Перейти к содержимому

Фотография

Рене Груссе "Империя Степей - История ЦА"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 73

#1
Акскл

Акскл

    Читатель

  • Свой человек
  • 824 сообщений
Из Главы 4
БОЛГАРЫ И МАДЬЯРЫ
После упадка Аваров, главная роль в Тюрко-монгольской Европе принадлежала какое-то время Булгарам.(20) Этот народ  Тюркского происхождения имел отношение с Гуннам-Кутригурам, в течение второй четверти 7-го столетия, создал мощное царство к северо-западу от Кавказа, между долиной Кубани и Азовским морем, при хане Куврате (ум. 642 г.), лидера Булгарского племени Оногундур. После смерти Куврата, продвижение Хазар разделяет Булгарские племена на две части. Одна часть, во главе с Баяном, одним из сыновей Куврата, осталась на прежней территории под Хазарским сузеренитетом. (считается что потомки этой части позже передвинулись к северу в направлении Камы и Казани, и там основали Большую Булгарию, которая в тринадцатом столетии была разрушена Чингизидами; их самые последние потомки, по-видимому, являются сегодняшние Чуваши.  Вторая Булгарская группа, во главе с ханом Аспарухом - другим сыном Куврата - переместилась на запад, пересекла Дунай в 679 г., и обосновалась в древней Мезии. Император Юстиниан II (705-711 гг.), получивший защиту и помощь во время  Византийских гражданских войн от хана Тервела (701-718), преемника Аспаруха, официально признал это новое образование. Столетием позже, Булгары Мезии и их хан Телец (приблизительно 762-764 гг.), пошли на Константинополь; но Византийский император Константин V сокрушил их в при Анхиале (Anchalus), около современного Бургаса (30 июня, 762 г.). В 811 г. другой Булгарский хан, Крум, победил и убил императора Нисефоруса I и сделали кубок из его черепа по древнему Гуннскому обычаю; но в 813 г., когда он осадил  Константинополь, он потерпел неудачу подобно Аварам до него. Его преемник, хан Омуртаг (814-831 гг.), заключил мир с Византией. Обращение царя Бориса (852-859 гг.) в середине 9-го столетия и увеличивающееся Славянское влияние, которому Булгары были подвергнуты отделило этот народ от основной части Тюркских наций и объединило их с Христианской Европой.
Древняя территория Аваров была занята в конце 9-го столетия Мадьярами или Венграми. Венгерский язык принадлежит не к Тюрко-Монгольской, а к Угро-Обской подгруппеы Финно-угорской группы, и между этими двумя лингвистическими группами никакой близкой связи до сих пор не было найдено. (21). Однако, возможно, что в рассматриваемый период Венгры были политически организованы Тюркской аристократией. Арабские географы типа автора Худуд Аль-Алам (982 г.) и Кардизи (1084 г.), по-видимому, различают (или путают) две группы Мадьяр, одна из которых осталась в Уральских горах, где Вогулы живут еще и сегодня, (22),  в то время как другая группа мигрировала сначала в "Леведию" к северу от Азовского моря и позже в "Ателкузу", что является равниной между низовьями Днепра, Карпатами, Серетом, дельтой Дуная, и Черным морем. В это время, те же самые Арабские географы (а также Константин Порфироген) говорят о "Мажгарах" как о Тюрках, несомненно потому что обе группы этих Угро-Финнов были организованы Булгарами: Уральские -  Булгарами Камы, а группа в Ателкузу - Оногундурами или Оногурами, которые в 9-м столетии занимали юго-восточную часть Карпат. (23).  Название Хунгари, обозначающее Мадьяр, возможно, произошло от этих Оногуров, которые смешались с ними во второй половине 9-го столетия. Другие источники связывают эти Угро-Финнских Мадьяр с другим Тюркским племенем - Кабарами, которые имели отношение к Хазарам и которые, как считается, дали Мадьярам их королевскую династию - Арпад. Присутствие Оногурской или Кабарской Тюркской аристократия среди Мадьяр объясняло бы Византийский протокол, в соответствии с которым, при обмене послами при Константине Порфирогене на Мадьярских лидеров всегда ссылались как на "Принцев Тюрков " (24). Около 833 г., Мадьяры жили в Леведии, между Доном и Днепром, в пределах владений большой Тюркской империи Хазар. К 850 г. или 860 г. изгнанные из Леведии Тюрками-Печенегами они вступили в Ателкузу. Они достигли дельты Дуная около 880 г. В их новой Дунайской области Венгры продолжали быть поддаными Тюркского королевства Хазар (см. ниже), и, по всей видимости, это был именно Хазарский хан который, как верховный правитель, назначил молодого благородного представителя племени Кабар, названного Арпад, принцем у Венгров. Вскоре после этого, Византийский император Лев VI, будучи тогда в состоянии войны с Симеоном, Булгарским царем, призвал на помощь Венгров. Венгры, во главе с Арпадом, пересекли Дунай и прошлись по Болгарии огнем и мечом. Но Болгары тогда обратились к Печенегам, теперь хозяевам Русской степи (русские стали там хозяевами только почти через 1000 лет - в конце 18 века - прим.А.), которые напали на Венгров с тылы и вынудили Арпада и его людей искать убежище в горах Трансильвании. В тот момент Арнульф, король Германии, воюя со Славянским правителем Святополком, королем Большой Моравии (Чехословакия, Австрия, и западная Венгрия), решил, подобно Византии, обратиться к Венграм. Арпад быстро пришел и одолел Святополка, который и исчез в этом конфликте (895 г.). Большая Моравия была разрушена, и Венгры обосновались на постоянное жительство в стране, которая была впоследствии названа их именем (899 г.). Оттуда они стали совершать нападения дальше чтобы разорять Запад. Они вторглись в Италию до Павии (900 г.). В Германии они сокрушили последнего Каролингского короля - Луи Ребенка (910 г.). Они совершили набег в Лотарингию (919 г.), подожгли Павию, прошли за Альпами к Франкскому королевству Бургундии и Прованса (924 г.); другой набег последовал к Аттиньи в Шампани (926 г.); они разграбили регион Реймса и Сенс до Берри (937 г.), и опустошили Лотарингию, Шампань и Бургундию (954 г.). Опять наступили времена Аттилы, и никогда, казалось, это не закончится. Наконец, 10 августа 955 г., Отто I, король Германии, одолел Венгров около Аугсбурга - победа, которая положила конец вторжениям. В этом случае Германский мир спас Европу. Обращение в Христианство Венгерского короля Ваика, крещенного как Стефан, должно было изменить судьбу его народа. Во время правления "Cвятого Стефана," сначала как герцога и затем как короля (997-1038 гг.), Венгрия вступила в новую роль. Будучи до того ужасом Европы, она должна была стать ее вернейшей защитой против нападений от стороны Азии - "щитом Христианского мира." От вторжения Монголов тринадцатого столетия  и до  изгнания Оттоманов в семнадцатом, жизнь Мадьярского народа должна была стать одним длинным, героическим и великолепным крестовым походом.
ХАЗАРЫ
