Перейти к содержимому





- - - - -

этот мой текст по-английски напечатали англии

Опубликовал: Олеся-Бота, 24 Октябрь 2009 · 613 Просмотров

Как написать о том, чего не можешь объяснить рационально? Для чего нет научных доводов и логических ходов? Трудно быть свидетелем невероятного, говорю по опыту. Странно и даже страшновато иногда. Все мы боимся, не доверяем. И все же – ищем чего-то, тянемся к живой энергии духовных традиций.

Унгуртас – известное в Казахстане место, Гора – Айдарлы Айдахар Ата Айман Шолпан – привлекает сотнями паломников. Но это – сейчас. Еще восемь лет назад гора виделась обычной сопкой, на которой пасли овец. Это удивительно, но аулие («святое место») здесь открылось только недавно, и сделала это женщина. Дервиш Бифатима-апа. Восемь лет назад она пришла сюда с юга. Построила себе времянку у подножия холма и начала принимать людей. Местные жители, соседи не поверили в ее утверждение, что скоро эта Гора начнет исцелять людей и помогать всем, у кого чистые намерения, и так будет долго, много лет. В деревне Бифатиму сочли или сумасшедшей, или обманщицей. Но день за днем поток людей, приходящих и приезжающих издалека усиливался. Паломники сами построили дом, в котором теперь может бесплатно остановиться любой странник, поставили указатели, сделали ступеньки и дорожки на Горе...Что привлекало их? Человек? Место? Однажды, в Унгуртас приехала и я со своими друзьями.

Это было 2 года назад, летом. Наша поездка была киноэкспелицией по югу Казахстана, цель – исследовать целительские традиции Азии. Список адресов у нас был большой, помогла Академия наук Казахстана, но Унгуртас – недалеко от Алматы, всего 80 километров по Бишкекской трассе, и мы решили проверить этот адрес первым. Бифатима, как нам рассказали, обычно не слишком расположена к журналистам и документалистам. Тем не менее – почему не попытаться...

Апа встретила нас спокойно, снимать в первый вечер запретила, почти не смотрела в нашу сторону, только задала вопрос: «Зачем вы это делаете?» «Для людей»,- искренне ответила я. «Хорошо, оставайтесь ночевать. Утром посмотрим». Нам объяснили, что так она поступает, если хочет «посмотреть» человека – его будущее, прошлое, и что-то еще, понятное только ей. Когда человек спит, это «видно» проще и яснее. В доме Бифатимы такая ночная «диагностика» – обычная практика, в большой комнате с мягким полом из шкур и войлока часто спят по нескольку десятков человек, и каждому из них наутро апа может ответить на вопрос или дать какое-то задание – для «лечения», исправления жизни. Наутро Бифатима дала нам разрешение на съемку.

Жизнь в ее доме, по правилам этого дома – особые отношения, нормальные для суфийской традиции. Способ передачи знаний. Если хочешь изменить свою жизнь – работай, слушай себя и других, действуй. Если мы хотим рассказать об Унгуртасе людям – нужно «прожить» это место, быть внутри. .

Ценности, на которых строится взаимодействие дервиша с приходящими паломниками – традиционны. Одна из основных - семья. Предки. Прежде чем быть допущенным на Гору, вновьпришедший приглашается к столу. За дастарханом он может выпить чаю, или пообедать – этот стол считается ритуальным, здесь мы вспоминаем умерших, просим их благословения. Разумеется, читается молитва. Затем все идут к реке – купаются, или хотя бы умываются в проточной воде. И тольтко после того, как холодная горная река отделилила человека от энергий города, обыденных хлопот, смыла с него суету и помогла собраться с мыслями, его ведут в подземную мечеть, а затем – на Гору.

Гора – место, где, как объясняет Бифатима, проходит «канал», связывающий землю с космосом, вена и артерия Земли. Таких мест на планете – несколько, и они важны. На вершине Горы установлены два специальных камня – красный и черный.

Черный – заостренный книзу – отмечает место, где проходит энергия из космоса к земле. Это – поток информации, идей, холодная, чистая энергия. Она очищает, исправляет ошибки. Здесь рекомендуют находиться не более получаса, иначе начнет «засасывать». Человеческая индивидуальность нуждается в такой «корректировке», но чрезмерное стремление к идеалу – ее убивает. Я так поняла идею «лимита времени». На черном камне написано название места. Ата – дед, отец, старший в семье. Айдахар – дракон. Айдарлы – гребешок, символизирующий знание. Дракон – мужчина, наделенный знанием...Айдалы Айдахар Ата Айман – Шолпан. Именами Айман и Шолпан в Казахстане часто называют девочек-близнецов. Почему эти имена оказались в названии аулие? Однажды апа сказала, что «обе они получили благословение, хотя одна из них – темная». Двойственность женской натуры? Могу только догадываться..

