дервишество – его практическую сторону. Кроме того, теоретическую сферу тариката (оформившегося направления, общности в тасаввуфе – прим. ред.) называют "илм-и тасаввуф", т.е. наукой о тасаввуфе, а практическую сторону тариката – дервишеством. Согласно мнению некоторых праведных людей, суфизм – это умерщвление Всевышним Господом нафса – собственного естества и эгоизма человека с последующим достижением особого обновления и прилива сил при помощи божественного света. Перефразируя эту фразу, можно сказать, что это воспитание «совершенного человека», свободного от мирской суеты, сумевшего возвыситься над негативными качествами души, чьи – действия согласуются с божественным велением и беспрецедентным выбором. Иной взгляд на суфизм подразумевает постоянное усердие и самонаблюдение (совершение радений, обычно сорокадневных – прим. ред.) с целью избавления от порочных нравов и наделения высшими моральными качествами.
Высказывания Джунайда Багдади о тасаввуфе перекликаются с понятиями "фана-филлах" и "бакабиллах", что в переводе соответственно означает «раствориться в Господе» и «увековечиться с Господом» (прим. пер.) По словам Шибли, тасаввуф представляет собой некое завершение духовных поисков мусульманина на пути постоянного совершенствования, когда его мысли и чувства связаны только с бескорыстным и преданным служением Всевышнему. Мнение же Абу Мухаммада Джарира сводится к тому, что тасаввуф в противовес отрицательным свойствам характера способствует выработке в человеке возвышенных этических и моральных качеств. Существуют и иные объяснения тасаввуфа, к примеру: как проникновение в суть вещи и бытия; как толкование событий с опорой на марифат (познание Аллаха), восприятие каждого свершения Всевышнего как просвет, дающий возможность наблюдать за Ним и проведение всей жизни в попытке лицезреть Его посредством невообразимого, сверхъестественного внутреннего созерцания и постоянное глубочайшее уважение к Нему с осознанием того, что Он нас видит.
Из подобных определений можно сделать один общий вывод: тасаввуф означает жить в орбите познания Аллаха, любви к Нему и духовного наслаждения, постепенно освобождаясь от человеческих свойств и приобретая ангельские качества и божественную нравственность.
Основанием для тасаввуфа служит как внешнее соблюдение всех законов и положений шариата[1], так и одновременное внутреннее постижение их глубокого смысла. И салик (т.е. следующий по пути тасаввуфа – прим. пер.), правильно пользующийся двумя этими крыльями, видит предписания внешние из внутреннего содержания, а предписания сокровенные ощущает как явь и вживается в них. Благодаря подобному созерцанию и восприятию он благопристойно следует к намеченной цели и неуклонно приближается к ней.