В начале 7-го века, юго-западная часть Российской степи и Дагестана стали свидетелями возвышения Хазарской империи. Хазары были Тюркским народом поклонявшимся  Тенгри и управлявшимся каганами и тарханами. Бартольд предполагал, что они представляли собой ветвь западных Тюрков, или, что по-видимому более точно - западных  Гуннов. 25.  Они были уже могущественной нацией когда в 626 г. их хан Зиебил, по просьбе Гераклия на встрече в Тифлисе, предоставил Византийскому императору 40,000 людей, для войны с Персией - подкрепление с помощью которого Гераклий покорил Сассанидскую провинцию Азербайджан. Союз таким образом сформировавшийся между Византией и Хазарами был возобновлен много раз королевскими браками. Император Юстиниан II, во время его изгнания (695-705 гг.), получил убежище у Хазар и женился на одной из сестер кагана, которая стала Императрицей Феодорой. Константин V в свою очередь в 732 г. женился на дочери Хазарского кагана, которая стала Императрицей Ириной. Их сын, Император Лев IV, известен под прозвищем Лев Хазар (775-780 гг.). Эта система мер союза была наиболее полезна для Византийцев в их сражениях против Арабов, на которых Хазары нападали с тыла в Закавказье (например, в 764 г.) в то время как Византийская армия атаковала в Малой Азии.
Сердечное отношение Византийского двора к Хазарам может быть объяснено и с другой стороны. Хазары были наиболее цивилизованны народом Тюркской Европы, так же как и  Уйгуры - среди Тюрков Центральной Азии. Хотя они никогда не приняли оседлый образ жизни, как иногда говорят, они создали свое последовательное государство обогащающееся торговлей и с относительно высокой культурой благодаря их контактам с Византией и Арабским миром. Это государство, по всей видимости, было расположено сначала в области Терекских степей. Первая Хазарская "столица", Баланджар, по мнению Маркварта, находилась у истоков Сулака - южного притока Терека. После ее разрушения Арабами в 722-723 гг., королевское место жительства было перенесено в город известный Арабам как Аль-Баида - Белый Город, название которое Маркварт стремится исправить на Саригшар - Тюркское ?Желтый Город? (или еще лучше, как считает Минорский - Сарыг-шин, то есть Саксин). Маркварт помещает этот город на том же самом месте, где была и более поздняя столица Итиль, в устье Волги. Итиль, в данном случае, был только зимним местом жительства Хазарских каганов. Летом они кочевали, подобно их кочевым предкам Хунну, по степи, наиболее вероятно, в направлении Кубани. В 833 г. желая иметь ставку менее уязвимую для  кочевых орд, они обратились к Византийскому императору Теофилу за инженерами, для того чтобы те им построили укрепленную столицу. Теофил послал им "протоспатаира" (главного инженера) Петрона, который помог им построить эту третью столицу - Саркел, которая стояла или в устье или, что более вероятно, на большом изгибе Дона. (26). На руинах старой Фанагореи на Таманском полуострове напротив Крыма Хазары затем установили  торговый форт Матарку.
Хазарская империя была центром оживленной торговли. Византийские, Арабские и Еврейские торговцы стекались в Итиль и Саркел в поисках шкур с севера. С ними Христианство, Ислам, и Иудаизм нашли распространение в стране. Между 851 и 863 гг., Византия послала Хазарам апостольского Святого Кирилла, который был тепло принят. Биографии Святого Кирилла показывают его дебаты с Еврейскими раввинами за столом каганов. В правление Льва VI Матарка была местом Византийской епархии, основанной для распространения Евангелия по всей Хазарии. Ислам, также представленный многочисленными Арабскими резидентами, обратил в мусульманство многих с 690 г. и, с 868 г. и прежде всего после 965 г. стал одной из главных религий региона. Иудаизм был даже в еще большем покровительстве. В 767 г. Исаак Сангари начал свою духовную деятельность среди Хазар. Мас'уди заявляет, что во времена халифа Гарун ар-Рашида (768-809 гг.) сам Хазарский хаган и его благородные люди приняли эту религию. Преследование Евреев, спровоцированное Византийским императором Романом Лекапеном (919-944 гг.) притянуло большое число Израелитских беженцев в страну.
Каган, который принял Библейское имя Джозеф, как считают, написал в 948 гг. раввину Шисдаи, чтобы описать процветающее состояние Хазарского Иудаизма; но Маркварт сомневается относительно подлинности этого известного письма, которое, по-видимому, датируется не ранее чем 11-м веком. (27). Согласно Рисала Ибн-Фадхан, каган, вице-король, и князь Самандара (в Дагестане), (28) и другие сановники исповедовали Иудаизм. В ответ на разрушение синагог на Исламской территории, один из каганов разрушил минарет. Однако среди народа, Мусульмане и Христиане, по всей видимости, превосходили по численности Евреев. Около 965 г. каган, как считают, принял Ислам по политическим причинам, но в 1016 г., ханом Таманского полуострова был Христианин Хазар по имени "Георгий Цул."
В 9-м веке Хазары начали политически слабеть. Эти цивилизованные Тюрки Еврейской веры должны были быть уничтожены ордами их собственной расы, которые остались неприрученными язычниками. Еще раз степь оказалась в состоянии движения. Огузские Тюрки из Аральских степей (Оузои Византийских авторов) заставили двигаться тюрков-Печенегов региона рек Эмбы и Урал на запад. Около 850-860 гг. Печенеги пересекая территории, которые были подчиненны Хазарской империи, вытеснили Мадьяр, которые были подданными Хазар, с северного побережья Азовского моря. Как был уже отмечено, Мадьяры тогда отошли к Ателкузу - области между Днепром и низовьем Дуная. Вскоре, между 889 и 893 гг., Печенеги возобновили преследование Мадьяр, вытеснив их с их нового места, и наконец поселились там сами, таким образом заняв всю ту часть Русской степи, которая находится между устьем Дона и Молдавией (тогда никакой Молдавии еще не было - прим.А.). Хазары сохранили только земли между нижним течением Дона,  Волги и Кавказом.
В 965 г. Русский князь Киева Святослав напал на Хазар и овладел их столицей Саркелом на большом изгибе Дона. Однако, как полагает Бартольд, Хазарское ханство пережило это бедствие, или по крайней мере оно сохранило территории нижней Волги и степи Дагестана и Кубани. В 1016 г. Византийский император Василий II послал флот, поддержанный русской армией против последнего из Хазар. Эти объединенные силы захватили Таманский полуостров и Хазарские владения в Крыму.  К 1030 г.  Хазары исчезли как политическая сила. Византийцы, однако, страшно просчитались помогая Русским сокрушить этих цивилизованных Тюрков - самых старых и наиболее преданных союзников империи. Вместо Хазар теперь неистовые орды должны были захватить контроль над  Понтийскими степями.
ПЕЧЕНЕГИ И КИПЧАКИ