Красный камень – заострен кверху, на нем – арабская молитва и знак, символизирующий единство неба и земли. Он отмечает место восходящего потока энергии, здесь принято просить о сокровенном, и – подпитываться животворящей энергией земли. Сюда приводят больных, здесь провожают солнце и вспоминают умерших...

Но прежде чем оказаться на вершине – паломники проходят один за другим пещеры и камни, имеющие свой смысл и силу на Горе. Обычно этот процесс занимает не менее часа, и сопровождается кем-то, кому Бифатима доверяет «водить людей». Первый камень, конечно же, посвяжен объединению семьи и прощению ошибок предков. На нем же – просят здорового потомства. Затем – камень – «дверь», где просят открыть дорогу и благословить начинания. Пещера ангелов – здесь загадывают желание. Важное условие: желание нужно выбрать – одно, главное, понять, что идет из сердца. Тогда оно обязательно сбудется. Затем – Крыло дракона. Здесь вновь обращаются к теме рода, предков. Просят прощение за грехи умерших, молятся об избавлении от страхов и стереотипов, пришедших из прошлого. Это – особый процесс. Под Крылом Дракона многие паломники проводят часы, в молитве разхмышлениях о своей судьбе и закономерностях нашего мира. Рядом с Крылом – еще один важный камень – Лицо Девушки. Здесь незамужние просят послать в их жизнь человека из чистого рода, который даст им счастье и благополучие. Следующий процесс – у камня, который когда-то был человеком. Рассказывают, что некогда в этих местах жил очень добрый человек, любимый Богом. Но люди его не понимали, смеялись над ним, не верили, и за это – болели и умирали. Святой человек не знал, как остановить их, и однажды он попросил Бога превратить себя в камень, чтобы люди больше не входили в заблуждения из-за его человеческого тела, но исцелялись и становились лучше, прикасаясь к нему. Бог исполнил просьбу святого. Этот камень – на Горе. Возле него – глубокая пещера. Паломникам предписывается забираться в нее – всем вместе, - и читать молитву 40 раз, любую, какую они выберут всей группой. Этой молитвой люди просят простить их за зло, которое они когда-либо желали кому-то, и снять с них дурные пожелания окружающих. Выше – камни, очищающие зрение, слух, открывающие чувства. Утес, на которм просят земных благ... Камни и процессы на Горе выстроены так, чтобы сонастроить нового человека с какой-то точно выверенной, простой и одновременно сложной ценностной системой. Так или иначе, к вершине человек приходит уже другим, более собранным и открытым. Я наблюдала это неоднократно – и всегда восхищалась мудростью Бифатимы и ее мастерством учителя.

Невероятно, но здесь действительно происходят чудесные исцеления. Я, с моими двумя «высшими», с трудом привыкла к мысли, что это – не иллюзия. Вновь и вновь я задавала приезжающим людям вопрос о цели их визита – и получала в ответ одну за другой истории о исцеленных от разных болезней друзьях, соседях, родственниках... Именно в этом – причина популярности Горы. Народная молва о ней идет уже далеко за пределами Казахстана. При мне приезжали люди из России, с Украины, из Белоруссии... Отовсюду. Большинство из них – с надеждой поправить здоровье. Но есть и другая категория. Целители, которые хотят открыть или усилить свои природные способности. Такие – живут в доме Бифатимы месяцами, у каждого из них – своя история и особые отношения с дервишем.

Сама Бифатима нередко называет себя «последним патроном», говорит, что «за нею никого нет». Что это значит? Завершается какая-то традиция? От многих людей из ее окружения, и вне его, – от тех,кто сам лечит людей, «видит», работает целителем, я слышала слова о том, что она – уникальна, последний дервиш этих мест, мастер. Именно поэтому многие целители привозят к ней своих взрослых, ищущих собственный путь сыновей и дочерей. «Открыть дорогу», «принять дар».

Логика пространства дервиша, аулие, сильно отличается от европейских стандартов отношений, к котороым я привыкла. Но быть в нем – сильнейший опыт и глубокое переживание, возвращающее человека к самому центру личности, к основам. Это – странно, и порою - нелегко. Но полезно.

За два года с Бифатимой изменилось многое в моем мировоззрении. Она знала, что делала, оставляя меня возле себя на месяцы. Теперь фильм, который мы снимем с моими партнерами, будет сделан из совсем других причин, честнее и проще. Надеюсь.

Как это произойдет – покажет время. Подробности о проекте – здесь: www.kazakhdervish.com
здесь же можно увидеть фото и немного видео.

  • 0


спасибо. очень интересно. а как туда можно добраться?
    • 0
Была я там, скептикам нельзя в такие места...
    • 0

как туда можно добраться?

это недалеко от алматы, по бишкекской трассе за самсы - вскоре - поворот на унгуртас. а там - любой покажет...
    • 0

Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 29 3031

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.