Печенеги (Пацанаки у Константина Порфирогена, и Бачанаки у Иштакри) были, как мы видели, Тюркским племенем, которое, согласно Маркварту, когда-то составляло часть конфедерации западных Т'у-куе, но было вытеснено назад к низовьям Сыр Дарьи и Аральскому морю Тюрками Карлуками. (29). Следуя в своем движении на запад они пасли свои стада между реками Урал (Яик) и Волга (Итиль), когда около 913 г. (согласно Константину Порфирогену), они были вытеснены оттуда объединенным нападением Хазар и Огузов.  Дальше на запад Печенеги заняли "Леведию " - территорию к северу от Азовского моря, вырвав ее у Мадьяр. Вскоре после этого Печенеги, возобновляя свое движение на запад, вытеснили Мадьяр из Ателкузы, то есть западной часть Русской степи ("русской" она стала через примерно 900 лет - лишь в конце 18 века - прим.А,), между Днепром и низовьями Дуная. Таким образом, приблизительно около 900 г. Печенеги стали использовать пастбища между устьями Днепра и и Дуная. В 934 г. они присоединились к вторжении Византийской Империи против Венгров во Фракии; в 944 г. они были с князем Игорем в его походе на Византию. В 1026 г. они пересекли Дунай, но были отражены деятельным (императором) Константином Диогеном. В 1036 г. киевский князь Ярослав, нанес им кровавое поражение, которые положило конец их доминированию по степи и вынудило их нацелиться еще раз на Византийскую Империю. В 1051 г., под влиянием собственных амбиций и в результате давления Огузов, они снова вторглись в Империю. Вторжение было совершено в 1064 г. через Фракию к воротам Константинополя. Драма Византии состояла в том, что она завербовала себе наемников из числа языческих Тюрков Европы чтобы бороться с Мусульманскими Турками ' Азии, а чувства Тюркского родства язычников были часто сильнее, чем их лояльность императору. Это проявилось в 1071 г., накакануне сражения при Малазгирте [Манзикерте], когда Печенегский корпус покинул службу Императора Романа Диогена и перешел на службу Султана Альп Арслана. В 1087 г. в Европе, во время правления Алексия Комненуса, Печенеги еще раз вторглись во Фракию пройдя до Кула (между Еносом и Константинополем), где наконец они были обращены в бегство, оставив своего лидера Целгу на поле битвы. Алексий Комненус совершил ошибку начав их преследование и был разбит в Дристре (Дуросторум, провинция Силистра) осенью 1087 г.. Империя была спасена лишь благодаря появлению другой Тюркской орды - Кипчаков или Половцев, которые появились в Русской степи в тылу Печенегов и победили их на Дунае. Но как только все эти орды ушли обратно в Россию, как снова Печенеги, под давлением Кипчаков, опять вторглись во Фракию в 1088-89 гг., дойдя до Ипсалы, к югу от Адрианополя, где Алексий вынужден был от них откупаться. В 1090 г. Печенеги объединились с Сельджуками Малой Азии, для чтобы напасть на Константинополь по долине Марицы, от Адрианополя до Еноса, в то время как Селджукский флот, хозяин Смирны, напал на побережья, а от Никеи Селджукская армия угрожала Никомедии (Измиту).
Это было повторением ситуации времен Гераклия и Аваров, но теперь и в  Азии и в Европе Византии противостояли Тюрки: языческие Тюрки в Европе, Мусульманские Турки в Азии, объединенной против империи связями родства. Печенеги перезимовали около Лулебургаза, напротив Византийских линий, которые были отведены назад к Корлу. Алексий Комненус еще раз обратился к Кипчакам, которые под командованием Тогортака и Маниаха, пришли во Фракию из России и взяли Печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г., объединенные Византийские и Кипчакские силы сокрушили Печенегскую армию у горы Левюнион. Это было истреблением целого народа (30). Остатки Печенегов вновь сформировавшись в  Валахии (территория современной Румынии -прим.А.) сделали новую попытку в следующем поколении - в 1121 г. Эта попытка ограничилась Болгарией, к северу от Балканских гор. Но они были захвачены врасплох и вырезаны Императором Иоаном Комненусом весной 1122 г. Освободившееся место Печенегов   в Российской степи заняли Огузы и Кипчаки.
Огузы, чьи Азиатские потомки теперь известны как Туркмены и которые были известны Арабам как Гуззы, обычно кочевали к северо-востоку от Каспия и к северу от Аральского моря (31). Один из кланов этой нации, Сельджуки, приняли  Ислам и в 11-м веке пошли искать свое богатство в Персию, где они основало большую Тюркскую Мусульманскую империю Тогрул-бека, Альп Арслана, и Маликшаха (см. страницу 148). Также в 11-м веке, другой Огузский клан, язычники в этом случае - Оузои у Византийских историков - сверг Печенегское господство в Русской степи. Русские летописи впервые упоминают об этих Огузах - под простым именем - Торки - в 1054 г. - в то же самое время как и о появлении Половцев или Кипчаков.(32). Византийские историки сообщают, что в 1065 г., в время правления Византийского императора Константина Х Дукаса, эти Оузои пересекли Дунай в количестве 600,000 человек и опустошили Балканский полуостров до Салоник и северную Грецию, но что вскоре после этого они были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние из Огузских банд, которые перешли на запад от Волги, были наконец порабощены, уничтожены или ассимилированы Кипчаками.
Народ известный по-Тюркски как Кипчаки - это  же самое что и Половцы у Русских, Команы у Византийцев, Куманы у Арабского географа Идриси, и Куны у Венгров.(83). Согласно Гардизи, они первоначально составляли часть группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири вдоль среднего течения Иртыша, или возможно - как считает Минорский - вдоль Оби (24), Кимаки и Огузы были, в любом случае, близко связаны. (Кашгари отметил, что они отличались от остальной части Тюркских народов мутацией начального ?й? в ?дж?.) Около середины 11-го века Кипчаки, отколовшись от основной части Кимаков, двинулись в направлении Европы.
В 1054 г. Русские летописи сначала обращает внимание на их присутствие в степи к северу от Черного моря, также как и Огузов, которых Кипчаки вытолкнули вперед. Кипчаки воспользовались победой Огузов над Печенегами и, когда Огузы были изрублены Византийцами и Булгарами в ходе злополучных экспедиций в Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки остались единственными хозяевами  Русской степи. В 1120-1121 гг., Ибн Аль-Атир ссылается на них также как на союзников Грузин. Приблизительно в это же время несколько Монгольских кланов близко связанных с Киданями и смешавшиеся до некоторой степени с переместившимися на  запад Кара-Китаями (Кара-Киданями), по-видимому, прибывшие от Китайско-Манчжурской границы к регионам рек Урал и Волга, там присоединились к основной массе Кипчаков, среди которых они, возможно, приняли статус и функцию правящего класса. Все же они должно быть очень скоро ассимилировались, сливаясь, поскольку они впитали Тюркский образ жизни, с чисто Кипчакским элементом (35). Кипчаки оставались хозяевами Русской степи до вторжения полководцев Чингиза Хана в 1222 г. (36).  Тогда же, из-за Русского влияния, некоторые лидеры Кипчаков начали принимать Христианство. Также Кипчаки дали свое имя Монгольской России, так как Чингизидское владение, впоследствии основанное на этой территории стало известным как Кипчакское ханство.
Что должно запомниться  из всего вышесказанного - это достижения Византийской Империи в сопротивлении в течение многих столетий ряду орд, которые бились на ее границах. От Аттилы до Огуза - эти Тюрки и Монголы представляли гораздо более огромную опасность для Христианской цивилизации чем кризис 1453 г.
  • 0

#2
Неизвестный прохожий

Неизвестный прохожий
  • Свой человек
  • 861 сообщений
Вы меня, конечно, извините, но библейское имя все-таки не Джозеф, а Иосиф. Боюсь, что ваш пост вновь породит ненужную возню, не имеющую ничего общего с предметом обсуждения. Хотя, не отрицаю, тема интересная и необъятная. вам надо на форум историков. не сомневаюсь, что таковые имеются на бескрайних просторах интернета.
Кайнд регардз.
  • 0

#3
Акскл

Акскл

    Читатель

  • Свой человек
  • 824 сообщений
Компьютерный переводчик перевел как Джозеф. Неизвестно еще как произносили это имя хазары - вряд ли так же, как оно звучит сейчас по-русски.

Рене Груссе "Империя Степей"
с.126-127
Тюрки Шато

"Китайская династия Тан, которая будет свергнута в 907 г., почти рухнула уже в 880 г. в результате народного крестьянского восстания под предводительством Хуанг Чао. Чанган, императорская столица, как и великий город Лоянг, пали в руки восставших, и двор призвал на помощь новую Тюркскую орду - Чёль-Чуюе в китайской транскрипции (Chol-Ch'u-yueh), и в китайском переводе Шато (Sha-t'o): "люди песчаной пустыни".
Бартольд склоняется к тому чтобы выводить этих Чёль-Чуюе к племенам Тогуз-Огузов, по крайней мере часть которых кочевала к северу от Аральского моря с 10 по 12 века. На самом деле эти Шато отделились от основной массы западных Ту-кюе (Tu-chueh - так называли Тюрков китайцы со своей странной фонетикой - прим.А.), чтобы жить, начиная с 7-го века, к востоку от озера Бар-Коль (Bar Kol). В 712 г. после того как Тибетские банды стали разорять регион Бар-Коля, Шато переместились немного на запад в направлении Кученга (Kucheng). В 808 г. вытесняемые также и с этих кочевок Тибетскими вторжениями, они обратились к Китаю за защитой. Двор Тан учредил их в качестве конфедератов к северо-западу от Лингчоу (Lingchow) (недалеко от Нинся - Ningsia), в северной части Ордоса.
Шато оставались в Ордосе до 878 г.. В тот год, один из их лидеров Ли Коюн (Li K'o-yung - искаженнаое китайской фонетикой Тюркское имя - прим.А.), воспользовавшись опустошительной гражданской распрей в Китае, захватил приграничные земли Татунга к северу от Шаньси, где он хорошо устроился воспользовавшись общей анархией. В 880 г. когда ужасное восстание под предводительством Хуанг Чао вырвало у Тан столицу Чанган, последние обратились к Ли Коюну. Этот молодой лидер (ему было 28 лет) описывается Китайскими историками как храбрый и верный. По всей видимости он всерьез взял на себя роль спасителя династии Тан и его верность никогда впоследствии не была под сомнением. Он изгнал повстанцев из Чангана в 883 г. и был вознагражден назначением на должность министра императорского правительства, которое он только что спас. Что было возможно более важным для него - это то, что одновременно он получил в губернаторство Тайюань, т.е. современное Шаньси. В этот момент этот китаизированный Тюрк вполне мог бы сменить выдыхающуюся династию Тан и взойти на трон Китая: но его чувство лояльности явно удержало его от этого. Вместо него, главарь бандитов Чу Вен (Ch'u Wen) победил китайцев и захватил власть. Сместив последнего из Тан, он провозгласил себя императором и основателем династии Хоу-Лянг в 907 г. (Hou-Liang). Тем не менее Ли Коюн оставался господствовать в Шаньси, и и после его смерти в 908г. его сын Ли Цунсу (Li Ts'un-hsu) смог свергнуть династию Хоу-Лянг, и стал императором Китая (его столицей был Лоянг) как основатель эфемерной династии Хоу-Тан (Hou-T'ang), которая просуществовала не более 13 лет (923-936 гг.). В 936 г. последний Хоу-Тан был смещен - благодаря помощи Киданьской орды - генералом Ши Кин-тан (Shi King-t'ang) - еще одним Тюрком Шато, который провозгласил себя императором Китая и основал династию Хоу-Чин (Hou-Chin) со столицей в Кайфене (Kaifeng, P'ien). Но этот дом оказался даже еще более мимолетным чем предыдущий, продержавшись лишь 10 лет (936-946 гг.). В 946 г. эти древние, но чересчур китаизированные Тюрки были сброшены настоящими варварами - Киданями - Монгольским народом."

Rene Grousset "Empire of the Steppes"
p.xxiii
7-я строка снизу:
"...это были скорее Сюнну (Hsiung-nu), которые под именем Гуннов (Huns) пришли установить прото-Тюркскую империю в южной России и в Венгрии. (Венгерская степь является продолжение русской степи, так же как и русская степь является продолжением азиатской)..."

с.20 (второй абзац):
"Согласно китайскому историку Су-ма Чиен (Ssu-ma Chi'en) это случилось во второй половине 3-го века до н.э. когда Сюнну стали единой сильной нацией. Они были предводимы лидером под названием шан-ю, чей полный титул записывался по-китайски как Ченг-ли Ку-ту Шан-ю - что переводится с китайского как "Величественный Сын Неба" В этих словах можно найти Тюрко-Монгольские корни: "Ченг-ли" -это транскрипция Тюркского и Монгольского слова "Тенгри" - Небо. У шан-ю служили два сановника - королевские "ту-чи", что происходит от Тюркского слова doghri - прямой, верный..."

с.21, 3 строка сверху:
"...Эта нация кочевников, народ на марше, была организована как армия. Общая ориентация была на юг, так же привычно как и у Тюрко-Монгольских народов; такой же феномен наблюдался у потомков Сюнну - Тюрков 6-го века н.э., как и у Монголов Чингиз хана."

с.23 - середина:
"...Они ели только мясо (привычка который произвела глубокое впечатление на гораздо более вегетарианских китайцев) , одевались в кожи, спали на мехах и жили лагерями в войлочных юртах (tents). Их религией был неопределенное шаманство основанное на культе Тенгри, или Неба, и поклонении определенным священным горам. Их шан-ю - верховный монарх - собирал их всех осенью ("время года когда лошади тучны") для пересчета людей и животных..."

с.24, 4 строка сверху:
"Что касается лингвистическкой позиции Сюнну среди Тюрко-Монгольской группы народов, некоторые писатели, такие как Куракичи Ширатори (Kurakichi Shitratori) склонны относить их к Монголам. Пельо, напротив, исходя из нескольких взаимных проверок которые удалось сделать из китайских транскрипций, считает, что весь этот народ был Тюркским - особенно их политические лидеры."

Рене Груссе "Империя Степей" Глава 2
с.80, 9 строка снизу:
"...И наконец, как было мы только что видели, Гунны Европы, которые без соменений были Тюркского типа (of Turkic stock), овладели Русскими степями в регионе прилегающем к Азовскому морю и устью Дона, хотя соперничество их двух орд - Кутригуров на западе и Утургуров на востоке - подрывало их мощь.
Среди вассалов Жуань-Жуаней были, как говорят китайцы, Ту-кюе (звучит более верно чем общепринятое в России Ту-цзюе, Tu-chueh - прим.А.) - Тюркское племя, которое дало свое имя целой группе наций разделяющих общий язык. Пельо говорит, что китайское имя Ту-кюе должно представлять собой Монгольскую (Жуань-Жуань) множественную форму "Тюркют" от единственного "Тюрк". Буквально это означает "сильный". Согласно китайским летописцам, тотемом Ту-кюе был волк. Они были потомками древних Сюн-ну (Hsiung-nu) - факт вскрытый и подтверждаемый их прото-Тюркским характером, приписываемым Гуннам Пельо. В начале 6 века Ту-кюе, по всей видимости, населяли регион Алтая, где они занимались металлургией: "торговля кузнеца" . Власть Жуань-Жуаней была недавно ослаблена гражданской войной, которая 520 году почти привела к столкновению между их каганом Анакуэем (A-na-kuei) и его дядей Поломеном (Po-lo-men) - правителями восточной и западной орд, соответственно."
Она досталась Анакуэю (522-552 гг.), как единственному живому властителю ханства для подавления неподчиняющихся вассальных Тюркских племен. В 508 году одно из этих племен - Као-киу - теперь оно может быть идентифицировано как Толос или Толач - кочевники пастбищ к югу от Алтая вблизи Урунгу и, по-видимому, предки Уйгуров, победили Жуань-Жуаней. В 516 году, однако, Жуань-Жуани убили короля Као-киу и принудили это племя к подчинению. В 521 году Као-киу снова тщетно попытались поспользоваться гражданской войной среди Жуань-Жуаней чтобы восстановить свою свободу. Вскоре после 546 года, когда они планировали новое восстание, они были остановлены Ту-кюе, которые несмотря на общее происхождение, законопослушно предупредили их общего сюзерена - кагана Жуань-Жуан Анакуэя об этом плане. В качестве награды за свою службу лидер Ту-кюе, который известен и по своеиу Тюркскому имени Бумин, и по его китайской транскрипции Тю-мен (T'u-men) - потребовал руки принцессы Жуань-Жуаней. Анакуэй отказался. Тогда Бумин заключил союз с династий Си-Вей Тоба - надо сказать что они были Тюрками - тогда правивших в Чангане в северо-западном Китае. Хотя и полностью китаизировавшиеся, Тоба могли еще сохранить чувства родства с Тюркским сообществом. В любом случае, они должны были быть рады союзу, который позволил им нанести удар по старым врагам - монголам Жуань-Жуань, и они дали Бумину руку одной из своих принцесс (551 г.). Окружив таким образом монголов Жуань-Жуань Бумин полностью разгромил их, доведя Анакуэя, их кагана, до самоубийства (552 г.). Остатки ЖуаньЖуаней оставили Монголию (Тюркам - прим.А.) Ту-кюе и бежали к китайской границе, где двор Пей-Чи, преемников Тунг-Вей (других Тюрков Тоба - прим.А.), учредил их в качестве охранников границы.
Таким образом, имперская территория Монголии перешла от Жуань-Жуанея к Ту-Кюе, или от Монголов к Тюркам. Бумин принял императорский титул кагана. Месторасположение новой империи находилось в верховьях Онона - в гористом регионе, который со времен древних Сюн-ну и до времен Чингизидов часто выбирался этими ордами как их командный пост.
Бумин каган, Тюркский герой, ненамного пережил свой триумф (552 г.) и по его смерти его владения были поделены. Его сын Мухан получил Монголию и его императорский титул (553-572 гг.). Так был основан каганат восточных Ту-кюе. Младший брат Бумина - Истами (по-Тюркски) или Ши-тие-ми (в китайской транскрипции) унаследовал княжеский титул йабху (yabghu) вместе с территорией Джунгарии, Черного Иртыша, Имиля, впадин Юлдуза, Или, Чу и Таласа. Так был основан каганат западных Ту-кюе."
Продолжение - Рене Груссе ""Империя Степей", с.82:

"Лидер западной части, Истами, сражался в районе Таласа с Эфталитами. Для того чтобы взять их с тыла, он заключил договор с их старыми врагами - Персами, в то время управляемыми Хосроем I Аноширваном - самым великим представителем династии Сасанидов. Истами закрепил пакт, выдав одну из своих дочерей замуж за Хосроя. В результате нападения с севера Тюрков и с юго-запада Персов, Эфталиты были побеждены и исчезли (около 565 г.). Часть из них - кочевники Аральского региона - на северо-западе - бежали на Запад; это может быть были они - более вероятно, чем остатки Жуань-Жуаней - кто под именем Уархонитов и Аваров основали новое монгольское ханство в Венгрии. В последующий период эта орда, изгнанная из Азии, и известная греческим и латинским писателям под именем Аваров, терроризировала Византийскую империю и Германский запад, до того как их разгромил Шарлеман (или Каролинг - прим.А.). (В историческом атласе Harper Collins Atlas of the World History, ed.by Geoffrey Barraglough, Borders Press, 1998, на с.94 говорится что Авары были Тюрками -прим.А.)
Владения Эфталитов были поделены между западными тюрками и Сасанидами. Лидер тюрков Истами взял Согдиану, в то время как Хосрой I Аноширван звхватил Бактрию - терра ирредента (невоссоединенная земля - прим.А.) Иранизма. Между 565 и 568 гг. Бактрия была восстановлена для Сасанидской империи. Возврат был однако краток - Тюрки (Ту-кюе в тексте - прим.А.) вскоре взяли Балх и Кундуз - т.е. ту же самую Бактрию - у Сасанидов, своих недавних союзников.
Таким образом, эти два Тюркских образования раннего средневековья приобрели свою определенную форму: ханство восточных Тюрок, основанное каганом Муханом в Монголии с центром возле будущего Каракорума в верховьях Онона, и ханство западных Тюрок на Или и в западном Туркестане, с летними кочевьями в верховьях Юлдуза к северу от Кара Шара и Кучи, и с зимними - на берегах Иссык-Куля или долине Таласа. До этого момента, если можно говорить о границах этих существенно кочевых империй, то эти границы были обозначены великим Алтаем и горами к востоку от Хами.
С начала правления Мухана (553-572 гг.) восточные Тюрки имели мало противников. В 560 г. или около того, они победили Киданей, монгольскую орду, которая оккупировала западный берег реки Ляо недалеко от современного Джехола скорее всего с середины 5-го века. В северном Китае король Чангана Пей-Чоу смиренно попросил руки дочери Мухана. Мухан в это время явно играл роль арбитра между двумя королевствами - преемниками империи Тоба (около 565 г.)
Истами - йабху или хан западных Тюрок, который правил с 552 по 575 гг. известен Табари как Синжибу и византийскому историку Менандеру как Силзибул - искажение титула "йабху". Византия хотела заключить с ним союз. Действительно, теперь на Оксе (т.е. Аму-Дарье - прим.А.) Тюрки стали непосредственными соседями Сасанидской Персии и это было в интересах Византии действовать совместно с Тюрками. Истами, который был чрезвычайно умным человеком, думал воспользоваться своим положеним на перекрестках Азии, для того чтобы получить свободу торговли шелком через Персию от границ Китая к границам Византии. С этой целью согдианец по имени Маниах (в Ц.Азии согдианцы были лучшими ведущими караванов того времени) посетил Хосроя I Аноширвана от имени Истами. Желающая продолжать держать монополию торговли шелком Персия отвергла эти подходы. Истами тогда решил решить дело напрямую с Византийцами против Персии. В 567 г. он послал того же Маниаха ко двору Константинополя путем через нижнюю Волгу и Кавказ. Император Юстиниан II должно быть сильно заинтересовался предложениями Тюркского посла, что к моменту возвращения домой в 568 г. его сопровождал Византийский посол Земархос. Истами принял Земархоса в своей летней резиденции к северу от гор Ак-таг - т.е. Тянь-Шань - в глубокой долине верховий Юлдуза к северо-западу от Кара Шара. Твердый союз был заключен против общего врага - Сасанидской Персии. Сасанидский посол который было появился при этой встрече, был был живо эскортирован прочь, и Тюркский король (king) объявил войну Персии. В 572 году Византия сама вступили в войну против Персии которая продолжалась 20 лет (572-591 гг.). Все это время западные Тюрки и Византия поддерживали тесные связи. В то время как Земархос был в пути домой через низовья Волги, Кавказ и Лазику, Истами послал второго посла, Ананкаста, в Константинополь. В свою очередь, Византия одного за другим посылала ему своих послов - Евтихия, Валентина, Геродиана и Павла Киликийского."
"Эти послы позволили Византии получить довольно точное представление об обычаях и верованиях Ту-кую - "Тюрков", Феофилакт Симокаттес писал - "содержат огонь в очень большом почете". Действительно, влияние Иранского Маздакизма даже вызвало принятие ими бога Ормазда или Ахура-Мазда. "Они также благоговеют перед воздухом и водой", фактически, преклонение Чингизидов перед текущей водой достигало таких масштабов, что мусульманские омовения и стирка в ней одежды были запрещены кроме как при определенных условиях. "Но только создателю неба и земли они поклоняются и зовут богом, принося ему в жертвы коней, быков и овец." Это был в действительности культ Тенгри - неба в в священном аспекте - обычный для всех древних Тюрко-Монгольских народов. Наконец, то что Феофилакт говорит об "их священниках, которые, как им кажется, предсказывают будущее" относится к Тюрко-Монгольским шаманам, которые продолжали иметь большое влияние и во времена Чингиз хана.
В 576 г. Византийский император Тиберий II еще раз послал Валентина как посла к западным Тюркам. Но ко времени его прибытия в королевскую резиденцию на верхнем Юлдузе, Истами умер. Его сын и наследник Тарду (575-603 гг.) - Ta-t'ou в китайских историков - был очень рассержен из-за того что Константинопольский двор заключил договор с Аварами, т.е. с остатаками Жуань-Жуаней или, более вероятно, Эфталитов, которые бежали в Южную Россию. Тарду поэтому встретил Валентина очень холодно. Более того, в кчестве репрессивной меры за то, что он рассатривал как разрыв Византией союзных отношений, он послал соединение Тюркской кавалерии под командованием некоего Бохана против Византийских поселений в Крыму. С помощью Анагая - последнего лидера Гуннов-Утургуров, Бохан осадил Визинтийский город Боспорус или Пантикапей вблизи от Керчи (576 г.). Также, в 581 г. Тюрки были у стен Херсонеса, и до 590 г. они не покидали эти земли.
Эта ссора между западными Тюрками и Византией не остановила первых от продолжения войны с Персией. В 588-589 гг. они вторглась в Бактрию или Тохаристан и далеко продвинулась - до Герата. Если бы они были отбиты Персидским героем Бахрамом Чобином, как настаивает персидская традиционное (сказание), они должны были определенно воспользоваться гражданской войной, которая разразилась в 590 г. между Бахрамом и Хосроем II Парвизом. В действительности, претерпев самое худшее от этой войны, Бахрам в конце концов получил убежище у них, и без сомнений к этому времени они уже завершили захват Тохаристана к северу от Гиндукуша . В любом случае, в 597-598 гг. эта земля со своими столицами Балх и Кундуз, больше не принадлежала Персии , а была зависимой от западных Тюрков. В 630 г. когда ктитайский пилигрим Сюань-цанг (Hsuang-tsang) совершил свое путешествие , Тохаристан был уделом тегина или Тюркского князя живущего в Кундузе - он был сыном хана западных Тюрков.
Т.о. в момент когда на Дальнем Востоке чисто китайская династия Сюй (Sui) объединила бы наконец Китай (в 589 г.), после трех веков раздробленности, Центральная Азия оказалась поделенной на две обширные Тюркские империи: империю восточных Ту-куе, простиравшаяся от Маньчжурской границы до Великой Стены и оазиса Хами; и империю восточных Ту-куе, которая протянулась от оазиса Хами до озера Арал и Персии, от которой она была отделена границей к югу от Окса (Аму-Дарьи - прим.А.) и между реками Окс и Мерв. Весь Тохаристан к северу от Гиндукуша был заключен в политически Тюрксую территорию.
Письмена Куль-тегина в Кошо-Цайдаме, сочиненные столетием позже, чествуют в эпических терминах этот пик Тюркского величия:"

"Письмена Куль-тегина в Кошо-Цайдаме, сочиненные столетием позже, чествуют в эпических терминах этот пик Тюркского величия:

"Когда голубое небо вверху и темная земля внизу были созданы, между ними были созданы сыновья человеческие. Над сыновьями человеческими были предки мои - Бумин каган и Истами каган. Став  во главе, они стали управлять и учредили  империю и органы управления Тюркского народа. В четырех углах света они имели много врагов, но организовав походы армий они подчинили и умиротворили много народов в четырех сторонах света. Они заставили их склонить свои головы и согнуть колени. Они двинули нас на восток до лесов Кадырхана (Хинганские горы) и назад (или на запад) к Железным Воротам (Трансоксианы) (т.е. междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Даоьи - проим. А.). Во всех землях между этими самыми крайними точками Синие Тюрки (Blue Turks) держали полновластие. Они были мудрыми каганами, храбрыми каганами-героями; все их командующие были мудрыми и храбрыми; все их благородные люди (nobles) и весь народ были справедливыми (righteous)."
  Моральная концепция заключенная в этом знаменитом пассаже заимствована из древней космогонии, которая сформировала основу Тюрко-Монгольского шаманизма.  Принципы этой космогонии были очень простыми согласно резюме Томсена. Вселенная состоит из ряда уровней - один выше другого. Семнадцать верхних уровней образуют небеса, или владения Света, а семь или девять нижних уровней образуют нижний мир, или место Тьмы. Между ними лежит поверхность земли, где живут люди. Небо и земля подчиняются верховному существу, которое проживает на самом верхнем уровне неба и которое известно под именем Божественное Небо, или Тенгри. Небо также является местом, где проживают добродетельные души, а подземный мир - это ад для грешников.  Тюркская мифология насчитывает много других божеств, одно из них - богиня Умай - защитница детей. В дополнение, многочисленные духи населяют "землю и воды" (здесь были йер-суб или современные Тюркские йар-су)(по-казахски - жер-су - прим.А.). Заметными среди последних были феи, живущие в холмах и ручьях, которые считались священными местами, и культ которых был увековечен в практике и законах Чингизидов.
  Китайские историки дали физический портрет Ту-куе. Автор писавший в 581 г. так описывает их:
"Они позволяют своим волосам лежать свободно и проживают в войлочных юртах. Они двигаются от одного лагеря к другому согласно найденной воде и пастбищам в каждом месте. Их основное занятие - это разведение скота и охота. Они оказывают мало внимания своим старым людям (ссылка 18 на с.561: Пример Тонъюкука показывает что это китайское обвинение часто необоснованно), в то время как людей в расцвете жизни они высоко ценят. Они не знают ритуалов и правосудия, и в этом отношении напоминают древних Сюн-ну  (Hsiung-nu). Их высшими офицерами  являются "е-пу" (йабгу, yabghu) , "ше" (шад, shad) и те-к'ин (tekin, tegin), су-ли-пат и то-тун-пат (tudun) и другие меньшие  должностные лица. Эти общественные официальные лица образуют двадцать девять отдельных классов, и все назначения являются наследственными. Их оружие состоит из лука, стрел, свистящих стрел, нагрудного щита, пики, сабли и меча. На своих поясах они имеют орнаменты - выдолбленные или изваянные в рельефе.  На верху флагштоков у них - золотая голова волчицы.   Королевские вооруженные люди называются "фу-ли" - слово означающее волк (как "бури"). Когда человек умирает, каждый из его родственников убивает овцу или лошадь и кладет ее перед своей юртой как бы принося ему жертву. Они объезжают верхом семь раз вокруг юрты, произнося печальные плачи и когда они подходят к двери юрты они царапают (режут) свои лица ножами так что видно, что кровь течет вместе с изх слезами.  В день похорон родственники и  близкие приносят жертвы,  скачут галопом на лошадях, царапают лица так же как в день смерти. После похорон  камни ставятся на могилу пропорционально числу врагов убитых усопшим. После смерти отца, старшего брата или дяди, сын, младший брат или племянник женятся на вдове и сестрах.  Ханская юрта открывается на восток из уважения к этой части света на которой восходит солнце. Они боятся демонов и духов и верят в колдунов (шаманов). Для них честь - умереть в бою, и стыд - умереть от болезни."
  • 0

#4
Persik

Persik
  • В доску свой
  • 2 031 сообщений
Молодой человек. Мне кажется, если вы хотите заинтересовать людей этой темой - достаточно дать ссылку на этот текст и краткое описание. А постить целые главы из книжек не стоит.
  • 0

#5
Неизвестный прохожий

Неизвестный прохожий
  • Свой человек
  • 861 сообщений

Компьютерный переводчик перевел как Джозеф. Неизвестно еще как произносили это имя хазары - вряд ли так же, как оно звучит сейчас по-русски.


(*!"?;%:?*** - много чего хотел написать, но лучше не буду...)
Вы же на русский язык переводите, вот и соблюдайте нормы русского языка. Пользоваться компьютерным переводчиком - не комильфо и моветон.
  • 0

#6
Акскл

Акскл

    Читатель

  • Свой человек
  • 824 сообщений
Ув.Персик, данная интереснейшая книга не издана на русском языке, хотя и написана французским академиком Рене Груссе довольно давно. Я здесь привожу сделанный мною лично перевод с американского издания. Для ускорения и облегчения процесса перевода я использую сканер и переводчик www.lycos.ru  после которого делаю необходимые исправления. Кое-какие огрехи все же остаются.
Кстати, Константина Порфирогена в русскоязычных трудах называют почему-то Константином Багрянородным.
  • 0

#7
Неизвестный прохожий

Неизвестный прохожий
  • Свой человек
  • 861 сообщений
не знаю, вправе ли я это предлагать...
может, проголосуем за сохранение вс. закрытие этой темы?
если человеку хочется публиковать свои переводы, пусть откроет свой сайт и публикует их там.
а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки.
я не прав?
  • 0

#8
sipirgish_

sipirgish_
  • Свой человек
  • 930 сообщений
а хто вы такой чтобы гаварить "а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки" ... последняя инстанция че ли..
  • 0

#9
Неизвестный прохожий

Неизвестный прохожий
  • Свой человек
  • 861 сообщений

а хто вы такой чтобы гаварить "а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки" ... последняя инстанция че ли..


вы совершенно правы, милочка. я здесь никто и зовут меня никак! а вас попрошу быть повежливее в разговорах со старшими. честь имею.
  • 0

#10
СеЖо

СеЖо
  • Свой человек
  • 792 сообщений

не знаю, вправе ли я это предлагать...
может, проголосуем за сохранение вс. закрытие этой темы?
если человеку хочется публиковать свои переводы, пусть откроет свой сайт и публикует их там.
а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки.
я не прав?


а мне очень интересно.  спасибо, уважаемый акскл.  немного может и утомительно читать для человека несведущего, но интересно.

2неизвестный прохожий: согласен что форум не для таких постов.  с другой стороны, если у хозяев форума нет каких-то технических ограничений, почему бы не оставить все как есть.  а голосование здесь неуместно.  против будут голосовать только те люди, которые, раз порыскав в этой теме, во второй раз больше никогда не зайдут.  тема создана для интересующихся.  а тем у кого интереса нет - карты в руки.  пусть идут на другие темы, на другие ветки - их здесь, благо, премного.  например, "что вы делали со своим дружком".

2all: книги, цитируемые уважаемым акскл'ом, здесь даже не раритет, их просто нет.  там они стоят, я уверен, достаточно дорого.  ссылки на них если и есть (что оччень сомнительно), то только на англ./фр. и т.д. я пользуюсь шансом.  не хотел бы, просто не читал бы и не постил сюда ничего.

2 акскл - РЕСПЕКТ ТУ ТАЙМС.
  • 0

#11
Неизвестный прохожий

Неизвестный прохожий
  • Свой человек
  • 861 сообщений

не знаю, вправе ли я это предлагать...
может, проголосуем за сохранение вс. закрытие этой темы?
если человеку хочется публиковать свои переводы, пусть откроет свой сайт и публикует их там.
а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки.
я не прав?

а мне очень интересно.  спасибо, уважаемый акскл.  немного может и утомительно читать для человека несведущего, но интересно.
2неизвестный прохожий: согласен что форум не для таких постов.  с другой стороны, если у хозяев форума нет каких-то технических ограничений, почему бы не оставить все как есть.  а голосование здесь неуместно.  против будут голосовать только те люди, которые, раз порыскав в этой теме, во второй раз больше никогда не зайдут.  тема создана для интересующихся.  а тем у кого интереса нет - карты в руки.  пусть идут на другие темы, на другие ветки - их здесь, благо, премного.  например, "что вы делали со своим дружком".
2all: книги, цитируемые уважаемым акскл'ом, здесь даже не раритет, их просто нет.  там они стоят, я уверен, достаточно дорого.  ссылки на них если и есть (что оччень сомнительно), то только на англ./фр. и т.д. я пользуюсь шансом.  не хотел бы, просто не читал бы и не постил сюда ничего.
2 акскл - РЕСПЕКТ ТУ ТАЙМС.


отдаю должное вашей мудрости.
  • 0

#12
Акскл

Акскл

    Читатель

  • Свой человек
  • 824 сообщений
Я думаю не только одному СеЖо интересно почитать про нашу так долго замалчиваемую и фальсифицируемую историю. Кому не  интересно - не читайте. Свободу выбора ограничивать никому не позволено.
Вот еще про Тюрков Шато из других источников:
F.W.Mote "Imperial China" 900-1800, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts and London, England, 1999
с.408 (Глава 17)
"... К югу от родины монголов (в кавычках - прим.А,) и через пустыню Гоби, вдоль гор Иншань (Yinshan) к северу от большого изгиба Желтой реки существовала конфедерация тюркских племен называвшаяся Онгуты. Они тоже были несторианами и считали себя потомками тюрков Шато (Shatuo Turks), которые были важными в том регионе в период династии Тан, и та же группа позднее основала три из китайских Пяти Династий которые правили в Северном Китае в 923-950 гг. (см. Главу 1)..."
J.J.Saunders "The History of the Mongol Conquests" University of Pennsylvania Press, 1971
с.208
Примечание 12: "По поводу Шато см. W.Eberhard "Conquerors and Rulers" Leiden, 1965, Ch.6. "Они были маленькой группой из не более чем 3-х племен; их вооруженные силы насчитывали лишь 10 000 человек. Они скопировали систему правления Тан, и им служили, в основном, китайские чиновники. Хотя номинально они были буддистами, они поклонялись Тенгри и следовали многим древним тюркским обычаям, включая использование стрел в качестве мандатов (? верительных грамот или м.б. средств расчета? - прим.А.) и игру в футбол в качестве развлечения" (!!!).
Про Тюрок Тоба - цитирую Рене Груссе - " Империя Степей ":
с.57
" Орда Табгачей, или по-китайски Тоба, вероятнее всего Тюркского происхождения, поселилась около 260 г. на самом севере провинции Шаньси, к северу от Великой стены. "
C.60 Заголовок главы " Королевство Табгачских Тюрков или Тоба, и монгольское ханство Жуань-Жуань. "
С.60 " в конце 3-го  века нашей, как был уже отмечено, по всей вероятности Тюркские Тоба утвердились на самом   севере Шаньси, в регионе Татунга (Ta-tung) . Тоба Куэй, инициативный лидер  (386-409 гг.), принес хорошее благосостояние для своей орды, захватив от Му-джунг Хоу-иены сначала Цинянг - современный Тайюань (396 г.); затем Чунгшан - современный  Цингчоу, к югу от Баодина (397 г.); и наконец Йе - современный Чантех (Аньян, 398 г.). Затем нн принял для своей семьи Китайский династический титул Вей и утвердил столицу своей орды в Пингченге (Тай), к востоку от Татунга. Образованное таким образом королевство Тобы Вей включало провинции Шаньси и Хубэй до Желтой реки (т.е. Хуанхэ - прим.А.). Тюркскому Китаю Тоба угрожала новая волна вторжения варваров, вторжение Жу-Жуаней или, как Китайцы расшифровали это название в игре слов дл я их унижения, Жун-жуань в значении " неприятно извивающиеся насекомые ". Они, согласно liguists (лингвистам? - прим.А.), были настоящей Монгольской ордой подобно старым Хсиен-пи (или Сян-би как их называют в русскоязычных источниках), к кому, как некоторые полагают, они являются родственными."
Т.е. тюрки Тоба, завоевав в конце 4-го века Северный Китай до Желтой реки (т.е. Хуанхэ), установили там свою тюркскую династию под китайским именем Вей и со столицей в Пинченге (Тай). А затем Тюркскому Китаю угрожало новое вторжение - т.н. Жуань-Жуаней - уже настоящей монгольской орды. Т.е. Груссе, видимо, считает тюрков тоже чем-то вроде монголов - только "ненастоящих". :dandy:
Так же и в другом месте, где он пишет о несторианском митрополите из тюрков Онгутов - называет митрополита "монголом" в кавычках и лицом приближенным к великому хану, и говоря перед этим, что тот был именно из Тюрков Онгутов.
see Sawma and Marcus. Несторианский митрополит Китая - "монгол", тюрок Онгут:
http://www.uscolo.ed...auma/sawma1.htm
Рене Груссе о Тюрках Тоба "Empire of the Steppes"
с. 64
"...Некоторое время потребовалось для того чтобы Тюркская энергия Тоба угасла под китайским влиянием и из-за обращением в Буддизм. Во время правления Тоба Сиун (452-564 гг.) Тоба захватили оазис Хами (456 г.) и провели контр-атаки против Жуань-Жуаней в Гоби (458 г.). Жуань-Жуани со своей стороны оккупировали Турфан, свергли династию Цу-кю (Tsu-k'iu) заменив их своими ваасалами (460 г.)..."
с.65
"Тоба Хунг был настолько сильно набожен в Буддистской вере , что в 471 году отрекся от трона в пользу своего молодого сына - для того чтобы стать монахом. При его сыне - Тоба Хунг II (471-499 гг.) большинство пришло к такой же симпатии к Буддизму и под этим влиянием он ввел более гуманное законодательство. В 494 году он завершил китаизацию Тоба переносом своей столицы из Пинченга (Pingcheng) в Джехоле (Jehol) в Лоянг (Loyang) , и это было в тот же момент когда по его указу началась работа по знаменитым Буддистским склепам Лунгмена (Lungmen), к югу от Лоянга. Скульптуры этих склепов выполнялись в разные моменты времени в период с 494 по 759 годы. Но, принимая необратимо китайскую культуру и буддистскую веру, Тоба теряли свои жесткие воинские качества своих Тюркских предков..."
с.65 "После смерти Тоба Кяо (Toba K'iao) в 515 году его вдова королева Ху (Hu) правила территориями Тоба до 528 года. Эта женщина - потомок старых Табгачей - была последним членом династии способной показать древнюю Тюркскую силу. Она была женщиной исключительной энергии, кровожадной если того требовали обстоятельства, и с сильным чувством власти; тем не менее она покровительствовала Буддизму...."
http://www.afn.org/~...2/pol/ex14.html
"...The caves were constructed during this period by the Turkic-speaking Tobas who formed the Wei Dynasties. They deliberately adopted Chinese manners and customs. At the break-up of the Wei (due to friction concerning the traditional Tobas lifestyle), the Northern Zhou (the ones who unsuccessfully tried to revert to traditional Tobas traditions) remained in power, until the throne of the Northern Zhou was usurped by a general of Chinese or mixed Chinese-Tobas ancestry, Yang Chien.
Перевод выделенного места:
...тюркоговорящие Тоба, которые основали династию Вей...
http://www.warriorto...ao_grottoes.htm
"...During the Northern Wei dynasty found by Turkic speaking Toba tribe, pilgrims restarted to hew grottoes after proceeding years of turmoil with reflection of their ideal heaven world of the painful material world. Now there are 40 Northern Wei caves left..."
...династия Северные Вей, основанная тюркоговорящим племенем Тоба...
http://berclo.net/pa...pe-empires.html
"...The fall of the Han Dynasty in 220 AD left China weak and divided and a century later the Topa Turks had conquered northern China, had adopted Buddhism and Chinese ways and had founded the Northern Wei Dynasty..." .
"... Boumin, a turkic vassal, rebelled and crushed the Mongols completely in 552 with the help of the Northern Wei who remembered their turkic origins..."
...Тюрки Тоба завоевавшие северный Китай приняли Буддизм и китайские методы и основали династию Северные Вей...
...с помощью Северных Вей, которые помнили свое тюркское происхождение...
Harper Collins "Atlas of World History" edited by Geoffrey Barraclough
Published 1998 by Borders Press, Ann Arbor Michigan (first published 1978)
c.95
"В конце концов могущественный Тюркский народ, Тоба (Северные) Вей 386-534 гг. преуспели в воссоединении Северного Китая. Но они сделали так в конце полностью китаизировавшись. В начале 6 века это привело к гражданскому конфликту и их империя опять разделилась..."
  • 0

#13
vturekhanov

vturekhanov

    Обычный человек

  • Модератор
  • 11 977 сообщений
2Акскл:
Я понимаю, что тексты, которые Вы публикуете здесь достаточно интересны для части участников Конференции. Однако, у нас не принято так делать, да и ресурсы сервера не безграничны. Если Вы хотите, чтобы участники ознакомились с достаточно большим текстом, пожалуйста, выложите его где-нибудь в интернете (бесплатных хостингов сейчас предостаточно) и дайте на форуме ссылку.
  • 0

#14
HawkMoon

HawkMoon

    он же Harley Kaos

  • Забанен
  • 71 сообщений

а хто вы такой чтобы гаварить "а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки" ... последняя инстанция че ли..

Цвет интеллигенции...
Гений русской словестности...
Два-в-одном: sipirgish_
Апплодисменты, господа...

#15
camp de mar

camp de mar
  • Свой человек
  • 697 сообщений

а хто вы такой чтобы гаварить "а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки" ... последняя инстанция че ли..

Цвет интеллигенции...
Гений русской словестности...
Два-в-одном: sipirgish_
Апплодисменты, господа...

ну дак вы тож не блещите, ежели чё
  • 0

#16
Vadziku

Vadziku

    Один, просто Один

  • В доску свой
  • 17 674 сообщений

а хто вы такой чтобы гаварить "а здесь, так уж и быть, пусть дает ссылки" ... последняя инстанция че ли..

Цвет интеллигенции...
Гений русской словесТности...
Два-в-одном: sipirgish_
Апплодисменты, господа...


  • 0

#17
FREE MIND OF KZ

FREE MIND OF KZ
  • Завсегдатай
  • 280 сообщений
Тогда же, из-за Русского влияния, некоторые лидеры Кипчаков начали принимать Христианство.

мдааа
до екатерины второй русские в степи не были сильны. а христьянство наверное русские переняли у тюрков.

кто с мечом к нам пришел тот от меча и погибнеть

так наверное сказать мог на всю страну только вассал Монгольской империи.
  • 0

#18
Vadziku

Vadziku

    Один, просто Один

  • В доску свой
  • 17 674 сообщений

до екатерины второй русские в степи не были сильны. а христьянство наверное русские переняли у тюрков.

Они же наверное и русскому языку русских научили :dandy:)
Вроде как христианство у нас византийского происхождения.
А они и сейчас там не сильны - ты у нас в степи много русских военных баз видел?
Вообще верным путем идете товарищи ряды Фоменков надо расширять тюркофильными интерпретаторами.
  • 0

#19
Roxi

Roxi

    королева-мать :)

  • В доску свой
  • 13 182 сообщений

Вроде как христианство у нас византийского происхождения.

по мнению мурада аджи, христианство в византию пришло из степи. от тюрков. так же как и, собственно, его символ - крест. только выглядел он немножко не так, как теперь. кому интересно, могут что-нить накопать в нете, наверное. книга называлась "полынь половецкого поля", если что :dandy:
  • 0

#20
Vadziku

Vadziku

    Один, просто Один

  • В доску свой
  • 17 674 сообщений

Вроде как христианство у нас византийского происхождения.

по мнению мурада аджи, христианство в византию пришло из степи. от тюрков. так же как и, собственно, его символ - крест. только выглядел он немножко не так, как теперь. кому интересно, могут что-нить накопать в нете, наверное. книга называлась "полынь половецкого поля", если что :D

Рокси, да я про то же. Новых Фоменко хватает :dandy:)
Это что-то вроде комплекса неполноценности национального масштаба, обязательно надо доказать пупземлевость собственной нации.
Однако византийское происхождение русского христианства все-таки общепризнанный факт, а вот насчет происхождения христианства в Византии - это уже другой вопрос.
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.